издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Достались в наследство

Львиную долю плана капремонта на 2020 год составляют невыполненные обязательства предыдущих лет

В 2020 году в Иркутской области планируют провести капитальный ремонт 1404 многоквартирных домов. Больше половины из них – «наследство» 2018 и 2019 годов. Руководство Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области полагает, что они смогут справиться со всеми обязательствами «при правильной расстановке сил и средств». Депутаты Законодательного Собрания Приангарья, в свою очередь, считают, что для выполнения региональной программы необходимо менять принципы организации капремонта, подключая к ней местные власти и управляющие компании, а также привлекать федеральные и областные деньги. Эти и другие инициативы обсуждались во время правительственного часа на сессии ЗС, которая состоялась 30 июня.

В региональную программу капитального ремонта в Иркутской области, которая действует с 2014-го по 2043 год, включены 14,5 тысячи многоквартирных домов. Больше нет ни в одном регионе Сибири, Приангарье обходит даже Красноярский край с Кемеровской и Новосибирской областями, где численность населения выше. Такие данные приведены на официальном сайте областного Фонда капремонта. За первые шесть лет действия программы удалось отремонтировать 1298 домов. План на 2020 год – 1404 дома, из которых 749 достались в «наследство»: ремонт в них не был завершён в 2018 и 2019 годах.

– Причиной неисполнения послужило то, что в одном договоре были объединены разработка проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы, – объяснил директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области Вадим Лысов. – По Градостроительному кодексу в этом случае необходима государственная экспертиза.

Её прохождение требует сумм, которые не были изначально включены в условия договоров. Под руководством [бывшего] председателя правительства Иркутской области Руслана Николаевича [Болотова] было принято решение о выполнении строительно-монтажных работ и в последующем проведении негосударственной экспертизы проектной документации. Это послужило причиной невыполнения плана 2018 года. Если брать 2019-й, то причиной стала чрезвычайная ситуации в Тулуне и Нижнеудинске: все силы фонда – как специалистов, так и руководящего состава – были направлены на реализацию программы восстановления жилья в затопленных районах. Мы отрабатывали не только свой функционал, но и те пострадавшие дома, которые не входили в зону ответственности фонда.

Работа в «достаточно ускоренные сроки»

В документах к правительственному часу среди причин также называют нарушение сроков и качества выполнения работ подрядчиками, значительную удалённость некоторых территорий от Иркутска, что не позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы, и отказ собственников от выполнения предложенных видов работ. Плюс несостоявшиеся аукционы в отдалённых районах и торги по ремонту систем газоснабжения. К этому следовало бы добавить тендеры, проведённые позже, чем необходимо. «К вопросу об отвлечении ресурсов фонда в 2019 году: прошу заметить, что паводок произошёл 28 июня, на тот момент все торги, по идее, должны были быть проведены», – прокомментировал депутат Денис Шершнёв.

Как бы то ни было, на 2020 год был перенесён капитальный ремонт 323 домов, который по договорам требовалось провести в 2018 году. Остаток 2019 года – 426 многоквартирных зданий. Итого 749 жилых домов, в 294 из которых работы были завершены в первом квартале нынешнего года. Ещё в 125 зданиях ремонт был завершён, но вокруг оплаты проектно-сметной документации шли судебные разбирательства. Жильцы 16 многоэтажек перешли на специальные счета, девять домов были исключены из краткосрочных планов капремонта, а работы в 25 перенесли на более поздний срок, поскольку в них требуются реконструкция газовых сетей и, как следствие, пересмотр стоимости проектов.

Во втором квартале шёл ремонт 280 домов, но где он завершён – вопрос открытый: актуальные данные фонд не предоставил. «Почему вы даёте отчёты на 1 апреля? – обратился к Лысову председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев. – Сложно было сделать новую статистику, чтобы мы более реальные цифры понимали?» По словам директора фонда, первый квартал был отчётным периодом, статистику за который нужно было предоставить полномочному представителю президента в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло. Впоследствии те же данные отправили из аппарата полпреда временно исполняющему обязанности губернатора Иркутской области Игорю Кобзеву. Их в итоге представили и на правительственном часе в Законодательном Собрании региона. Кстати, сам руководитель регионального оператора по капремонту, пятый за шесть лет существования организации, официально приступил к выполнению своих обязанностей 7 февраля. «Работа, на мой взгляд, была организована в достаточно ускоренные сроки, – заметил он. – Изучив документы и состояние фонда, опыт провальных 2018 и 2019 годов, специалисты проводили выездные мероприятия, визуальные технические обследования и тому подобное в феврале, марте, апреле, мае, июне. Была поставлена задача до 1 июля заключить контракты [с подрядчиками]».

«Триста-четыреста домов – это ни о чём»

По данным, которые были приведены на правительственном часе, договоры заключены по 433 домам. Работы в них уже ведутся. В план на 2020 год включено 655 зданий. Однако собственники жилья в пяти домах завели специальные счета и сами копят деньги, ещё один дом был исключён из программы нынешнего года, а владельцы 27 объектов культурного наследия ещё не определились со сроками ремонта. Но даже оставшиеся 622 здания – это меньше, чем было запланировано в прошлом году, но больше, чем реально было сделано. По мнению Лысова, такая задача выполнима «при правильной расстановке сил и средств». Для того, чтобы в дальнейшем, как запланировано, ремонтировать больше домов, необходимо решить несколько существенных проблем, которые стоят перед региональным оператором капремонта.

«Был прецедент, когда работу фонда признавали неудовлетворительной, – напомнила заместитель председателя ЗС Ольга Носенко, которая входит в состав попечительского совета фонда. – В органы государственной власти и к депутатам Законодательного Собрания также поступает много обращений, в которых граждане жалуются на то, что их дома не включены в программы капремонта, а также на низкое качество или неполный объём выполненных работ. А главное в капремонте – не сбор денег и проведение каких-то разрозненных работ, а реальный комплексный ремонт в нормативные сроки. Ответственность за это полностью лежит на правительстве Иркутской области в лице министерства жилищной политики и на Фонде капремонта. Мы все помним, как долго нам пришлось убеждать собственников, что надо платить за капремонт, но пока в результате только банки имеют плюсы от этой программы в виде миллиардов на счетах».

Действительно, собираемость платежей в Иркутской области постоянно растёт и уже приближается к 90%. При этом на «котловом» счёте Фонда капитального ремонта находятся 5,2 млрд рублей, из которых 916 млн рублей составляют накопленные проценты. Ежегодно жители Иркутской области платят около 2 млрд рублей взносов за капитальный ремонт. В то же время в 2017 году были выполнены работы на 1 млрд рублей, в 2018-м – на 1,4 млрд рублей, а в 2019 году – на 2,2 млрд рублей. «Федеральный центр выступил с рекомендациями: расходовать средства фонда так, чтобы на начало текущего года на счетах было ноль рублей, – напомнила Носенко. – Всё должно быть израсходовано на капремонт. При том, что мы ежегодно собираем по два миллиарда, ремонт 300–400 домов в год – это пока ни о чём».

В плане на 2021 год уже значатся 884 здания. На пять сотен из них уже составлены сметы, больше половины собственников получили предложения о том, что будет включено в капремонт. Подрядчиков планируют определить до конца нынешнего года, чтобы в первом квартале следующего уже можно было приступить к строительно-монтажным работам или – в отдельных случаях – хотя бы к разработке проектно-сметной документации. Также в фонде намереваются реализовать и план 2022 года, в который пока включено 536 домов. В Законодательном Собрании считают, что необходимо не только раньше начинать подготовку к проведению капитального ремонта, но и пересмотреть её программу. Первый пункт – дома серии I-335. В 15 муниципалитетах Иркутской области насчитывается около 1300 таких «хрущёвок», которые не признаны аварийными, несмотря на запредельный срок эксплуатации, но подвергаются опасности из-за сейсмической активности в регионе. Два здания в Ангарске, в том числе первый в Советском Союзе дом 335-й серии, решено расселить, но решение о судьбе остальных ещё не принято. То же касается зданий, физический износ которых превышает 50%. «Таких домов в региональной программе больше тысячи, – пояснила Носенко. – Граждане до сих пор платят за капремонт, хотя они никогда его не получат, муниципалитеты не торопятся сносить эти дома, потому что у них сразу же возникнет ответственность за расселение людей. Средств на это нет. Здесь надо включаться в работу и муниципалитетам, и министерству строительства, и министерству жилищной политики, и Фонду капитального ремонта. Есть программы, которые этим ведомствам надо рассматривать в комплексе».

Другая проблема – дома, с жильцов которых за 30 лет действия региональной программы невозможно собрать суммы, достаточные для капитального ремонта. В этом случае необходима областная и федеральная финансовая поддержка, в том числе средства Фонда содействия реформированию ЖКХ. Возможность привлечь её у регионального оператора капремонта есть. А для того, чтобы разгрузить его специалистов, функции технического заказчика можно передать местным властям. По такому пути уже пошли в администрациях Ангарска, Саянска, Свирска и Усолья-Сибирского. В региональном правительстве предложили мэрии Иркутска последовать их примеру. «Задача фонда – это качественное обследование и контроль, – заметила по этому поводу депутат Светлана Петрук. – Больше ничего не нужно делать. Необходимо сплочённо работать с управляющими компаниями, потому что они заинтересованы в качественном ремонте жилого фонда, который обслуживают».

Фонд капремонта постепенно меняет в этом направлении подход к работе. Отчасти это доказывает обязанность дважды в год отчитываться перед Законодательным Собранием, которую на него возложил временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев. Следующий отчёт намечен на ноябрь. «Темпы, продемонстрированные в первой половине 2020 года, позволяют говорить о том, что мы выполним программу, поставленную перед фондом руководством области, – заключил исполняющий обязанности заместителя губернатора Иркутской области Владимир Дорофеев. – Хочется верить самому и заверить депутатов в том, что результаты будут выше, чем они были в 2018-2019 годах».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры