издательская группа
Восточно-Сибирская правда

История одного подарка

Художники-керамисты из Иркутска передали Хужирскому музею бурятские луки

Перед Хужирским краеведческим музеем остановился микроавтобус. Оттуда с коробками в руках вышли художники-керамисты из Иркутска – Евгений Аркадьевич и Наталья Михайловна Пухальские. В коробках были подарки для музея – три аутентичных старинных бурятских лука, стрелы, два колчана. На то, чтобы собрать информацию по изготовлению, а также выполнить луки и стрелы, у художников-керамистов ушёл почти год.

Евгений и Наталья Пухальские – известные в областном центре художники-керамисты. В своё время их работы украшали кафе «Карлсон» на улице Ленина, «Сказку» на Дзержинского, «Кулинарию» на Карла Маркса, стоматологию в микрорайоне Солнечном.

«На Ольхоне мы с Евгением побывали на экскурсии в Хужирском краеведческом музее имени Ревякина, – рассказала нашей газете Наталья. – Муж, как и многие мужчины, очень любит оружие. Он поинтересовался, есть ли в экспозиции бурятские луки. Оказалось, что они были похищены после того, как основатель музея Николай Михайлович Ревякин уехал с Ольхона».

Когда чета Пухальских вернулась в Иркутск, идея своими руками сделать бурятские луки и подарить их музею, не отпускала. «Мы проехали все музеи – были в Усть-Ордынском, Осе, «Тальцах». Общались с мастерами, собирали информацию, Евгений прочитал много книг по этой теме. Именно он изготовил луки, стрелы и колчаны, – рассказала супруга мастера. – И даже изготовил приспособление для придания лукам нужной формы».

«Бурятские луки – это разновидность монгольских, – говорит руководитель Хужирского краеведческого музея имени Н.М. Ревякина Юлия Мушинская. – Они бывают двух типов – лёгкие и тяжелые. Чтобы пользоваться последним, необходимо иметь недюжинную физическую силу. Музею была передана реплика лёгкого лука. Традиционно бурятский лук изготавливался из дерева – берёзы, наконечники делались из кости либо рога быка или лося. Тетива – из бараньих кишок или из шкуры с живота тощей коровы».

Самым сложным, по словам четы Пухальских, было найти кожу для луков. «Многие люди готовы были отдать, но она нам не подходила: то цвет не тот, то просто новая, а нам нужна была старая-престарая. На Глазковском рынке мы были раз пять, надеялись купить там старую кожаную куртку. В итоге мне пришлось пожертвовать кожаной шляпой ручной работы, которую в своё время мне пошили к шубе. Евгений её распорол и взял оттуда тонкие коричневые полоски», – рассказала Наталья.

Для изготовления стрел для луков обычно использовались перья ястребов. «Их мы найти не смогли, – рассказала наша собеседница. – Нам подсказали, что их можно заменить перьями индюков, за ними мы также ездили на Глазковский рынок. Наконечники для стрел отковывались на даче холодной ковкой».

Как-то у художников поинтересовались, сколько музей заплатил им за луки. «Как говорится: даром получил, даром и отдай. Мы это делали не для денег. Это подарок, нам просто было интересно. Мужу нравится, мне тоже нравится. Для нас было важно, чтобы в музее на острове Ольхон появились бурятские луки, которых он в своё время лишился. Чтобы ребята смогли познакомиться с ними, увидеть, как они выглядели».

По словам Юлии Мушинской, подарки настолько хорошо сделаны и состарены, что их не отличишь от настоящих. Они заняли достойное место в экспозиции музея – в бурятской юрте. Там разместились два лука, колчан и стрелы, третий лук принят на баланс в научно-вспомогательный фонд и будет использован для проведения интерактивных занятий с ребятами – они смогут подержать его в руках, рассмотреть мелкие детали.

Вместе с луками, стрелами и колчанами чета Пухальских передала музею 8 металлических утюгов, металлический меч, кузнечные щипцы и настоящие портновские ножницы, датируемые концом 19 – началом 20 века. Всего в течение 2020 года музею передано 68 новых предметов, в том числе кузнечные меха и норыльный крючок, использовавшийся для подлёдного лова. С его помощью сети вытягивались из лунки.

В музее открылась новая экспозиция «Нерпячий промысел». Она объединила фотографии, демонстрирующие, как проходила ледовая охота на нерпу, а также предметы, которые использовали охотники. Кроме того, перед музеем появился огороженный участок, который позволяет разграничить территорию школы и музея. Там планируется разместить уличную экспозицию и детский занимательный уголок, где ребята смогут провести время, пока взрослые на экскурсии.

В планах на 2021 год – организация временных выставок из фондов Иркутского областного краеведческого музея. Но многое, конечно, зависит от эпидемиологической обстановки.

Юлия Мушинская отметила, что в нынешнем году в музее особенно много посетителей. Поток вполне сопоставим с летним. «Я связываю это с тем, что Агентство по туризму Иркутской области включило наш музей в проект по установке дорожных указателей к объектам культурного значения. В том числе два указателя появились в Хужире. Как выяснилось, многие туристы даже не знали, что на острове есть краеведческий музей. Зато теперь его экспонаты – и дары от четы Пухальских – сможет увидеть большее число посетителей», – рассказывает руководитель музея.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры