издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Запрос на нового лидера

Иркутская область разочаровалась в губернаторе

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко вошёл в десятку глав-аутсайдеров, рейтинг которых рухнул за последние полгода наиболее заметно. Об этом говорят результаты социологических исследований. Впрочем, жителям области и так понятно – запрос на смену власти сформировался и витает в воздухе. Как и во всём, что касается общественных настроений, здесь тесно переплетаются реальность и технологические аспекты информационной борьбы. Коррупционные скандалы на фоне полного отсутствия прорывных проектов лишь усугубляют гнетущее ощущение собственной второсортности, с некоторых пор не дающее покоя самосознанию жителей региона. С таким политическим багажом Сергей Левченко неумолимо приближается к выборам.

 

Иркутская область, как известно, богата золотом, газом, лесом и нефтью. Но ресурсами в нынешней ситуации гордиться трудно. Предметом настоящей гордости иркутян остаётся убеждение в собственной исключительности, самостийности, умении идти против навязанных общегосударственных трендов. Протест, возведённый в культ, может творить чудеса. Именно это и было продемонстрировано в 2015 году, когда на протестной волне к власти пришёл коммунист Сергей Левченко. Профессиональный политик, который традиционно баллотировался на этот пост и так же традиционно проигрывал более сильным конкурентам. Единственной причиной его победы стала принадлежность к оппозиционной партии. Что из этого получилось, можно наблюдать сегодня.

Партийность как клеймо

Закрытые социологические исследования, проведённые для администрации президента, показывают: губернатор Иркутской области Сергей Левченко вошёл в десятку глав-аутсайдеров, чей рейтинг за последние полгода просел наиболее сильно. С октября 2018-го по март 2019 года уровень оценки его деятельности снизился на 23 процентных пункта. Об этом недавно сообщил РБК со ссылкой на источники в Кремле.

Однако в регионе антигубернаторские настроения чувствуются и без соцопросов. Ещё зимой в Интернете появилась петиция с требованием отправить губернатора в отставку за убийство спящего медведя. Весной в Иркутске прошли акции протеста, участники которых требовали того же.

«Похоже, уникальный социально-политический эксперимент под названием «выбрали себе губернатора на протесте» в Иркутской области подошёл к своему логическому завершению», – делает вывод политический обозреватель Галина Солонина и добавляет, что речь идёт не только о Левченко, персональный рейтинг которого рухнул в последние полгода, но и о партиях как таковых.

«У иркутской усталости от партий есть полноценная региональная специфика, – добавляет к сказанному кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, политолог Сергей Шмидт. – Область в течение четырёх лет существует в условиях настоящей двухпартийной системы. Говорю совершенно серьёзно: мне, например, сравнения политической жизни в нынешней Иркутской области с самими США не кажутся чрезмерно натянутыми. Поэтому у нас формируется усталость не от одной только доминирующей партии, но и от партий в принципе. По крайней мере, партий старого начальственного стиля».

«Коммунисты старались качать протест против партии власти – «Единой России», не понимая, что это большой риск самим пойти на дно, – добавляет Галина Солонина. – Риск реализован: рейтинги обрушились не только у «Единой России», но и у КПРФ. Дело идёт к тому, что партийность станет сама по себе клеймом для политиков».

Области нужен политик, который, с одной стороны, действительно будет представлять интересы жителей, а не бизнес-партийных кланов с незамаскированной семейной природой, как это происходит в течение последних четырёх лет.

 

«Причём это должен быть политик, который не будет участником наших многолетних, уже хронических внутриэлитных конфликтов, – считает Шмидт. – Политик, который не будет «запятнан» этими конфликтами, который сможет эти конфликты прекратить, равноудалив (несправедливо забытое слово!) разные группы интересов, оставаясь эффективным коммуникатором между ними».

«Медвежья болезнь» и коррупционные скандалы

Причиной падения рейтинга губернатора источники РБК называют прежде всего «медвежью историю» Сергея Левченко. Кажется, незаконная охота на спящего мишку уже навсегда останется самым ярким эпизодом в политической жизни иркутского губернатора. В ней умудрился принять участие не только сам глава региона, но также его сын и даже внук. В итоге, когда речь зашла о проблемах Иркутской области на медиафоруме ОНФ, президент страны не смог подобрать для иркутского губернатора более ёмкой характеристики, чем «охотник».

Конечно, «сказ о том, как мёртвый медведь губернатора погубил» – сам по себе достоин того, чтобы стать сюжетом из политического фольклора. Однако нельзя всерьёз утверждать, что браконьерская охота стала единственной причиной падения уровня доверия к губернатору. Регион сотрясают коррупционные скандалы, и они роняют рейтинг главы региона гораздо сильнее, чем пресловутая «медвежья болезнь».

В первую очередь речь идёт о злоупотреблениях в лесном секторе. Накопившееся негодование было наглядно продемонстрировано в начале мая, едва возникла первая же критическая ситуация с лесными пожарами. Уже никто не сомневается, что пожары связаны с незаконной лесозаготовкой. Возбуждено сразу три уголовных дела против чиновников министерства лесного комплекса. Ни одно из них ещё не передано в суд, но главное понятно: если раньше лес воровали «чёрные» лесорубы, теперь основной угрозой стали санитарные рубки, официально санкционированные министерством лесного комплекса. Безнаказанность чиновников привела к тому, что варварское истребление тайги началось даже в заказниках, на особо охраняемых природных территориях.

«Аналогичная ситуация связана с Байкалом, – добавляет Галина Солонина. – Именно при Левченко (или в условиях безвластия – кому как кажется точнее) началась массовая нелегальная застройка побережья Байкала. Свои непонятно как полученные участки на берегу озера решили легализовать и застолбить стройкой многие российские и китайские деятели нелегального или полулегального турбизнеса. Сейчас Иркутская область превратилась в поле битвы правоохранительных органов с экономической преступностью в самых разнообразных её проявлениях».

Апофеозом проявления коррупции стали два уголовных дела, возбуждённых против компании «Звезда», сорвавшей сроки капитального ремонта лифтов в целом городе – Ангарске. Учредителем компании является прямой подчинённый сына губернатора. Более того, компанию уличили в представлении подложных документов, но депутатскую проверку в отношении «Звезды» заблокировали депутаты фракции КПРФ, которую возглавляет всё тот же Андрей Левченко. При этом банковскую гарантию компания получила при помощи подконтрольной правительству «Корпорации развития Иркутской области».

– Борьба с коррупцией у Сергея Левченко, увы, тоже не задалась, – констатирует Галина Солонина. – Из области по-прежнему выжимают все соки, эксплуатируя её ресурсы самым варварским способом. В итоге люди голосуют ногами против команды Левченко.

На «хромой утке» далеко не улетишь

То обстоятельство, что коррупционные скандалы происходят на фоне относительно стабильной экономической ситуации, лишь усугубляет дело. Бюджет Иркутской области исправно пополняется за счёт активного развития нефтегазовых проектов. Поэтому сам собой напрашивается вывод: вместо того, чтобы воспользоваться благоприятными обстоятельствами и сделать рывок в развитии региона, губернатор и его команда занимаются обслуживанием каких-то частных интересов.

– При роскошном бюджете область не может перейти к реализации хотя бы одной стратегической задачи, – говорит Сергей Шмидт. – Печальная судьба проекта развития иркутского аэропорта – наиболее яркий символ всего, что происходит в области. Сосредоточенность на тактической рутине, к тому же отягощённая разнообразными коррупционными скандалами, – таково наше настоящее. Я склонен называть происходящее в области не столько кризисом, сколько застоем.

Сергей Шмидт добавляет, что черты кризиса обнаруживаются в политической сфере, причём главная из них – не исчезающая на протяжении всего губернаторства Левченко атмосфера ожидания его скорой отставки, развеять которую не в состоянии работники сектора информационного обслуживания областной власти, «погрязшие в «фейсбучных» глупостях и запутавшиеся в собственных фантазиях по поводу происходящего». Когда губернатор большую часть своего правления воспринимается «хромой уткой», бесполезно ожидать серьёзных инвесторов, долгосрочных проектов, в целом серьёзного отношения граждан к областной власти». Как известно, «хромая утка» априори не станет птицей высокого полёта.

Таким образом, смена региональной элиты, произошедшая в 2015 году, не принесла Иркутской области ни одного бонуса, за исключением некоторой ревизии регионального управленческого класса. Но даже это обстоятельство имеет свою обратную сторону.

– Кто-то из суперпрофессионалов, таких как министр финансов Бояринова и ещё несколько человек, пережили «время Левченко», сохранив свои позиции. Другие, например, Лариса Забродская, Виктор Игнатенко, увы, утеряны для региональной системы управления, что наносит Иркутской области колоссальный, неоценимый ущерб, – отмечает Галина Солонина. – Одновременно левченковское правление вынесло наверх ряд кредит-политиков, которые стали посмешищем не только в стенах «Серого дома», но и далеко за пределами региона.

Ещё одной яркой чертой «эпохи Левченко» стало очевидное всем проявление семейственности во власти. Должности в регионе раздаются вне зависимости от профессионального уровня соискателя, не по итогам конкурса. Важны лишь клановая принадлежность да уровень доверия губернатора. Например, министр сельского хозяйства Илья Сумароков-младший и руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Андрей Левченко – самые яркие, но не единственные плоды такой кадровой селекции.

Люди голосуют ногами

«На этом фоне падение рейтинга губернатора неудивительно, – делает вывод Сергей Шмидт. – Конечно, как и во всём, что касается общественных настроений, тут тесно переплетаются реальность и технологические аспекты информационной борьбы. Коррупционные скандалы и отсутствие ощущения хоть какого-то улучшения жизни, а самое главное – гнетущее чувство второсортности собственного существования, выталкивающее молодых и перспективных граждан из региона, – это реальность. На неё накладываются профессионально-технологические просчёты пиарщиков областного правительства, оказавшихся не способными ни эффективно противостоять критике областной власти, ни надеть на общественное сознание «розовые очки». Хотя попытки предпринимаются регулярно, чуть ли не ежедневно».

В итоге, несмотря на значительный задел, полученный командой Левченко в наследство от прежнего правительства, социально-экономическая ситуация в регионе существенно ухудшилась. Особенно заметно это становится в последнее время. Например, в начале «эпохи Левченко» регион отказался от крупных проектов, таких как создание авиационного хаба, предполагавшего строительство нового аэропорта, создание крупного логистического центра при участии глобальной компании «Алибаба», и других. Теперь приходится констатировать, что сокращаются уже малый и средний бизнес. Так, по данным Иркутскстата, в 2018 году число средних предприятий уменьшилось сразу на 17%. Сокращается население региона в целом, и темпы оттока людей за прошедшие четыре года нарастают.

Дорого доставшийся региону опыт протестного голосования свидетельствует об одном: партийная принадлежность кандидата не даёт избирателю никаких гарантий. По итогу четырёх лет правления Левченко можно констатировать, что губернатор-коммунист не сумел использовать выпавший ему джек-пот и не оправдал возложенные на него надежды. Иркутской области предстоит найти человека, который не связан по рукам и ногам узкопартийными связями, а представляет интересы всех жителей региона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры