издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В печальной пятёрке

Иркутская область в лидерах России по заболеваемости COVID-19

Правительство Иркутской области должно еженедельно предоставлять в Законодательное Собрание свежую информацию о борьбе с коронавирусной инфекцией, считают областные парламентарии. Такой запрос был направлен врио губернатора по решению сессии ЗС 30 июня. На заседании состоялось довольно острое обсуждение пандемии в регионе. Депутаты сошлись во мнении: ситуация в Иркутской области постоянно ухудшается, а внятного ответа со стороны «Серого дома», почему происходит рост заболеваемости и достаточно ли у нас коечного фонда, нет. Депутат Сергей Бренюк, руководствуясь решением комитета по здравоохранению, предлагал сразу обратиться к правительству Российской Федерации за помощью. Однако депутаты пока решили отложить радикальные меры, дав правительству региона шанс ещё раз объясниться.

30 июня сессия ЗС началась сразу же с ситуации с коронавирусом. Депутаты заявили, что намерены выслушать главу Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Дмитрия Савиных и и.о. министра здравоохранения региона Наталию Ледяеву по ситуации с заболеваемостью, потому что Иркутская область вошла в пятёрку лидеров в России по суточному заражению COVID-19. Депутат Сергей Бренюк предложил сразу обратиться к правительству РФ с просьбой оказать помощь региону. После заслушивания всех вопросов сессии в 17.30 по видеконференцсвязи к депутатам обратились Савиных и Ледяева.

«Эпидемиологическая ситуация по коронавирусу в Иркутской области остаётся стабильно напряжённой, – сказал Дмитрий Савиных. – На 30 июня всего с нарастающим итогом зарегистрировано 7553 случая заболевания. С начала заболеваемости это 0,2% от населения региона. Показатель заболеваемости – 315,9 человека на 100 тысяч населения. По России – 377. На 30 июня заболели 685 детей до 17 лет. За последние сутки зарегистрировано 238 случаев, темп прироста составляет 3,3». По данным на 6 июля, заболеваемость не снизилась: за сутки было выявлено 245 человек (темп прироста – 2,8%). Общее число выявленных больных приблизилось к 9 тысячам – 8985. Заболели уже 811 детей. Бессимптомно в регионе болеют 58,8% (по России – 32%). В 5856 случаях, это 77,5%, – местное распространение. Чаще болеют люди от 18 до 49 лет. Больше всего заболевших среди рабочих – 24%, затем идут служащие – 11%, пенсионеры – 12%, учащиеся – 8,8%, медики – 5,6%, силовики – 2,1%.

Если показатели по заболеваемости печальны, то по тестированию Иркутская область находится на втором месте в СФО. К примеру, в Кемеровской области с начала самоизоляции обследовано 28 тыс. человек, в Хакасии – 5,7 тыс. человек, в Бурятии – 18 тыс. человек. Лидер – Красноярский край, где обследовано уже около 400 тыс. человек.

«Ситуация у нас сложная, но эпидемиологический процесс управляемый, – заявил Дмитрий Савиных. – Согласно закономерности эпидемиологического процесса данного заболевания с учётом ранней регистрируемости заболеваемости в европейской части России, высокие уровни заболеваемости будут регистрироваться на протяжении нескольких недель. Стойкое снижение заболеваемости при соблюдении самоизоляции, ограничительных мероприятий и проведении полного комплекса противоэпидемических мероприятий возможно ожидать через два инкубационных периода». То есть не ранее начала августа.

Депутат, глава комитета по здравоохранению ЗС Александр Гаськов усомнился в том, что область законно находится на первом этапе снятия самоизоляции. Согласно суточному приросту по субъектам на 29 июня, в Москве заболели 782 человека, в Московской области – 335 человек, в Ханты-Мансийском АО – 277, в Иркутской области – 236, в Санкт-Петербурге – 219. «Иркутская область среди лидеров по заболеваемости не только на территории СФО, но и по России, – сказал Александр Гаськов. – Мы уже вышли в чёткую пятёрку». Между тем депутат Гаськов считает, что коек в больницах может не хватить. 23 июня депутаты сделали запрос в минздрав по коечному фонду, по данным депутата, занято более 60% коечного фонда. «У нас серьёзная ситуация по всем медицинским организациям, недостаточно коечного фонда», – заявил Гаськов.

Коэффициент распространения инфекции для первого этапа снятия ограничений не должен превышать единицу. В Иркутской области на 30 июня – 1,1. Получается, ни по койкам, ни по коэффициенту распространения мы не на первом этапе, констатировал Александр Гаськов. Дмитрий Савиных ответил, что коэффициент распространения инфекции «плавающий». «Держится он у нас в пределах 1–1,3, отмечается ежедневная регистрация или выше, или ниже. И поэтому он достаточно нестабилен, – сказал Савиных. – Другие показатели, которые являются основаниями для снятия ограничений, соответствуют первому этапу. Я считаю, что на первом этапе область может находиться однозначно». Однако глава Роспотребнадзора заявил, что его ведомство против открытия кафе, отелей и снятия ограничений с турбизнеса.

На вопрос о количестве коек пришлось отвечать и Наталии Ледяевой. Она заявила, что в регионе развёрнуто 3379 коек, их занятость действительно колеблется в диапазоне 60–66%. Свободный фонд – 34–40%». На вопрос депутатов, откуда в регионе такая высокая заболеваемость в сравнении с другими регионами России, Ледяева сообщила: это результаты хорошего обследования. «Чем больше обследованных, тем больше выявляется бессимптомных форм, – сказала она. – Бессимптомные формы составляют сегодня от 60% до 70% от числа всех заболевших». 1551 больных, по данным на 6 июля, были на стационарных койках, амбулаторно лечились 2751 человек. В последние дни, как и обещала Наталия Ледяева на сессии, пошла большая выписка амбулаторных. Так, 5 июля выявлены были 239 больных, а выписались – 246. Тем не менее каждый день мы имеем примерно 230–240 новых больных.

 

Рост числа выявляемых больных, по мнению Ледяевой, связан с особенностями диагностики, принятой в нашем регионе. «Все пациенты с признаками ОРВИ сейчас направляются на компьютерную томографию, это совместное решение с оперштабом области, – сказала Ледяева. – Мы созваниваемся с другими регионами, в том числе и в Сибирском федеральном округе. Не все используют в диагностических целях компьютерную томографию так широко, как мы используем у себя на территории Иркутской области». Связано это с тем, по словам Ледяевой, что обычный рентген не даёт чёткой картины с тяжёлыми внебольничными пневмониями. А количество внебольничных пневмоний выросло в регионе по сравнению с тремя предшествующими годами на 150%. Несмотря на такие показатели, по мнению Наталии Ледяевой, сегодня ситуация в регионе «управляемая».

«Вы сказали, что сегодня ситуация управляемая. Что в вашем понимании это значит? – поинтересовался депутат Евгений Сарсенбаев, обращаясь к Наталии Ледяевой. – У нас коэффициент распространения больше единички, и мы во всех отчётах сегодня услышали, что ситуация сложная. Болезнь трудно поддаётся лечению, препаратов нет. Это правильно, что мы открываем заведения и проводим массовое голосование по поправкам?» «Ситуация сложная, у нас достаточно большое количество пациентов с тяжёлыми формами в возрасте 70 и более лет, – сказала Ледяева. – Ситуация ухудшилась, когда ослабили режим самоизоляции после 14 мая. Многие жители Иркутской области подустали, стали относиться недисциплинированно». Однако, отругав людей за отсутствие дисциплины, Ледяева посчитала допустимым проведение голосования по поправкам к Конституции. «Риски – они всегда есть», – философски заметила чиновница.

Отчёты Ледяевой и Савиных депутатов не удовлетворили. Ещё до сессии, 17 июня, парламентский комитет по здравоохранению рассмотрел вопрос по коронавирусу на своём заседании. Сергей Бренюк озвучил третий пункт решения комитета: «Рекомендовать ЗС обратиться в федеральные органы исполнительной власти за оказанием консультативной и практической помощи региону в принятии эффективных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции». Бренюк пояснил, что решение комитета носило межфракционный характер. Первой заявила о необходимости обращения в Москву депутат Лариса Егорова. «Давайте сами себе скажем: динамика изменяется в положительную сторону? Пока нет, – заявил Бренюк. – Я не сторонник паники. Но равнодушно смотреть со стороны мы не имеем права. Совершенно правильный подход, если мы федеральным органам заявим, что нам нужна помощь».

Депутат Лариса Егорова подтвердила, что действительно сделала такое заявление на комитете, но теперь решение несколько изменила, предложив сначала дождаться ответов от правительства на депутатские запросы. «Президент РФ сказал: «Не надо искать крайних, это наша общая беда, и надо с ней бороться», – заявил Александр Гаськов. – У нас на сегодняшний день идёт ухудшение ситуации. Смертность растёт, коллеги. Я предлагаю принять предложение Сергея Бренюка и, согласно статье 44 Регламента, обратиться к органам федеральной власти. Я понимаю, будет создан прецедент на территории РФ, что ЗС обращается само за помощью». Гаськов подчеркнул, что у членов комитета, принимавших решение о запросе, не было цели дискредитировать регион в глазах Федерации. «Речь идёт о жизнях людей», – сказал депутат. Депутат Светлана Шевченко отметила, что несколько обращений депутатов по этому вопросу с марта к Роспотребнадзору, правительству, минздраву не дали практически ничего. «И сегодня мы задавали вопросы этим ответственным господам, ответов нет, – считает Шевченко. – Ситуация не улучшается. Надо просить помощи у центра, это вопрос жизни и смерти. Почему мы медлим-то?»

Депутат Артём Лобков несколько понизил градус дискуссии, уточнив, что ответ на мартовский запрос депутатов по коронавирусу правительство исправно дало 8 апреля. Депутат предложил не торопиться с запросом к федеральным органам, а получить ответы на новый подготовленный запрос депутатов. Депутат Александр Битаров предложил на июльской сессии ЗС заслушать повторно выступление Наталии Ледяевой и Дмитрия Савиных, а также заместителя председателя правительства Валентины Вобликовой. «Информация на самом деле разнится. Если послушать выступление Ледяевой, то никакой катастрофы нет, 65–70% больных лечатся на дому, бессимптомно, коечный фонд достаточный. И с чем мы будем обращаться в федеральный центр? Исполнительная власть не обращается, а мы обращаемся? – заметил Битаров. – Если будем обращаться, то нужно конкретно что-то просить и понимать, куда конкретно обращаться. Нужно повзвешеннее к этому вопросу относиться, а то будем выглядеть смешно. С другой стороны, если мы обращаемся помимо врио губернатора и правительства, значит, им мы абсолютно не доверяем». При этом Битаров отметил, что его тоже волнует, что заболеваемость растёт, а внятных ответов от «Серого дома», почему так происходит, нет.

В итоге депутаты отклонили предложение об обращении в правительство РФ. Был принят запрос к правительству Иркутской области. Как пояснил депутат Артём Лобков, в запросе депутаты просят врио губернатора предоставлять им информацию о заболеваемости и мерах по противодействию коронавирусу каждую неделю и пояснить ситуацию, почему заболеваемость постоянно растёт. Второй ключевой пункт запроса – дать развёрнутый ответ, каков сейчас объём коечного фонда для больных COVID-19 в разрезе каждого медучреждения и действительно ли он достаточен. Депутаты готовы на июльской сессии ЗС, если не будет удовлетворительных ответов от «Серого дома», обратиться в федеральные органы власти за помощью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры