издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не знаешь, что сказать, – импровизируй

Губернатор выступил перед депутатами Законодательного Собрания с отчётом

  • Автор: Иван Григорьев

96,2% составили реальные денежные доходы населения Иркутской области в прошлом году по сравнению с показателями 2017 года. Темп роста потребительских цен опережает доходы на 3,3%, обязательные платежи и взносы выросли на 4,8%. А у губернатора Сергея Левченко дела идут неплохо. Он рапортует о профицитном бюджете и крупных налоговых отчислениях. 19 июня на сессии ЗС он выступил с отчётом о деятельности правительства за 2018 год. Глава области вник в каждую проблему, поставленную электоратом. И нашёл подходящий ответ. Отходы БЦБК – «мы изучаем проблему», дома для детей-сирот – «ищем подходы», перевод школ на односменное обучение – «будем думать». Население Иркутской области не только беднеет, оно ещё и икать скоро начнёт. Губернатор постоянно думает о нас.

Отчёт губернатора о деятельности правительства за 2018 год затянулся почти на два часа. Глава области бодро рапортовал о том, что ему самому делать не пришлось. Крупные налогоплательщики позаботились о том, чтобы валовый региональный продукт вырос на 173 млрд рублей, или 107,4% к уровню 2017 года. Объём инвестиций в перерасчёте на душу населения вырос на 17,5%. Крупные компании увеличили доходы бюджета-2018 на 26,6 млрд рублей, или на 19,5%. Именно из-за их деятельности бюджет наполнился на 163,3 млрд рублей. За то, что налоговые доходы безо всяких усилий со стороны команды Левченко в 2018 году выросли, регион получил 556 млн рублей «премии» от Федерации. И эту заслугу губернатор приписал себе и своим подчинённым. Какие такие титанические усилия он предпринял для стимулирования нефтегазопереработки и развития предприятий ЛПК, совершенно непонятно. Бизнес спокойно работает без губернатора.

Однако Сергей Левченко не был бы Сергеем Левченко, если бы не начал импровизировать. Он сообщил, что уровень обеспеченности населения налоговыми и неналоговыми доходами составил 70 тысяч рублей на одного человека. Это второе место в СФО и 19 место в России. Казалось бы, при таком профиците и при таких отчислениях жители Иркутской области должны жить лучше. Не тут-то было.

Реально располагаемые денежные доходы населения за 2018 год составили 96,2% к уровню 2017 года. Люди беднеют. Снижение вызвано превышением темпов роста потребительских цен на 3,3% над темпами номинальных денежных доходов. А вот обязательные платежи и взносы для каждого из нас выросли на 4,8%. Изумляет заявленная губернатором средняя зарплата в регионе – 42,6 тысячи рублей. Её, конечно, мало кто получает. Следите за руками губернатора-жонглёра. Рост произошел за счёт увеличения зарплат бюджетников на 19,8%, а в промышленном секторе зарплаты выросли всего на 6,6%. Но мы знаем, как обеспечивался «рост зарплат» в бюджетном секторе. Несколькими способами, которые описывала в апреле 2019 года наша газета в материале «Двойная арифметика минздрава». Например, бюджетнику действительно повышают ставку, но лишают всех стимулирующих. И зарплата остаётся той же на руках, но ого-го как вырастает в отчётах на бумаге. А ещё можно на бумаге записать один большой оклад врачу, а в реальности заставлять его перерабатывать на совместительстве. А можно санитарок сделать в отчёте «буфетчицами». Такая лукавая калькуляция министерств и даёт губернатору право громко трубить про рост зарплат бюджетников на 19,8%. И в целом заявлять нам, что в среднем по региону мы живём-то неплохо, больше 42 тысяч получаем.

Чужие успехи приятно вписывать в личную биографию. Глава области напомнил, что в прошлом году планировалось выделить деньги на строительство, реконструкцию и капремонт 210 социальных объектов, а профинансированы 263 объекта на 8,2 млрд рублей. Но при этом забыл упомянуть, что многие школы, объекты здравоохранения были включены в бюджет только по настоянию депутатов ЗС. А чиновники минстроя сопротивлялись расширению списка.

Ответы губернатора на вопросы депутатов напоминали упражнения в абстрактном красноречии, поскольку в реальности сказать было нечего. Ему усиленно помогали депутаты-однопартийцы. Как выразился вице-спикер Александр Ведерников, «вся фракция КПРФ записалась на прямую линию губернатора». Однако внятных ответов не дал Левченко и коммунистам.

Депутат Галина Кудрявцева сообщила, что многие люди приходят к депутатам на приёмы с вопросом о строительстве жилья для детей-сирот. Губернатор признал, что для обеспечения всех детей в очереди и тех, кто подрастёт в будущем, требуются «десятки миллиардов рублей». Однако он не сказал, как решать проблему, поскольку сам признал, что застройщикам невыгодно возводить в отдалённых территориях дома, где сиротам будет принадлежать только 25% квартир (так гласит закон), а остальное придётся реализовывать. А земельные участки под строительство сироты сами освоить не смогут. «Это нам надо будет как-то решать», – неопредёленно сказал губернатор. Напомним, сейчас разгорается скандал с домом для детей-сирот в Тайшете, проверка по которому начата силовыми органами. Губернатор же решил поддержать в этой ситуации строителей, а вину свалить на детей-сирот, дескать, они сами сорвали в квартирах батареи и неплохо бы установить за ними контроль, а то и заставить лично участвовать в строительстве. Между тем в 2018 году только 410 детей-сирот вообще получили жильё. В 2017 году их было 756, в 2018-м по планам нужно было построить 734 квартиры, но подвели застройщики в Иркутске и Шелехове, не ввели дома в эксплуатацию.

Депутат Сергей Бренюк задал вопрос о том, как школы области перейдут на односменный режим, если мест катастрофически не хватает. Губернатор признал, что основная проблема существует в Иркутске и в Иркутском районе. В Иркутске нужно ещё 14,6 тысячи мест, чтобы перевести в первую смену только учеников с 1-го по 4 класс. Для того, чтобы все дети учились в одну смену, требуется построить 106 новых школ. А это нереально, и пристроями тоже проблема не снимается. В итоге глава области что-то проговорил про «увеличение капремонта» и ушёл от ответа.

Ничего существенного губернатор не сказал в ответ на вопрос депутатов о проблеме существования поселений на территории Прибайкальского нацпарка. Зато он загоревал. «Люди не могут жить в таких условиях, когда там всё запрещено», – сокрушался он на трибуне. «То, что сейчас пытаются запретить, я думаю, что эти вещи неправильные, мы постараемся это снять», – повторял он. А вот что для этого делает правительство – не сказал. Но это отличный повод для ещё одной командировки в Москву. Уже оплачены билеты в столицу для встречи с министром природных ресурсов, где «эту проблему мы будем обсуждать». Как оказалось, у правительства нет решения вопроса по отходам БЦБК. Глава области долго рассказывал, почему все проекты им не подошли, почему очередной «единый поставщик» – Росгеология – уйдёт, скорее всего, с проекта, а также о том, что теперь появились новые чудесные технологии «полного уничтожения» отходов и мифический «новый подрядчик». В общем, снова командировка в Москву – и снова «будем импровизировать».

Депутат Александр Гаськов напомнил губернатору, что в области медицины остро стоит кадровая проблема, поскольку медики увольняются, в том числе из ФАПов. С 2015-го по 2018 год численность медиков ФАПов уменьшилась на 11,64%. «И кто там будет работать, в наших ФАПах?» – задал вопрос Гаськов. За последние три года на 2277 человек был сокращён коечный фонд в стационарах региона. 136 тысяч 142 человека не смогли получить помощь из-за этих сокращений. Гаськов поинтересовался, как губернатор смотрит на то, чтобы вернуть муниципалитетам полномочия для оказания первичной медпомощи. Губернатор в ответ напомнил, что среднее количество врачей в регионе три года назад отставало от среднего по России, а теперь превышает его. Сослался на то, что вводятся новые объекты, а количество выпускников медуниверситета выросло в 2,5 раза. «Что касается конституционного права гражданина на медицинское обеспечение, сейчас это выполняется гораздо больше и гораздо лучше, чем когда медицина была у муниципалитетов», – убеждён глава области. А вот медик Александр Гаськов почему-то в этом совсем не уверен.

Коммунист Андрей Андреев поинтересовался уголовным делом министра лесного комплекса Сергея Шеверды. Губернатор в ответ вспрыгнул на своего любимого конька и завёл речь про «лучший во всей Российской Федерации» лесной комплекс региона. Губернатор сослался на Красноярский край, в бюджет которого поступило в 5,7 раза меньше налогов от ЛПК, чем в бюджет Иркутской области. Но и тут глава области забыл, что налоги – это заслуга не его и не Сергея Шеверды, а крупных игроков ЛПК типа Группы «Илим». А чиновникам, севшим с кошельком на приём налогов, особо гордиться нечем. Зато на их счету, к сожалению, голая и вся в пнях уголовная «Туколонь», а вовсе не успехи лесного комплекса. Тем не менее губернатор довольно самоуверенно пытался оправдать себя и подчинённых.

«Я всеми силами стараюсь разобраться, что же такого там было нарушено, – сказал Сергей Левченко. – Я тут для некоторых особо активных граждан хотел бы провести ликбез. Недавно я прочитал, что примером того, что деревья не были заражены, был факт продажи этого леса в Китай. Но по всем нормативам, существующим в Российской Федерации, если санитарные рубки сделаны вовремя, до 75% разрешено продавать кому угодно, хоть в Китай, хоть куда». Он ссылался на неких «специалистов федерального уровня», общественников, которые пытались разобраться, что происходит в «Туколони». И выяснили, что лес там болен. Более того, назначив рубки, региональный минлес якобы спас деревья не только от традиционной «водянки», но и от дальневосточного короеда. Это не первый подвиг правительства. Вспомним медведя-шатуна, которого губернатор убил лично, чтобы спасти жителей посёлка. Теперь губернатор и Шеверда спасли тайгу от короеда. Более того, глава области спас бюджет страны от огромных убытков. «Я навскидку вижу, что ущерб государству от того, что не проводятся санитарные рубки и санитарно-гигиенические мероприятия, гораздо больше, чем цифры, которые приводились в начале, – 800 миллионов рублей, миллиард и так далее», – заверил он. И даже призвал всё Заксобрание отправиться в «Туколонь» и посмотреть на заражённые пни. «Мы разберёмся, кто прав, кто виноват. И действия каких организаций мешают проведению рубок и приводят к огромному ущербу для страны», – заявил губернатор. Кажется, впервые отчёт главы области оставил после себя одни вопросы и недоумение. Зато импровизация была хороша.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры