издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приравняли к убийцам

Ужесточено наказание для пьяных виновников ДТП

Государственная Дума ужесточила наказание для водителей, виновных в «пьяных» авариях. Если пострадавшие в ДТП получили тяжёлые травмы, автомобилисту, который его спровоцировал, может грозить лишение свободы на срок от трёх до пяти лет. Максимальное наказание для того, по чьей вине погиб человек, – от пяти до двенадцати лет лишения свободы, если жертв было две и более – от восьми до пятнадцати. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс распространяются и на водителей, покинувших место аварии. Аналогичные нормы введены и для тех, кто управляет другими видами транспорта – лёгкими и сверхлёгкими самолётами, поездами, судами. Новый закон уже приняла Госдума, в настоящее время он находится на согласовании в Совете Федерации. Затем его должен утвердить президент России.

Поправки в Уголовный кодекс РФ, которые Государственная Дума приняла 30 мая, ужесточают наказание не только за «пьяную езду», но и за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации всех видов транспорта, если они были совершены под воздействием алкоголя. Более того, для пилотов лёгких и сверхлёгких самолётов, машинистов поездов или метро, равно как и для судоводителей, подобные наказания вводятся впервые – действующие нормы налагают на них ответственность без каких-либо отягчающих обстоятельств. Но после того, как Совет Федерации согласует новый закон (в верхнюю палату парламента он поступил 31 мая, тогда же был направлен на рассмотрение в ответственные комитеты. – Авт.), а президент страны его подпишет, за причинение тяжкого вреда здоровью по их вине будут полагаться принудительные работы на срок до пяти лет либо от трёх до семи лет лишения свободы. Наказание для виновника происшествия, в результате которого погиб человек, составит от пяти до двенадцати лет, если жертв две и более – от восьми до пятнадцати лет лишения свободы. Аналогичным образом меняются и нормы, касающиеся водителей автомобилей.

Треть жертв – за пьяными

Необходимость ужесточения наказания в Госдуме объясняют стремлением переломить негативную тенденцию к увеличению числа аварий в целом, которое сопровождает рост автомобилизации населения страны, и количества ДТП, случившихся по вине водителей, в том числе пьяных. В пояснительной записке к законопроекту, который был внесён в нижнюю палату парламента 10 апреля, приведены красноречивые данные Всемирной организации здравоохранения. Согласно им, уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий в России в 2017 году составил 17,4 человека на 100 тысяч жителей, а в 2018 году – уже 18 человек на 100 тысяч. Этот показатель, к сожалению, существенно выше, чем в других развитых странах.

Например, смертность от ДТП в Швейцарии и Норвегии составляет 2,7 человека на 100 тысяч жителей в год, в Германии, Испании и Японии – 4,1, в Финляндии – 4,7, во Франции – 5,5 человека на 100 тысяч жителей. А президентский указ, подписанный в мае прошлого года, предусматривает, что и в России к 2024 году этот показатель должен достичь 4 человек на 100 тыс. жителей. Добиться этого федеральные власти планируют во многом за счёт повышения ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения.

В то же время уже предпринятые меры оказались недостаточно эффективными. По статистике Госавтоинспекции, число аварий со смертельным исходом постоянно растёт. Так, в 2017 году в ДТП, произошедших в стране в целом, погиб 15 891 человек, из которых 8594 – в происшествиях, подпадающих под статью 264 Уголовного кодекса (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), в том числе 4336 – по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения.

Цифры 2018 года несколько выше. По его итогам аварии, произошедшие на российских дорогах, унесли жизни 18 214 человек. Нарушения водителями правил дорожного движения привели к гибели 8935 человек, на счету пьяных за рулём – 4645 человек. Для желающих переложить часть вины на пешеходов уточним, что они провоцируют существенно меньшее число аварий. А тех, кто погиб под колёсами, будучи пьяным, не так много в сравнении с количеством водителей, чьи поездки под воздействием алкоголя закончились трагически: 692 человека в 2017 году и 626 человек в 2018-м.

Прошедшие четыре месяца – Госавтоинспекция пока опубликовала только данные с января по апрель 2019 года – внушают определённый оптимизм. За это время в стране в дорожно-транспортных происшествиях погибли 4 тысячи человек – на 314 человек меньше, чем год назад. По вине водителей, нарушивших ПДД, оборвались жизни 3359 человек против 3591 человека в январе – апреле 2018 года, по вине пьяных автомобилистов – 519 человек против 866.

Тенденция, которая очевидна на уровне всей страны, заметна и в Иркутской области. В нашем регионе по итогам первых четырёх месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года также незначительно снизились количество погибших в ДТП – 81 человек вместо 88 – и число тех, в чьей смерти виноваты нарушившие правила водители, их 65 против 70 человек. По вине пьяных автомобилистов погибли 20 человек, тогда как год назад 21. Но если брать предыдущие несколько лет, то их число только росло: 89 человек в 2015 году, 124 – в 2016-м, 128 человек – в 2017 году. Смертность в авариях, снизившаяся в 2016 году, после того как вступили в действие изменения в правилах дорожного движения (самое заметное – введение «скидок» на штрафы, оплаченные в течение трёх недель), оставалась стабильной. Если в 2015 году в ДТП погибли 479 жителей Иркутской области, то в 2016-м – 362, а в 2017-м – 361. Однако в прошлом году обстановка на дорогах региона несколько улучшилась. За 12 месяцев аварии унесли жизни 352 человек. Большинство – жертвы нарушений ПДД, допущенных водителями. При этом по вине автомобилистов, находившихся в состоянии опьянения, погибли 112 человек.

Приговоры «ниже нижнего порога»

Авторы законопроекта полагают, что меры ответственности, которые содержатся в действующем законодательстве, не способствуют снижению количества «пьяных» ДТП. В подтверждение они приводят данные Судебного департамента при Верховном суде РФ. Согласно им за повторное управление автомобилем под воздействием алкоголя в 2016 году было осуждено более 75 тысяч человек, в 2017-м – более 72 тысяч, в первом полугодии 2018 года – свыше 31 тысячи человек. А, к примеру, в феврале 2019 года вступил в законную силу приговор жителю Усть-Кута, которого трижды останавливали пьяным за рулём. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Иркутской области, его осудили на год лишения свободы в колонии общего режима и лишили прав на два с половиной года.

«Приведённые показатели свидетельствуют о недостаточной эффективности превентивного воздействия уголовного закона в части наказания за преступные нарушения правил дорожного движения в состоянии опьянения», – констатируют парламентарии. Так, из 677 человек, осуждённых по ч. 2 ст. 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения, повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека) в течение первых шести месяцев 2018 года, 423 получили условные сроки.

При том, что в качестве максимально возможного наказания она предусматривает до четырёх лет лишения свободы, на практике ни один такой приговор в России не выносился. Если брать первое полугодие прошлого года, то в течение него 87 подсудимых получили меньше года, 131 – от года до двух, 17 – от двух до трёх лет.

Неожиданно мягко наказывают и тех пьяных водителей, по вине которых погибли люди. За первые шесть месяцев прошлого года по ч. 4 ст. 264 Уголовного кодекса (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека) были осуждены 468 из них. При этом 65 человек отделались условными сроками. Меньше чем на год лишения свободы были осуждены 9 человек, ещё 63 получили от года до двух лет. При этом единственное наказание, которое до вступления нового закона в силу предусматривает ч. 4 ст. 264 Уголовного кодекса, – лишение свободы на срок от двух до семи лет.

«Таким образом, в среднем 15% осуждённых по ней приговаривались к наказанию ниже нижнего порога санкции», – сказано к пояснительной записке к проекту закона, принятого Госдумой. То же можно сказать и в отношении 62% пьяных водителей, по вине которых погибли два человека и более. Только в январе–июне 2018 года один из 59 человек, осуждённых по ч. 6 ст. 264 Уголовного кодекса, был приговорён к условному сроку. При том, что пока она предусматривает от четырёх до девяти лет лишения свободы, за шесть месяцев прошлого года два осуждённых получили от двух до трёх, а 35 – от трёх до пяти лет.

«Закон не ориентирует водителей транспортных средств, а также правоприменительные органы на реальный уровень общественной опасности обозначенных преступлений, – аргументируют разработчики поправок в Уголовный кодекс необходимость ужесточения наказания. – Это негативно отражается на степени превентивного воздействия уголовного закона и способствует росту количества ДТП в состоянии опьянения и уровня смертности в результате их совершения». В пример можно привести жителя Шелехова, который 30 ноября 2017 года пытался скрыться от сотрудников иркутской полиции: ранее он был приговорён к двум годам условно за «пьяное» дорожно-транспортное происшествие с гибелью человека, что не помешало ему ещё как минимум раз сесть за руль, находясь под воздействием алкоголя.

Три-четыре, или Пределы наказания

Ситуация в Иркутской области отражает картину по стране в целом. Максимальный срок – семь с половиной лет лишения свободы – в нашем регионе получила Екатерина Коверзнева, которая 6 июля 2013 года насмерть сбила в Листвянке трёх человек – девятилетнего мальчика, его маму и бабушку, приехавших на Байкал из Железногорска-Илимского. Пять лет назад Иркутский областной суд, рассматривавший апелляцию, признал законным приговор Иркутского районного суда. При этом он учёл не только положительные характеристики Коверзневой и наличие у неё несовершеннолетнего ребёнка, но и тот факт, что срок действия её водительских прав истёк ещё в 2011 году, а за руль «Лексуса» она села пьяной.

Иркутянке Юлии Киселёвой столь сурового наказания удалось избежать. Напомним, летом 2015 года на улице Байкальской её «Мерседес» на скорости 160 километров в час протаранил «Тойоту», в которой находились предприниматель Денис Матвеев и подполковник полиции Альберт Соколов. Оба мужчины погибли. Октябрьский районный суд Иркутска приговорил Киселёву к трём с половиной годам лишения свободы, в дальнейшем Иркутский областной суд, куда подали апелляцию родственники погибших, увеличил срок наказания до четырёх лет. Однако в местах лишения свободы Юлия провела не так много времени – в июле 2016 года по решению Тайшетского городского суда исполнение наказания было отсрочено на 10 лет, пока её ребёнку не исполнится 14 лет.

В свою очередь, студент из Саянска Станислав Дзирквадзе, который 10 декабря 2017 года на плотине Иркутской ГЭС влетел на Porsche Cayenne в «Ниву» охранного предприятия «Иркутскэнерго» и скрылся с места происшествия, получил за гибель двух человек три года десять месяцев колонии-поселения. Вынося приговор, судья Октябрьского районного суда Иван Дмитриев учёл, что молодой человек, севший за руль в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, признал вину, раскаялся в содеянном, способствовал расследованию преступления и добровольно возместил моральный и материальный ущерб потерпевшим.

На четыре года лишения свободы был осуждён пенсионер из Усолья-Сибирского, 1 октября 2018 года насмерть сбивший 13-летнего велосипедиста. В пресс-службе Усольского городского суда, который вынес приговор в мае нынешнего года, отмечают, что водителя уже привлекали к административной ответственности «за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность», к тому же он признался, что не раз употреблял спиртное за рулём. Но такое решение относится скорее к разряду исключений: в июне 2018 года Ангарский городской суд за «пьяное» ДТП с двумя погибшими приговорил местную жительницу к трём с половиной годам лишения свободы, а чаще всего срок наказания ограничен тремя годами. Севший за руль под воздействием алкоголя и наркотиков виновник аварии в селе Кимильтей Зиминского района, в котором погибли два пассажира его машины, и вовсе отделался тремя годами исправительных работ. А жительница Тайшета, которая 9 мая прошлого года сбила на переходе двух десятилетних мальчишек (они получили тяжёлые травмы), получила за это полтора года условно.

Между тем в мае в нашем регионе произошло ещё два «пьяных» ДТП, в которых погибли пешеходы. Так, 29 мая в Ангарске водитель автобуса «КАвЗ» сбил четырёхлетнего мальчика, переходившего улицу Коминтерна в неположенном месте. А 15 мая в Иркутске 26-летний владелец «Мерседеса» на нерегулируемом переходе налетел на 17-летнего школьника. Три дня спустя Октябрьский районный суд постановил заключить его под стражу до 15 июля. К тому моменту, когда ему вынесут приговор, поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточают наказание для пьяных водителей, вступят в силу. Но изменится ли судебная практика, по которой большинство обвиняемых приговаривают к меньшим срокам, чем предписывает закон?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры