издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Семья в неоплатном долгу

Человек годами не платит за квартиру. Какова вероятность выселения его в судебном порядке?

Это огромная кричащая проблема, по поводу которой общество ещё не бьёт в набат. А надо бы. Общий долг населения за коммунальные услуги уже превысил 800 млрд рублей. И эти цифры растут. Каждый год в российские суды поступает всё больше исков о взыскании таких долгов. Когда ничегоне помогает, встаёт вопрос о самом крайнем действии – выселении из жилья.

Недавно в Свердловском районном суде Иркутска слушалось гражданское дело, где как раз и шла речь о такой жёсткой мере по отношению к семье злостных неплательщиков, задолжавших коммунальщикам свыше 1 млн 200 тысяч рублей. Кто-то спросит: «Как это возможно?» А вот возможно, если больше десяти лет не платить за квартиру, игнорируя счета квитанций.

И здесь надо вернуться назад на эти самые 10 лет и представить радостный момент в большой семье Нечаевых (здесь и далее фамилии изменены), которая получила квартиру в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости стимулирования рынка жилья в Иркутской области». Удобная, просторная квартира в микрорайоне Ершовском по договору социального найма устроила тогда всех домочадцев. А вот бремя расходов по содержанию жилья семья нести не захотела, каждый раз находя для этого «объективные» причины.

Так продолжалось до июля 2019 года, когда решением Свердловского районного суда Иркутска из-за накопившихся долгов все члены этой семьи, кроме несовершеннолетних детей, утратили право пользования квартирой. Сейчас в ней зарегистрированы двое несовершеннолетних детей. Нынешнее гражданское дело возбуждено по иску администрации Иркутска к матери этих детей Наталье Рачковой, действующей в их интересах. Цель иска – выселить оставшихся жильцов и снять их с регистрационного учёта, предоставив другое жильё. Крайняя мера вызвана тем, что никакие другие меры воздействия на эту семью не работают. К совести взывали, штрафовали, отключали часть услуг – и всё напрасно. Был произведён перерасчёт долга, который теперь уменьшился более чем наполовину, заключено соглашение, по условиям которого Наталья Рачкова обязалась ежемесячно вносить регулярные платежи. Но воз долгов и ныне там. Иск в суд появился только потому, что реакции от матери на эти щадящие меры не было никакой.

В суде Рачкова пробовала объяснить, что у семьи тяжёлое материальное положение, платить за квартиру нет возможности. Тем более что в этом спорном жилье её дети сейчас не живут, поскольку им отключили электроснабжение. А то место, куда их собираются вселить, является аварийным.

В юриспруденции есть такая фраза, немного сложная для понимания: «Основанием для выселения должников является не сам по себе факт неоплаты коммунальных платежей, а виновное противоправное бездействие граждан». Для суда в данном случае подобное бездействие налицо. Материальное положение семьи какое-то время может быть сложным, возможны болезни, потеря работы и другие негативные факторы. Но чёрная полоса протяжённостью 10 лет – в такое верится с трудом. В ст. 90 Жилищного кодекса РФ сказано: «Если наниматель и проживающие совместно с ним члены семьи более 6 месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма».

Но, принимая решение в делах подобного рода, суд всегда учитывает уважительные причины, по которым ответчик не может лишиться квартиры. В данном случае суд нашёл такую причину и отказал в иске. В этой истории сыграл роль не туманный материнский посыл к «тяжёлому материальному положению», а тот факт, что в квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети. Они не могут быть лишены жилья из-за того, что родители не исполняли свои обязанности. Но, как уже было сказано, дети подходят к своему совершеннолетию. В 18 лет они будут дееспособными, и спрос с них начнётся другой. Конечно, семья это понимает и постарается приватизировать квартиру. Это резонный ход. Если должников с трудом можно выселить из жилья, полученного по договору социального найма, то выселить собственника практически невозможно. Только вот незадача: как приватизировать квартиру с коммунальными долгами, висящими на ней?

Так или иначе, просроченные счета должников – это пороховая бочка. После неоднократных мер воздействия судный день может наступить внезапно. Дети вырастают, и несмышлёнышами уже нельзя будет прикрыться.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры