издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Углём к миру

Углём к миру Поставки за рубеж останутся драйвером развития отрасли

Перспективы добычи угля в Восточной Сибири в ближайшие 10–12 лет будет определять экспорт. Внутреннее потребление может увеличиться в том случае, если в регионе построят электростанции, предназначенные опять же для поставок энергии за рубеж. В зависимости от сценария, который будет реализован на практике, добыча угля в Восточной Сибири может вырасти с 96,7 млн тонн в 2017 году до 109–170 млн тонн в 2030 году. Такие расчёты сделали в лаборатории ТЭК Сибири и Дальнего Востока Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН.

Парадокс: мировая добыча угля сокращается с 2014 года, но торговля им растёт с 2015 года. Об этом, в частности, сообщает Международное энергетическое агентство в недавнем отраслевом обзоре. По данным организации, в 2016 году экспортные поставки угля выросли на 1,9% в сравнении с 2015 годом, их объём превысил 1,33 млрд тонн. Рост продемонстрировали и энергетические, и коксующиеся угли. Экспорт первых в мировом масштабе увеличился на 1,5% и достиг 1,01 млрд тонн, вторых – прибавил 3,4% и составил 314,1 млн тонн. Спрос на уголь сокращается в США, Великобритании и Китае, но растёт в Индии и других странах Азии. И, прогнозируют в Международном энергетическом агентстве, будет расти как минимум до 2022 года.

Не себе, но людям

Близость азиатских рынков играет на руку России. Статистика Министерства энергетики РФ свидетельствует о том, что в 2017 году впервые в новейшей истории страны экспорт превысил потребление на внутреннем рынке: 181,6 млн тонн против 171,8 млн тонн. В 2016 году, для справки, объём поставок зарубежным и российским покупателям составил 164,7 млн тонн и 167,1 млн тонн соответственно. «Внутренняя потребность уменьшается в основном потому, что снижается производство тепла», – объясняет заведующий лабораторией ТЭК Сибири и Дальнего Востока Института систем энергетики СО РАН Александр Соколов. В статистическом сборнике «Россия в цифрах» сообщается, что за пять лет его генерация сократилась с 1,34 млрд гигакалорий в 2012 году до 1,27 млрд гигакалорий в 2016 году

За период с 2012-го до 2016 года добыча угля возросла с 354,6 млн тонн до 385,7 млн тонн. Одновременно внутреннее потребление угля сократилось со 182,5 млн тонн до 166,4 млн тонн. Сокращение произошло по всем направлениям использования: электростанции, коксохимические заводы и прочие потребители. Наиболее значительно сократилось потребление угля электростанциями (на 11,7%) и населением (на 14,6%). Прошлый год принёс шестипроцентную прибавку к объёмам добычи угля в стране. По статистическим данным, в России было добыто 408,9 млн тонн угля. Иркутская область, Забайкальский и Красноярский края, республики Бурятия, Тыва и Хакасия дали почти четверть этого объёма. Если точнее, 96,7 млн тонн. Драйвером роста стал экспорт. С 2012-го по 2016 год он увеличился в целом по стране почти на 30% – со 126,9 млн тонн до 164,7 млн тонн. Восточную Сибирь также затронула переориентация добывающей отрасли на внешние рынки. Однако в регионе (здесь) по-прежнему превалирует отгрузка внутренним потребителям, прежде всего угольным ТЭС – основе региональной энергетики. Доля бурого угля в топливном балансе Восточной Сибири составляет 61%, каменного – 13%, остальное приходится на газ, мазут, дизельное топливо и другие нефтепродукты, в то время как в целом по стране основным энергоносителем является газ (67% от объёмов потребления), а доля угля составляет всего 16%.

«Есть серьёзный конкурент»

В «оцифрованном» виде ситуация выглядит следующим образом. Объём добычи в Восточной Сибири в 2016 году составил 94 млн тонн. Из них 25,2 млн тонн отправилось в переработку на обогатительные фабрики. Внутренним потребителям поставлено 57 млн тонн. А 19 млн тонн, львиную долю которых составил высококачественный продукт переработки – энергетический концентрат с обогатительных фабрик, продано иностранным покупателям. Остальной уголь в рядовом виде и низкосортные продукты переработки поставлены в регионы страны, в основном в Восточную Сибирь.Таким образом, на экспорт в 2016 году ушла пятая часть поставок из Сибири. Половину обеспечивает Забайкальский край. Второе место занимает Республика Хакасия, на третьем находится Красноярский край. Последний в то же время является лидером по добыче угля. Забайкальский край – второй, Республика Хакасия – третья. Иркутская область удерживает четвёртое место и по добыче, и по экспорту.

Восточная Сибирь в целом обладает значительным потенциалом развития отрасли. Достаточно сказать, что степень разведанности запасов угля (отношение балансовых запасов к прогнозным ресурсам) в регионе составляет только 3,4%. При этом балансовые запасы составляют 68,2 млрд тонн – больше трети всех запасов России, а прогнозные ресурсы – 52% от российских. Лидирует Красноярский край, на территории которого залегает свыше 2/3 объёма угля региона, поставленного на государственный баланс. Доля Иркутской области – 11,8%, Хакасии – 7,4%. Значительными перспективами с точки зрения расширения производства обладают Берёзовское и Бородинское месторождения, расположенные в Красноярском крае, в перспективе освоения с нуля – Абанское месторождение. Из уже вовлечённых в разработку месторождений Иркутской области такие возможности есть у Вознесенского, Головинского и Мугунского. А из тех, которые ещё не освоены, интерес представляют Ишидейское и Каранцайское. Перспективными месторождениями располагают также Забайкальский край, республики Бурятия, Тыва и Хакасия.

С учётом существующих запасов добыча угля в регионе, по расчётам специалистов ИСЭМ СО РАН, может вырасти как минимум до 99 млн тонн в 2020 году и 109 млн тонн в 2030 году. Надежды в первую очередь возлагаются на экспорт. Учитывая все факторы, от которых зависят его объёмы, учёные дают определённую «вилку» в прогнозах. Учитывая, что в 2016 году из Восточной Сибири за рубеж ушло18,8 млн тонн, а в 2017 – 19,5 млн тонн, в 2020 году поставки могут достичь 20–30 млн тонн. К 2030 году ожидается их рост до 23–39 млн тонн. Ведущую роль продолжит играть Забайкальский край, экспорт из которого, как предполагается, к этому времени может составить 15–20 млн тонн. Второе место, как и сейчас, при этом может сохранить Республика Хакасия – 6–9 млн тонн. Хотя и у Республики Тыва в рассматриваемом периоде времени возможности наращивания экспорта достаточно высоки – 2–11 млн тонн. «Уголь, добываемый в республике, используется только для внутреннего потребления, – отмечает старший научный сотрудник ИСЭМ СО РАН Людмила Такайшвили, в соавторстве с Соколовым подготовившая доклад «Угольная промышленность Восточной Сибири в топливно-энергетическом комплексе – перспективы развития». – Для того, чтобы вывезти коксующийся уголь экспортного качества, нужно построить железную дорогу Кызыл – Курагино. Наиболее вероятный импортёр тувинского угля – Китай, проявляющий интерес к разработке месторождений коксующегося угля в республике. Но тут у нас есть серьёзный конкурент – Монголия. Месторождения Монголии расположены значительно ближе к Китаю, находятся почти на границе с ним, а качество угля крайне высоко».

Переработка: от электричества до химии

Если брать верхние границы, которые дают учёные, то в 2020 году добыча угля может достигнуть 136 млн тонн. Оптимистичный прогноз на 2030 год – 170 млн тонн при потенциально возможных объёмах добычи 290 млн тонн, 60 млн тонн из которых составляют коксующиеся угли. «Возможное направление использования угля – электростанции, предназначенные в том числе для экспорта энергии», – замечают Такайшвили и главный научный сотрудник ИСЭМ СО РАН Александр Соколов. – Но это большой вопрос». Среди проектов, которые фигурируют в государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и«Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года», значится несколько станций суммарной мощностью 8,6 ГВт. В их числе Харанорская ГРЭС на 2,4 ГВт, а также объекты на «бортах» Ишидейского и Мугунского месторождений на 2 ГВт и 900 МВт соответственно. Однако динамика спроса на электричество и обязательства, взятые на себя Россией при подписании Парижского соглашения по климату, вызывают серьёзные сомнения в том, что эти проекты будут реализованы.

В связи с этим более перспективными направлениями выглядят глубокая переработка угля и углехимия. Потенциальный спрос в этих отраслях может составить несколько миллионов тонн в год. «Очень перспективное направление – создание угольных кластеров, – добавляет Такайшвили. – Но, поскольку каждое месторождение уникально с точки зрения химического состава углей, горно-геологических и других условий разработки, здесь не может быть типового базового проекта». Если же говорить о других направлениях использования угля, которые потенциально могли бы «подогреть» спрос на него, то нужды котельных и прочих потребителей в перспективе скорее сократятся, чем возрастут.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры