издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обратная сторона антибиотика

Необоснованная антибактериальная терапия может значительно ухудшить состояние пациента

Вторая волна пандемии посеяла и вторую волну паники среди россиян. Один из её «симптомов» проявляется в скупке лекарств. Если весной, во время первой волны COVID-19, обыватели запасались продуктами, то теперь – антибиотиками. И это не удивительно. По данным ряда исследований, более 90% пациентов с COVID-19 сейчас получают антибиотики. Далеко не всегда это необходимо. Эксперты «ВСП» указывают на опасность такого явления. Необоснованная антибактериальная терапия может значительно ухудшить состояние пациента, а порой и привести к жизнеугрожающим последствиям, отмечают представители медицинских сообществ.

Заветные таблетки

По мере роста количества заболевших COVID-19, который начался нынешней осенью во всех регионах России, увеличиваются и волнения населения. И если в первую волну пандемии (весна 2020 года) лакмусом этого социального явления было отсутствие некоторых видов продуктов и товаров первой необходимости в магазинах – от гречи до туалетной бумаги, то теперь ажиотаж сложился вокруг медикаментов. Речь идёт об антибиотиках, которые рекомендует назначать российский Минздрав для лечения пациентов с признаками COVID. Проблема эта набирает обороты по всей стране. В начале прошлой недели ключевые препараты из «списка Минздрава» не могли найти в аптеках жители Иркутской области, аналогичные сигналы поступали из ряда других городов – Новосибирска, Улан-Удэ, Омска, Уфы, Волгограда.

– Моей приятельнице, у которой подозревается коронавирусная инфекция, врач назначила азитромицин. Чтобы найти препарат, я в минувшую пятницу (23 октября. – Прим. авт.) звонила в справочную, но, по их данным, лекарства в аптеках не было. Тогда я решила сама пройтись по нескольким частным аптекам. Опять неудача. В одной аптеке вообще сообщили, что только через два месяца смогут возобновить продажу препарата, – рассказывает «ВСП» жительница Иркутска Ирина Александровна.

Подобные сообщения за минувшую неделю переполнили все соцсети и группы в мессенджерах. Люди не просто делились переживаниями по поводу отсутствия препаратов «Сумамед» (азитромицин), «Цефтриаксона», «Таваник», «Нобазид», но даже искали каналы, по которым можно было бы переправить через родственников антибиотики из Москвы в Иркутск. Усиленно раскручивалась тема нехватки препаратов в аптеках Приангарья и других регионов также в средствах массовой информации, в том числе в федеральных.

Высокий спрос – и «низкое» предложение

Если следить за хроникой происходящего, уже 22 октября в Иркутске на ситуацию отреагировали местные власти. Губернатор Игорь Кобзев провёл встречи с представителями аптечных сетей, побывал на Иркутской областной оптово-снабженческой аптечной базе, где его заверили: «В аптеки региона увеличены поставки лекарств для лечения коронавируса. Дефицит лекарств будет устранён к понедельнику (26 октября). Предприятие увеличило закупки препаратов, которые пользуются повышенным спросом у населения».

Всплыла на поверхность и ещё одна проблема, которая так или иначе повлияла на поставку импортных антибактериальных препаратов в аптеки России. Это обязательная маркировка лекарств, введённая федеральным правительством для контроля за оборотом медицинских препаратов. Однако, как признало на этой же неделе правительство страны, система контроля терпит сбои, из-за чего маркированные товары не могут дойти до пациентов. Тут же было решено маркировку лекарств временно перевести в уведомительный режим. «Мы с коллегами из других ведомств, принимая во внимание пик повышенного спроса, решили временно перевести систему маркировки лекарств в уведомительный режим работы в аптечном и дистрибьюторском сегментах. Это позволяет «отпускать» товар сразу, не дожидаясь «ответа» системы маркировки», – сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Однако пока, несмотря на реакцию региональных и федеральных властей и их попытки разобраться с проблемой дефицита антибиотиков в аптеках, ситуация не сильно изменилась. Вчера справочные аптек по-прежнему сигнализировали об отсутствии в Иркутске антибиотиков и противовирусных препаратов, которые предлагают врачи для лечения пациентам с COVID. Некоторые лекарственные позиции всё-таки значились в справочных, но после звонков корреспондента «ВСП» непосредственно в аптеки выяснялось, что препаратов в продаже нет.

– «Сумамеда» нет. Вообще никто не знает, когда он будет, – грустным голосом сообщила провизор аптеки «Мелодия здоровья».

– Нет такого препарата. В том числе и на складе у поставщиков, – рассказали её коллеги из «Копеечки».

Аптечные сети: продать нельзя отказать

Эксперты «ВСП», вместе с которыми издание попыталось разобраться в проблеме, указывают на один немаловажный факт, который в том числе повлёк дефицит антибиотиков в розничных сетях Иркутска и других городов. Речь идёт о зачастую неоправданном использовании этих серьёзных лекарств, с помощью которых люди ошибочно пытаются себя вылечить от COVID.

Как рассказал «ВСП» врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог, российский научный журналист и медицинский блогер Алексей Водовозов, высокий спрос на антибактериальные препараты действительно наблюдается по всей стране. И не удивительно. Они ведь включены в схемы лечения при COVID и в первую очередь в такой важный документ, как «Временные методические рекомендации Минздрава РФ «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции».

– Кроме того, в нашей стране по закону все антибактериальные препараты должны отпускаться не просто по каким-то письменным рекомендациям, а строго по рецепту. Однако строгость законов, как обычно, с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Аптека при продаже амоксициллина или азитромицина без рецепта не лишится лицензии. А вот если, наоборот, откажет в продаже, то лишится выручки. Так что выбор очевиден. Лично мне приходилось лишь несколько раз за последние годы видеть, как покупателю в аптеке отказывались продать антибиотик без рецепта, – комментирует Алексей Водовозов.

Использовать формулу «сам себе врач» позволяют населению и сами аптеки, отпуская серьёзные препараты без специальных рецептов от врачей. Как рассказала на условиях анонимности «ВСП» сотрудник одной из аптек Иркутска, сегодня сами провизоры оказались между молотом и наковальней:

– С одной стороны, мы не имеем права продавать антибиотики просто так. С другой стороны, к нам приходят за этими препаратами люди, просят их вообще без каких-либо бумажек, направлений от врачей. Кто-то ссылается на то, что врач его проконсультировал по телефону, кто-то говорит, что ему посоветовали пропить антибиотики знакомые. Такое, конечно же, происходит и в силу необразованности населения. Я работаю в сети всю жизнь, раньше нас постоянно призывали пропагандировать среди населения медицинскую грамотность, рассказывать, что антибиотики нельзя применять просто так. Но теперь всё изменилось: с пандемией у нас началась коллективная истерия, поэтому люди скупают все антибиотики, входящие в состав рекомендаций Минздрава РФ по лечению и профилактике COVID.

Врачей призывают не злоупотреблять антибиотиками

Ещё один собеседник «ВСП» – доктор медицинских наук, профессор, директор Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сергей Балахонов – в разговоре с корреспондентом также отметил, что ажиотаж сегодня наблюдается вокруг антибактериальных препаратов, вошедших в перечень рекомендованных Минздравом РФ к применению при лечении пациентов, больных ковидом. Но применение таких серьёзных препаратов должно осуществляться с определёнными оговорками, отмечает профессор.

«Антибиотики в обязательном порядке назначаются при многих вирусных инфекциях, чтобы предотвратить осложнения, связанные с хроническими или присоединившимися бактериальными, инфекционными заболеваниями. Причём сейчас для этого используются достаточно мощные препараты, к которым ещё не наработана устойчивость микроорганизмов. Но, конечно же, на коронавирус эти лекарства не действуют никак. Подключаются эти препараты для того, чтобы предотвратить осложнения, связанные с хроническими заболеваниями. Дело в том, что при ослаблении организма из-за вирусной инфекции часто начинается обострение хронического тонзиллита, почечных заболеваний и так далее, – поясняет Сергей Балахонов. – Это очень усложняет состояние пациента. Поэтому, чтобы лечить такие сопутствующие заболевания, вызванные, подчёркиваю, бактериальной инфекцией, при COVID-19, протекающем в средне-тяжёлой и тяжёлой формах, проводится дополнительно и антибактериальная терапия. При лёгких и стёртых формах протекания коронавируса использовать антибиотики нет необходимости».

Но, к сожалению, как отмечает Сергей Балахонов, многие больные без нужды начинают принимать такие антибиотики. Это, в свою очередь, только усугубляет состояние человека, так как антибактериальные препараты убивают его естественную микрофлору. Так что в данном случае вред превышает пользу.

– Единственные препараты, которые показывают реальную эффективность в борьбе с коронавирусом, – это уже исчезнувший из аптек дексаметазон – глюкокортикоид с мощным противовоспалительным эффектом, а также ещё не до конца исчезнувшие из розничных сетей антикоагулянты. Но эти классы препаратов должны применяться врачом в стационаре, они не для амбулаторного самолечения, – продолжает тему врач-токсиколог и известный научный журналист Алексей Водовозов.

Кроме того, на обострившуюся в связи с пандемией COVID-19 проблему бездумного применения сложных антибактериальных препаратов обращают внимание целые медицинские сообщества. Так,17 октября вышло совместное обращение к врачебному сообществу России, под которым подписались Межрегиональная ассоциация специалистов респираторной медицины, Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов, Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии, Российское респираторное общество, Педиатрическое респираторное общество, Ассоциация детских врачей Московской области.

Все эти организации призывают уже самих лечащих врачей к более рациональному применению антибактериальной терапии при лечении COVID-19.

«Нельзя забывать о глобальных угрозах для здоровья людей, которые в нынешней ситуации временно отошли на второй план, в частности о повсеместном росте антимикробной резистентности. Вызывает очень серьёзное беспокойство тот факт, что на фоне пандемии в России отмечен значительный рост продажи антибактериальных препаратов в аптеках и закупок их лечебными учреждениями. По данным ряда исследований, более 90% пациентов с COVID-19 в настоящее время получают антибиотики, в том числе комбинированную терапию и парентеральные препараты в амбулаторных условиях», – говорится в обращении.

Необоснованная антибактериальная терапия может значительно ухудшить состояние пациента, а порой и привести к жизнеугрожающим последствиям, считают специалисты медицинских обьединений и подчёркивают, что назначение антибиотиков пациентам с COVID-19 является оправданным только при убедительных признаках бактериальной инфекции. Это появление гнойной мокроты, повышение прокальцитонина крови более 0,25–0,5 нг/мл, повышение уровня лейкоцитов крови более 10 тыс./мклс, повышение количества палочкоядерных нейтрофилов более 10%. «Учитывая сказанное выше, призываем практических врачей и руководителей медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, отказаться от необоснованного назначения антибиотиков. Особенно в условиях стационара, где есть возможности лабораторного подтверждения бактериальной инфекции», – говорится в открытом обращении к медсообществу.

– Очень хотелось бы надеяться, что этот призыв услышат не только коллеги-медики, работающие с ковидными пациентами, но и медицинское руководство, составляющее методические рекомендации по лечению больных. Нельзя вредить пациенту больше, чем это делает болезнь, – комментирует Алексей Водовозов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры