издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Художник пишет о войне

Зарисовки и рукописный материал из фронтового дневника известного иркутского художника Виталия Рогаля впервые представлены в Городском выставочном центре на Халтурина, 3. По этому адресу расположена галерея, которую иркутяне называют Домом Рогаля. До 9 мая здесь проходит выставка «Фронтовой дневник: вперёд на Запад (1943–1945 гг.)». Основой экспозиции стала дипломная работа студента-четверокурсника Иркутского госуниверситета Виталия Ткачёва.

Ещё в пятом классе Виталий Ткачёв знал, что будет поступать на истфак. Когда пришло время выпускаться, все в один голос советовали уже взрослому одиннадцатикласснику школы № 3 Усолья-Сибирского поступать на исторический факультет ИГУ. Родители верили, что у него получится. Так и вышло, правда, юноша уже после ЕГЭ изменил своё решение:

– Я и не знал до этого, что есть направление «Музеология». А когда первый раз пришёл в университет, увидел его в перечне и не раздумывая подал документы. Такой шанс – совмещать историю, искусство, культуру!

Сейчас Виталий Ткачёв учится на четвёртом курсе и нисколько не жалеет о своём выборе, он уже определился с направлением своей научной деятельности. И два года назад студент пришёл в музей имени В.С. Рогаля на практику:

– 2015 год был сложным для музея: прошло столетие со дня рождения Виталия Сергеевича. В это время я многому научился, привык к музейной деятельности, заинтересовался творчеством Виталия Рогаля. Дальше каждый год я что-то читал, изучал, интересовался. И вот в прошлом году я подумал, почему бы не сделать свою собственную выставку и не написать научный труд? Здесь же, в музее, у меня появилась прекрасная возможность. Дочерью художника был отдан на хранение фронтовой дневник самого Виталия Сергеевича. Я начал его изучать, расшифровал записи Виталия Сергеевича, создал проект. Как результат – сейчас в музее вы можете увидеть выставку «Фронтовой дневник», посвящённую жизни и деятельности Виталия Сергеевича Рогаля во время Великой Отечественной войны.

На стеллажах рядами стоят копии страниц дневника, справки и выписки из различных архивов. А описано там немало: битвы под Витебском и под Кёнигсбергом, освобождение Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы… Писал художник и о радостях – как он получил приз за участие во фронтовой выставке картин и орден Красной Звезды, и о горестях – о тяжёлом ранении в голову под конец военных действии в 1945 году, о гибели друзей… Вглядываясь в короткие, неуклюжие пометки, написанные карандашом и чернилами, вероятно, где-то по дороге на фронт, в окопах и в лагерях, можно взглянуть на войну глазами участника военных действий, узнать, что чувствуют люди, когда они там, на фронте, прямо под пулемётным огнём…

«То, что увидел сегодня, я никогда не знал. Я не забуду артиллерийскую подготовку, которую увидел салютом», – первые фронтовые записи из дневника, 3 февраля 1944 года.

Весной 1944-го Рогаль пишет: «Начались радостные солнечные дни, в природе появляется толика тепла и нежности, которых так нам недоставало, – ненависть к врагу, казалось, навсегда выжгла все чувства».

После ранения Виталий Рогаль почти потерял зрение, шансы на восстановление были очень малы. Представьте, как должен чувствовать себя художник: «До слёз тяжело, обидно – я надел синие очки. Долго ли будет мука такая. Врачи не знают, и я не знаю», – пишет он в это время. Виталий Сергеевич мечтал, чтобы к нему вернулось зрение. Он продолжал заниматься творческой деятельностью, постоянно писал, рисовал – это было как упражнение для глаз. 18 марта 1945 г., когда зрение стало восстанавливаться, художник радовался: «Глаза начинают видеть».

Он не любит войну, говорит, что она разрушает всё на своём пути, заставляет людей звереть, убивать друг друга: «Жаркие бои, вечное пребывание в земельном укрытии отучили наслаждаться тем, чем дорога природа».

Но в первую очередь Виталий Рогаль был художником, он видел в войне шанс проявить свои способности, показать, что ему передали учителя. Иногда он делает пометки: «Нашёл под развалинами ценнейшие для себя репродукции работ художников Возрождения и модерна». Тут же, на полях этого дневника, рядом с бесценными записями множество его собственных рисунков: руины городов, осколки снарядов, военные действия, портреты солдат…

«Я часто сижу один на один и вспоминаю прошлое. Оно уже так далеко от меня, но разом с тем и близко. Всё пройденное и прожитое мной заставляет верить, что и в дальнейшем жизнь моя тесно будет держаться в колее, которая направлена только в одни ворота, ворота искусства. Я верю, что и через войну пронесу служение и родине, и искусству. Я иначе не понимаю жизни».

– До этого не было представлено ни одного рукописного материала в таком разобранном виде, как сейчас, были отдельно рисунки, но рукописей не было. Этот источник очень ценен, он «оживляет» историю для нас. И я хочу, чтобы посетители музея узнали что-то новое на этой выставке, чтобы задумались и увидели – какая была война и какие были люди, – говорит Виталий Ткачёв.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры