издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Кормушки под сиротским флагом быть не должно»

Спикер Законодательного Собрания призвал проработать закон о жилищных выплатах сиротам, чтобы исключить злоупотребления

14,8 тысячи детей-сирот в регионе нуждаются в жилье. Некоторые «дети» уже не дети – им около 50 лет, но до сих пор очередь на квартиры от государства до них не дошла. Иркутская область находится в российских лидерах по количеству детей-сирот, которые так и не получили свой дом или угол. 21 октября на правительственном часе в рамках сессии Законодательного Собрания обсуждались методики, при помощи которых можно решить эту проблему. Указом губернатора некоторым сиротам уже начали предоставлять прямые выплаты на покупку жилья. Депутаты считают, что необходимо разработать соответствующий закон. Однако спикер ЗС Александр Ведерников призвал тщательно изучить вопрос, чтобы не создать при помощи этого закона очередную лазейку для злоупотреблений.

Очередь длиною в жизнь

Иркутская область, по данным Министерства просвещения РФ, занимает первое место по числу сирот, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями, сообщила министр имущественных отношений Иркутской области Марина Быргазова, выступая перед депутатами на сессии Законодательного Собрания 21 октября. В год в очередь на получение квартиры в нашей области становятся примерно 500 новых детей-сирот. Для того, чтобы очередь хоть немного двигалась, нужно, чтобы жильё получали более 500 человек ежегодно. В 2018 году сироты получили 410 квартир, в 2019-м – 391. По утверждённым программам 2020 года нужно предоставить 850 помещений, по планам минимущества в новые дома и квартиры въедут 907 нуждающихся. В 2020 году на реализацию программы предусмотрено около 1,5 млрд рублей. 30 апреля 2020 года вышел указ губернатора по введению социальной выплаты на приобретение жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет. Это лица, прописанные в регионе, официально работающие здесь и имеющие детей. Сумма выплаты – 1,5 млн рублей. 200 млн рублей уже передано министерству социальной опеки и попечительства для социальных выплат на покупку жилья. 63 сироты получили выплаты на 100 млн рублей. Ещё 100 млн рублей переданы в минсоцразвития 8 октября, до конца года выплаты получат ещё 63-64 человека.

Сейчас завершается строительство домов по госконтрактам в городе Шелехове. Будет введено 117 квартир, заселение начнётся в конце ноября – начале декабря. В Иркутске в декабре может быть сдан дом на 240 квартир. Всего в 2020 году на приобретение жилых помещений для сирот предусмотрено 1,2 млрд рублей. На 2021-й – 1,2 млрд рублей (769 квартир), в 2022-м – 2,7 млрд рублей (1730 квартир). На 1 октября заключено 104 контракта на приобретение 676 квартир (общая сумма – 987 млн рублей). Сироты уже получили 287 квартир. Губернатор Игорь Кобзев распорядился, чтобы все купленные квартиры оказались в распоряжении детей-сирот до 1 декабря.

Вместе с тем для обеспечения всех нуждающихся жильём необходимо найти в бюджете не менее 23 млрд рублей. В одном Иркутске в очереди 2144 человека. А цена квадратного метра – 72 тыс. рублей. В «Сером доме» считают, что передача полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам муниципалитетам может решить проблему, сейчас по инициативе прокуратуры Иркутской области разрабатывается законопроект.

Существует серьёзная проблема с тем, что дети-сироты, получив государственные квартиры, зачастую не умеют их правильно эксплуатировать, не платят коммуналку. К решению проблемы был привлечён Фонд имущества Иркутской области, изменено его штатное расписание, создан отдел из семи человек, который будет заниматься сохранностью объектов казны, в том числе и жилья детей-сирот. Утверждён регламент взаимодействия министерства и Фонда имущества по контролю за нанимателями жилых помещений. Ведётся контроль за сохранностью жилья, проживающими, выставляются требования к застройщикам, если есть их недоработки, к управляющим компаниям. Сиротам могут быть выставлены иски за то, что жильё содержится плохо или в квартире проживают другие лица. Сейчас в прокуратуре на согласовании проект приказа минимущества о проверках жилья, в том числе и внеплановых, по требованию прокуратуры, полиции, депутатов.

Динамику роста печальной «сиротской» очереди депутатам обрисовала заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татьяна Плетан. «В 2013 году на учёте состояло более 20 тысяч детей-сирот, нуждающихся в жилье, – сказала Татьяна Плетан. – На 1 октября 2020 года в списке стояло 14 826 человек. 2154 человека имеют квартиры, но жить в них невозможно. Возраст – от 14 до 50 лет. 10 880 человек – те, кто достиг 18 лет. Сложившиеся темпы обеспечения сирот жильём не позволяют сократить список. В 2017 году основанием для исключения из списка в 76% случаев было обеспечение жильём, в 2019 году 70% были исключены по иным обстоятельствам». «Иные обстоятельства» – это когда люди получают жильё другим способом: покупают сами, по материнскому капиталу, встают на учёт в другом, более благополучном субъекте России. А иногда умирают, так и не дождавшись жилья. Каждый год прирост по списку идёт в среднем на 5%.

Сейчас, как сказала Татьяна Плетан, идёт работа по восстановлению прав детей-сирот на те помещения, где они ранее проживали, формируются судебные иски. Если на начало 2019 года за детьми сохранялось 3940 квартир, то на начало 2020-го – 4238. Татьяна Плетан считает, что министерство ведёт достаточную работу по адаптации сирот к самостоятельной жизни, введены институт наставничества, замещающие семьи, «тренировочные квартиры» и другие формы работы. Это позволит, с её точки зрения, избежать случаев, когда сироты не платят за предоставленное им жильё, содержат его в плохом состоянии. На сегодняшний день сироты задолжали за коммуналку около 48 млн рублей.

Три года без квартир

Как рассказала председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова, вопрос с жильём для детей-сирот обсуждался депутатами на нескольких площадках с привлечением широкого круга экспертов.

– Я хотела бы поблагодарить и уполномоченного по правам ребёнка, и уполномоченного по правам человека, Ассоциацию муниципальных образований, которые приняли активное участие в обсуждении этой проблемы, – сказала Ирина Синцова. – Надо сказать, что у нас очень многие мэры действительно активно участвуют в решении этой сложной, многофакторной проблемы.

Как вы слышали, в 2013 году число тех сирот, кто нуждается в жилье, было 22-23 тысячи человек, сегодня оно уменьшилось, но всё равно мы занимаем первое место, это не может не быть для нас знаковым моментом. Вчера этот вопрос рассматривался на заседании фракции «Единой России», и я благодарна докладчикам, что определённая информация сегодня была предоставлена и по рекомендации депутатов. В первую очередь нам необходимо обратить внимание на численность детей-сирот. Это означает, что социально-экономическая ситуация в регионе сказывается на проблеме, пусть не прямым путём. Нельзя не сказать о необходимости увеличения финансирования на покупку жилья для детей-сирот. Мы на днях были на бюджетной комиссии, хотелось бы обратить внимание коллег из исполнительных органов власти: заложенные денежные средства должны быть сохранены и, может быть, увеличены. И тут мы опираемся на позицию губернатора Иркутской области. Я благодарна депутатам, которые поучаствовали в мониторинге при подготовке к правительственному часу.

Ирина Синцова отметила, что проблема детей-сирот является одной из самых серьёзных в Иркутске. «На протяжении трёх лет людям не выделяются квартиры, очередь очень большая – 2114 человек, – подчеркнула председатель комитета. – Мы рекомендуем использовать все механизмы, чтобы начать этот вопрос решать. Давайте рассмотрим возможность аренды, найма, манёвренного фонда для того, чтобы люди наконец начали получать квартиры в Иркутске. Ребята никуда не хотят уезжать, они имеют законное право получить квартиры именно в этом городе. И мы очень надеемся, что тема с 240 квартирами, которые очень долго вводятся, в этом году разрешится. Вчера на заседании фракции мы услышали, что социальные выплаты возможны и по Иркутску, давайте смотреть, как это сделать».

Глава социально-культурного комитета напомнила, что ещё в 2018-2019 годах депутаты неоднократно обращались к исполнительной власти и говорили о необходимости следить за сохранностью специализированного жилищного фонда, собственником которого является область. А живут в нём сироты. «Хорошо, что этот вопрос начал решаться, более того, утверждается порядок, который позволит следить за жилищным фондом, – сказала Ирина Синцова. – Будем надеяться, что порядок будет доступен для детей-сирот и для тех, кто непосредственно работает с таким жильём. Это тема злободневная. У нас два года назад изменился Жилищный кодекс, в который введён стройнадзор за малоэтажным строительством, и мы имеем ряд протокольных поручений по качеству строительства жилья для детей-сирот». Ирина Синцова подчеркнула, что 2020 год завершается неплохо, судя по цифрам, приведённым минимуществом. «Надеемся, что нам удастся принять все квартиры и заселить их, – сказала она. – Самое главное – у нас появились социальные выплаты. Пока это только 63 человека, будут ещё 64 выплаты. Люди добавляют свои деньги, материнский капитал. И то, что мы оплачиваем только 33 квадратных метра, а кто-то покупает дом в 105 «квадратов» – это говорит о многом. Мы считаем, что эта тема должна быть зарегулирована законодательно, мы готовы работать над законом».

Ручейки и лазейки

«Реализуя этот комплекс мероприятий, какой результат мы планируем получить в ближайшие годы? – спросил депутат Александр Вепрев. – Сокращение очереди, выделение жилья дополнительного. Мер много, а результат реальный какой будет?» Однако ответ был довольно странным: Марина Быргазова снова зачитала те цифры по квартирам и выплатам, которые озвучивала ранее, и не добавила ничего более. Вопрос Вепрева, по сути, остался без ответа. Депутат Светлана Петрук спросила про 240-квартирный дом, который предполагается сдать в Иркутске, в каком он состоянии, реально ли его ввести до конца года. Марина Быргазова прокомментировала, что дом готов, но нужны технические подключения, обеспечение подъездных путей. И эта проблема сейчас решается. Светлана Петрук напомнила про дом в Братске, который практически полностью заселён сиротами, и управляющая компания, которую возглавляет депутат, отказалась от его обслуживания, потому что за три года область не сумела выстроить с УК конструктивный диалог по содержанию дома. Петрук предложила не селить в один дом только детей-сирот, поскольку в 36-квартирный дом в Братске было заселено 30 детей-сирот. «Мы все понимаем, что таких людей нужно адаптировать, учить вести хозяйство, они формируют очень большие долги. Давайте не будем принимать решения по такому заселению. Это нужно, чтобы потом не выделять большие денежные средства на ремонт и содержание таких домов», – сказала Светлана Петрук. Марина Быргазова отметила, что на все обращения по проблемным домам «Серый дом» будет реагировать активно, вопрос по данному жилому помещению будет рассмотрен министерством.

«К сожалению, очередь измеряется не только тем, что из неё выбывают получившие жильё, но и тем, как она пополняется, – сказал депутат Сергей Бренюк. – Мы не услышали ответа на вопрос. Как изменяется очередь, она уменьшается, стабильна или растёт?» Татьяна Плетан пояснила, что, к сожалению, очередь не уменьшается. В 2017 году в ней было 12 452 человека, в 20180-м –13 158, в 2019-м – 13 942. Объясняется это тем, что дети-сироты, которых появилось много в своё время, подрастают. Как только им исполняется 14 лет, они включаются в список. Депутат Лариса Егорова спросила, что происходит с сиротами, которые стоят в очереди, но имеют решение суда о том, что им должно быть предоставлено жильё. Марина Быргазова ответила, что на сегодняшний день уже есть 165 исполнительных производств, однако жильё предоставляется только в хронологическом порядке, даже если сирота получил решение суда, в очереди он не продвинется. Лариса Егорова задала вопрос по ситуации с домом в Куйтуне, где управляющая компании жалуется на неплатежи со стороны сирот. Глава минимущества заявила, что УК было предложено самостоятельно выходить в суды и взыскивать средства с детей-сирот. Сам же дом стоит в планах на ремонт в 2021 году.

«Депутаты обеспокоены сохранностью квартир в спецжилфонде, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – Сегодня порядка 3,5 тысячи жилых помещений у минимущества в этом фонде. Сколько из них пустых, сколько приведённых детьми-сиротами в непригодное для проживания состояние? Сколько пересдано в аренду? Мы знаем, что такого законного механизма не существует, но это есть – квартиры сдают. Есть ли у минимущества как у собственника этого жилого фонда правдоподобная, честная статистика? Мы стоим в преддверии разработки закона о мерах социальной поддержки детей-сирот в виде прямых выплат на покупку жилья. Дети-сироты могут получить жильё из спецжилфонда по истечении пяти лет при надлежащем поведении, и этот срок может быть продлён ещё на 5 лет. Потому нас интересует, как проверяется целевое использование этого жилья. Если мы готовим законопроект по таким выплатам за счёт бюджета Иркутской области, есть ли у вас мониторинг целевого использования этого жилья?» Марина Быргазова ответила, что на сессии эту информацию предоставить не может, но она будет подготовлена. Она сообщила, что уже в этом году проверено более 1,4 тыс. квартир. Александр Ведерников предложил чётко обосновать этими цифрами пояснительную записку к будущему законопроекту. И дать развёрнутый мониторинг состояния жилых помещений из спецжилфонда.

– Мы за то, чтобы появлялись любые новые механизмы помощи детям-сиротам, но важно сделать так, чтобы не возникла новая бюджетная кормушка для злоупотреблений под флагом детей-сирот, – заявил он. – Нужно на цифрах понимать, не откроем ли мы новую лазейку для злоупотреблений.

Спикер заявил, что парламентарии приложат все усилия, чтобы регион вошёл в число пяти передовых субъектов РФ, которые ввели прямые выплаты для детей-сирот на покупку жилья. Однако он напомнил, что в Приморском крае прокуратура выявила печальный факт: более 50% спецжилфонда для детей-сирот не используется по прямому назначению. «На все механизмы прямых выплат мы должны поставить такую защиту, чтобы это не превратилось в ручейки, тропинки и лазейки под эгидой помощи детям-сиротам», – подчеркнул спикер ЗС. Александр Ведерников напомнил, что тема по-прежнему остаётся на особом контроле депутатов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры