издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Есть корона»

Иркутские астрономы увидели в Чили полное солнечное затмение

Успешные наблюдения полного солнечного затмения провела экспедиция российских учёных, в состав которой вошли член Иркутского астроклуба Анатолий Арсентьев, кандидат физико-математических наук Михаил Гаврилов и директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев. Экспедиция работала в долине реки Эльки к востоку от городка Викуньи в Чили. Затмение было снято на семь камер, одна из них выполнила съёмки в формате 360 градусов для Большого иркутского планетария в 19-й школе.

Полное солнечное затмение, состоявшееся 2 июля, было лучше всего видно в Чили, Аргентине и в юго-восточной части Тихого океана. Затмение началось в 21.02 МСК утром в южной части Тихого океана, к востоку от Новой Зеландии, наибольшая фаза затмения, видимая на Земле, наступила в 22.23 МСК. Затмение было видно недалеко от города Ла-Серены в Чили, после чего полоса ушла на юго-восток, событие завершилось вблизи Буэнос-Айреса в Аргентине. Его наблюдали жители Боливии, Перу, Эквадора, Парагвая и Уругвая, а также некоторых регионов Бразилии, Колумбии, Панамы и Венесуэлы. NASA вела прямую трансляцию затмения. Сотни фанатов астрономии, профессиональных исследователей и просто туристов устремились в те места, по которым проходила полоса затмения. В элитном лагере под названием Nomad Eclipse Glamp к северо-востоку от Ла-Серены около 230 состоятельных жителей планеты тоже наблюдали за солнечной короной. В их числе, как сообщают СМИ, были астрофизик, гитарист Queen Брайан Мэй, глава «Майкрософт» Билл Гейтс, бывший президент США Билл Клинтон, основатель компании Virgin Galactic Ричард Бренсон. Ожидали на затмении Роберта Дауни-младшего и Криса Эванса.

Экспедиция российских учёных и любителей астрономии отправилась в Чили из Москвы 20 июня. В составе экспедиции были Михаил Гаврилов, Анатолий Арсентьев и Сергей Язев, который вёл дневник экспедиции в своём аккаунте в «Фейсбуке». Он только что вернулся из Ярославля, с фестиваля полнокупольных фильмов и конференции сотрудников планетариев, и сразу же отправился в Москву. Экспедиции предстоял перелёт в Амстердам, а оттуда через Атлантический океан в Перу, затем через Боливию в Чили, где и должно было состояться наблюдение полного солнечного затмения. «Этот текст начат на борту самолёта над самой серединой Атлантического океана и закончен в гостинице столицы Перу – Лимы», – написал Сергей Язев 21 июня. В Чили к трём членам экспедиции должен был присоединиться второй отряд: кандидат физико-математических наук Даниил Мячин и астроном-любитель Виктор Рябенко.

По пути к месту затмения путешест-венники побывали в Кафедральном соборе Лимы (Соборе святого Евангелиста Иоанна), где похоронен конкистадор Франсиско Писсаро. А 21 июня посетили древний город Куско. «Потрясающий город с древними каменными мостовыми, уличной канализацией, лестницами в горы, удивительными зданиями. Здесь чисто и красиво. Здесь Солнце жжёт ультрафиолетом, и тощая атмосфера не в состоянии защитить от лучей, – написал Сергей Язев. – Это одно из самых поражающих воображение мест, где мне довелось побывать. А была ли здесь астрономия? Ха! Ещё какая. День зимнего солнцестояния мы отметили здесь, в столице древних инков». Затем 24 июня был комплекс Мачу-Пикчу, где членов экспедиции сопровождал гид по имени Рубидий. «Папа Рубидия – учёный-математик, но назвал сына не Алгоритмом либо Логарифмом, а названием химического элемента, – написал Сергей Язев. – Но нас этим не запугаешь. Я рассказал Рубидию, что папа моего папы был учёный-астроном и назвал своего сына Арктуром – по имени самой яркой звезды в созвездии Волопаса. Обменялись адресами. На самом деле Рубидий – классный гид, он сам исследовал тропы инков и весь этот уникальный комплекс».

29 июня экспедиция прибыла в полосу затмения в курортный город Ла-Серену в Чили. В Южном полушарии сейчас зима, поэтому температура за окнами была около плюс 12 градусов. «В аэропорту нас встретили плакаты, посвящённые затмению. Здесь понимают, что Ла-Серена – столица затмения, сюда прибудут несколько тысяч охотников за total eclipse – учёные, фотографы, любители астрономии, астротуристы, а также всевозможные фрики – без них totality не обходится… В столице затмение почти игнорируется. Чили живёт своей жизнью», – написал Сергей Язев. Участникам экспедиции перед затмением пришлось пережить ещё и землетрясение. «Эпицентр землетрясения был в 55 милях от Ла-Серены. Сначала был гул, потом горизонтальные сотрясения», – сообщил астроном.

Накануне затмения члены экспедиции отправились в долину реки Эльки, что к востоку от городка Викуньи. Наблюдательный пункт был оборудован на холме в районе Сан-Исидора. Как сообщил Сергей Язев, наблюдательная площадка экспедиции была огорожена, поскольку наблюдателей было очень много, любители астрономии заполнили все окрестные вершины. Были местные жители с детьми, собаками, туристы. На российской площадке были подняты флаги нашей страны и экспедиции. «Все отнеслись к флагам с уважением – никто, кроме собак, на территорию площадки не претендовал, множество людей разместились за нашим периметром, – сообщил Язев. – Было объявлено, что в эти места для наблюдений затмения собирались прибыть Билл Гейтс и лидер «Фейсбука» Марк Цукерберг. Небольшие частные самолёты бизнес-класса лихо летали над долиной, окружённой Андами».

По словам астронома, с погодой повезло: небо в день затмения было абсолютно чистым. Съёмки проводились на семь камер, одна из них снимала затмение в формате 360 градусов для Большого иркутского планетария в 19-й школе. «Уже можно сказать, что корона близка к «минимальному» типу по шкале Несмяновича – корональные лучи вытянуты вдоль плоскости экватора, отлично просматриваются ярко выраженные полярные лучевые структуры вблизи полюсов Солнца. Более подробную обработку предстоит выполнить в Иркутске», – сообщил Язев.

Второй отряд экспедиции, в который входили Даниил Мячин и Виктор Рябенко, проводил наблюдения рядом с городом Ла-Игерой. Снимки солнечной короны также были получены. После завершения основной задачи экспедиции группа отправилась на Кубу, где надеется «отогреться» после зимы в Южном полушарии планеты.

Как сообщил директор Большого иркутского планетария Дмитрий Семёнов, иркутские любители астрономии систематически начали ездить на затмения с 1997 года. Однако до 2006 года было несколько пропусков. С 2006 года, когда образовалась команда и состоялись съёмки затмения на пике Терскол в Приэльбрусье, иркутяне стараются не пропускать ни одного солнечного затмения, пригодного для приборной фотофиксации. С 2009 года к команде присоединился Михаил Гаврилов, тогда съёмки шли в Республике Кирибати (Тихий океан). В 2015 году команда снимала затмение на Шпицбергене, в марте 2016 года состоялась IV Тихоокеанская экспедиция ИГУ, во время которой учёные наблюдали полное солнечное затмение на острове Хальмахера в Индонезии. В 2018 году экспедиция оправилась в США, но Сергей Язев и Дмитрий Семёнов на этот раз в ней не участвовали. И, наконец, в 2019 году Сергей Язев с коллегами улетели в Чили. Дмитрий Семёнов остался в Иркутске, поскольку занимается процессом установки нового оборудования в Большом иркутском планетарии. В ближайшие годы полоса затмения должна пройти в Антарктиде, но как туда попасть – ещё предстоит решить. «Обычно планирование следующего затмения начинается вечером того дня, когда отнаблюдали текущее», – говорит Дмитрий Семёнов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры