издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудности сноса

У муниципалитетов нет денег для утилизации расселённых «авариек»

Аварийные дома обходятся муниципалитетам в солидную сумму. Официальная стоимость «аварийного» квадратного метра в Иркутской области – 47,65 тыс. рублей, «первички» – 64,9 тыс. рублей. Для того, чтобы застройщик пришёл работать на площадку, муниципалитет должен вложиться собственным бюджетом в разницу. А потом оплатить самостоятельно и снос переселённых домов. Эта проблема обсуждалась 30 июня на муниципальном часе сессии Законодательного Собрания региона. Парламентарии настаивают на том, чтобы цена квадратного метра была скорректирована, а местные бюджеты получили субсидии на снос аварийных построек.

Аварийные дома в регионе расселяют уже несколько лет, но проблем по мере расселения становится даже больше. Претендовать на новую квартиру могут сегодня те жители обветшавшего жилья, чьи дома были признаны непригодными для жизни на 1 января 2017 года. В Иркутской области это более 640 тыс. кв. м, расселить в рамках 204-го федерального закона предполагается 398 тыс. кв. м, в этих домах живут 22,5 тыс. граждан. «В общей сложности это более тысячи домов, – рассказала депутатам и.о. министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина. – На территории области действуют три программы по расселению из ветхого и аварийного жилья. Одна создана во взаимодействии с Фондом ЖКХ, вторая – наша собственная областная программа, а также программа расселения аварийного фонда в зоне БАМа». По первой программе 10 млрд рублей идёт от Фонда ЖКХ, почти 8 млрд рублей – средства бюджетов области и муниципалитетов. В программе участвуют 28 муниципалитетов, расселить нужно практически 350 тыс. кв. м жилья. На этапе реализации программы в 2019-2020 годах расселено около 23 тыс. кв. м. В 2020-2021 годах будет расселено 38 тыс. кв. м. В областной же программе участвуют 34 муниципалитета. Общий объём расселения – около 15 тыс. кв. м жилья, новые квартиры получат примерно тысяча человек. По программе переселения из зоны БАМа практически всё завершено, остались два муниципалитета – Усть-Кут и Магистральный.

На встречу в Законодательное Собрание были приглашены спикеры Дум Братска и Иркутска – Лариса Павлова и Евгений Стекачёв. В последние годы большое переселение было в Братске. В 2013 году освободили 5,9 тыс. кв. метров «аварийки», в 2014-м – 13 тыс. кв. м, в 2015-2016 годах – 41 тыс. кв. м. А в 2016-2017 годах введено в строй более 91 тыс. кв. м жилья, предназначенного для обитателей «аварийки». По словам Ларисы Павловой, в процессе работы над программой возникла проблема с застройщиками и производителями стройматериалов. Они не были готовы заходить на такие объёмы. И основная причина – низкая «программная» цена квадратного метра – 33,7 тыс. рублей при себестоимости метра в Братске в 40–42 тыс. рублей. Муниципалитет ведёт длительные судебные тяжбы с застройщиками-банкротами. Не решена проблема финансирования сноса расселённых аварийных домов. Это пустующие дома, которые «украшают» город посткапокалиптическими картинками, они опасны. Мэрия заключает договоры на безвозмездный разбор домов до фундамента. Но и на снос фундаментов требуется более 77 млн рублей. В бюджете Братска таких средств нет. По мнению Ларисы Павловой, этот этап программы должен проводиться с участием регионального и федерального бюджетов.

О том, что цена квадратного метра, установленная для программ переселения, сильно отличается от реальных рыночных цен, сказал и глава Думы Иркутска Евгений Стекачёв. Особенно это ощущается в областном центре. Средняя цена квадратного метра в Иркутской области в 1 квартале 2020 года составила 47,65 тыс. рублей. Реальная же цена на первичном рынке 64,9 тыс. рублей. На вторичном – 48 тыс. рублей. Среднее по двум показателям – 56,5 тыс. рублей. «В результате аналитики всего рынка по Иркутску мы пришли к выводу, что средняя цена для нас составляет 62 тысячи рублей, – сказал Евгений Стекачёв. – А бремя доплаты ложится как раз на наш муниципалитет. В 2019 году в общей сложности было выделено 588 миллионов рублей на расселение, в том числе за счёт Фонда ЖКХ – 323 миллиона рублей. Субъект и муниципалитет выделили по 41 миллиону рублей. Ещё 160–170 миллионов рублей мы добиваем каждый год только на разницу цены квадратного метра». По мнению Стекачёва, эту проблему частично можно было бы решить, если бы муниципалитеты имели возможность использовать процедуру долевого участия. Сейчас это запрещает федеральное законодательство. Глава Думы Иркутска отметил, что программа расселения не включает частный сектор, тогда как это могло бы вызвать дополнительную привлекательность для застройщиков. Спикер Думы Иркутска предложил пересмотреть размер субсидий из областного бюджета на расселение, чтобы минимизировать разницу в цене квадратного метра. Средства эти сделать целевыми в рамках закона об административном центре и направить на расселение старых неблагоустроенных домов.

Светлана Свиркина отметила, что субъект уже обращался в федеральные органы власти в прошлом году по проблемам «долёвки», сейчас ожидается ответ. Поскольку эта проблема есть не только в Иркутской области, и.о. министра считает, что она будет скоро решена. Сейчас в Минстрое обсуждается и новая методика подсчёта цены квадратного метра: «первичка» плюс «вторичка», поделённые на два. Частное же жильё по-прежнему не входит в программу расселения, только многоквартирные дома. Однако Фонд ЖКХ расселяет исторические застройки, которыми полон Иркутск, к многоквартирным относятся и дома всего на две квартиры.

«Меня волнует ситуация с профилакторием «Утёс», мы недавно туда с коллегами-депутатами выезжали, – сказал депутат Степан Франтенко, обращаясь к Светлане Свиркиной. – В 2018 году правительство Иркутской области обещало данный дом расселить. Руслан Болотов, как председатель правительства, всех собирал, город должен был взять квартиры в управление, и область после этого расселила бы людей. Воз и ныне там. Профилакторий находится на удалении от города, квартиры принадлежат городу, земля – району. Кто за это должен отвечать? Район валит на город, город отвечает: «Область обещала помочь, и оставили нас у разбитого корыта». Многоквартирный дом признан аварийным, к зиме там ничего не готово». Степан Франтенко заявил, что сейчас готовится законопроект по этому вопросу, но хотелось бы ускорить процесс и указом губернатора расселить людей. Светлана Свиркина напомнила, что сертификаты, свидетельства – это не предмет регулирования программ по расселению, и сейчас расселяется жильё, признанное аварийным на 1 января 2017 года. Дом был признан таковым после этой даты. Она отметила, что расселение – полномочия органов местного самоуправления.

«Пять губернаторов сменились, пока решается вопрос с «Утёсом», – сказал депутат Роман Габов. – Лето уже кончается, а я, как депутат от Усолья и Усольского района, получил бесчисленное количество обращений и звонков от людей. Они прошлой зимой были отрезаны от города, коммуникаций, не было транспорта, дети не ходили в школу, в детские сады не могли добраться. То, что мы там увидели в июне, я вам скажу: они эту зиму не переживут. Этот дом на расселение определён на 2025 год, дай бог им эту зиму пережить». Светлана Свиркина отметила, что ситуация сложная, и предложила рассмотреть этот вопрос совместно с депутатским корпусом позже.

«В рамках подготовки парламентского запроса по Мамско-Чуйскому району у нас планируется выездное совещание, – сказал депутат Николай Труфанов. – Все двухэтажные дома в этом районе имеют фактический износ более 70%». Депутат предложил рассмотреть возможность решения этого вопроса в рамках областных программ. Правительство планирует расселить в этом муниципалитете 116 человек, всего 2,5 тыс. кв. м жилья. Однако, поскольку оборотного фонда нет, Светлана Свиркина видит выход в возмещении людям стоимости жилья. Николай Труфанов задал вопрос и о расселённых посёлках Горная Чуя и Согдиондон, где нужно что-то делать с пустой «аварийкой». Светлана Свиркина предложила подготовить смету, пройти экспертизу, и орган местного самоуправления получит субсидию на эти работы.

«Я буквально завалена обращениями жителей города Зимы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Вы можете как-то обнадёжить, что-то сказать, чтобы я, в свою очередь, могла обнадёжить своих избирателей?» – сказала депутат Ольга Безродных. Светлана Свиркина заявила, что работы по Зиме начнутся в 2022 году. Если федеральный центр выделит больше средств, то программа начнёт реализовываться скорее. Депутата Ларису Егорову волновал вопрос переселения жильцов домов по улице Пискунова в Иркутске. «Cкорее всего, город Иркутск возьмётся за решение этой проблемы за собственный счёт, – сказал Евгений Стекачёв. – Застройщик – банкрот, идут суды, перспектив расселения за счёт застройщика никаких».

Депутат Георгий Любенков напомнил, что он вместе с органами власти Братска отдельно от фракции ЛДПР обращался к областным властям с просьбой решить финансовый вопрос сноса аварийного жилья. «Ответ всегда как мантра: «Это местные полномочия», – говорит Любенков. – А где взять деньги?» Депутат предложил включить снос аварийного жилья отдельным мероприятием в областную программу и финансировать за счёт межбюджетных трансфертов. Спикер ЗС Александр Ведерников считает, что нужно продумать механизм: или завести эти деньги в виде целевых субсидий муниципалитетам, или включить этот показатель в формулу расчёта субсидий на сбалансированность. Депутаты проголосовали за включение предложений Любенкова в итоговое постановление. В самом же постановлении парламент рекомендовал правительству Иркутской области помочь муниципалитетам в переселении граждан из непригодных для проживания жилых домов блокированной застройки. Депутаты считают, что правительство должно рассмотреть возможность предоставления городам и районам субсидии на снос расселённой «аварийки», а также проработать вопрос о дополнительных мерах поддержки жителей, которые имеют ветхие квартиры или дома. По мнению Заксобрания, нужно добиваться того, чтобы полностью была реализована региональная составляющая проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в нацпроект «Жильё и городская среда».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры