издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Счастливый случай Александра Гречмана

Авторский театр отмечает 30-летний юбилей

В этом году 30-летие отмечает Театр Александра Гречмана, известный также как народный театр «Содружество» Иркутского областного дома народного творчества. За это время было поставлено 13 спектаклей, первый из которых – «Ромео, с добрым утром!» – назвали явлением в театральном Иркутске. К празднику режиссёр и актёры подготовили бенефис – спектакль «РЕВИзор не РЕВИзор», который с успехом первый раз был показан 18 лет назад. О том, почему театр для режиссёра в первую очередь искусство перевоплощения, как в труппу набирают новых актёров и почему важно жить «в моменте», Александр Гречман рассказал нашему корреспонденту.

«Собрал приёмник и стал первым парнем во дворе»

– Моя семья с театром никак не связана, по крайней мере до деда, а что было до него – уже не знаю. Деда звали Альберт Якубович, он немец, и фамилия моя немецкая. Наша семья родом из Донецка. К сожалению, Альберта Якубовича я не застал: в 1937 году он был репрессирован и ушёл из жизни молодым. Бабушке с детьми пришлось переехать, так они оказались в Сибири.

Театр мне нравился всегда, я очень благодарен учителям, которые просто брали наш класс и вели в театры, музеи… В память врезались спектакли и телеспектакли, которые посмотрел в школьные годы: «Интервью в Буэнос-Айресе», «Остановите Малахова!», «Затюканный апостол», а также фильм «Гамлет» Козинцева, где главную роль исполнял Иннокентий Смоктуновский. Сейчас я преподаю студентам конфликтологию, и после просмотра этого фильма они выполняют практические задания, мы вместе разбираем главных героев по возникновению и типам конфликтов.

В детстве и в юности мы все были увлечёнными: нам прививали мечту, а не потребительство, как сейчас. Помню, в классе ходили редкие книжки, мы вставали в очередь, чтобы их прочитать, – это Фенимор Купер, Виктор Гюго, Александр Дюма. Зачитывались «Тремя мушкетёрами», книгой о подростках и первой любви «Милый Эп» Геннадия Михасенко. Книга давалась на одну ночь, и мне не досталось продолжение «мушкетёров» «20 лет спустя». В юности я эту книгу так и не прочитал, сделал это в зрелом возрасте.

Меня всегда увлекало всё таинственное: я не мог понять, как работает транзисторный приёмник, проводов ведь там нет, откуда что вещает? В юности я увлёкся радиоэлектроникой, мне повезло – появилась литература, я начал про это читать. Это сейчас почти все материалы доступны, а тогда достать нужную книгу было очень сложно. Десятилетним мальчишкой я сам собрал детекторный приёмник: сделал заземление, залез на крышу, протянул туда антенну, подключил его, и случилось чудо: приёмник заработал без батареек и электричества – за счёт электромагнитных волн. Когда я это сделал, стал первым парнем во дворе. Каждый пацан подходил и слушал радио.

«Мне казалось, что я попал в космос»

– Если бы не театр, то я бы с головой ушёл в электронику, сейчас наверняка занимался бы робототехникой. Ведь в физике тоже есть элемент воображения, есть где развернуться и что изобрести! После школы осуществилась моя мечта – меня, 16-летнего пацана, взяли на Иркутский завод радиоприёмников. Мой отец Евгений Альбертович учёл мои склонности и пристрастия и, спасибо ему, попросил начальника и руководителя «Отдела надёжности»: «Возьми моего парня к себе в отдел. Он у меня пытливый, любознательный, не подведёт!» Я начал работать в отделе, где военная продукция завода проходила испытания в экстремальных условиях: холод, жара, ветер, песок. В цехах были специальные камеры, в которых создавалось давление, а сотрудники ходили в белых халатах. Первое время у меня было ощущение, что я попал в космос. Я очень благодарен старшим товарищам, которые меня многому научили. Очень жаль, что сейчас институт наставничества уходит в прошлое – некому «подхватить» молодое поколение, передать свои знания.

Театр появился в моей жизни, когда я успел отслужить в армии и опять вернулся на завод. Снова счастливый случай – судьба свела с молодыми ребятами, которые хотели играть на сцене. Так возник наш коллектив на базе ДК имени Куйбышева. Я долго думал, что же ставить. Помню, приезжий театр гастролировал у нас в Иркутске и давал в драмтеатре «Ромео и Джульетту». Как и многие зрители, я ждал появления Джульетты. И тут она выбежала на дальний план – огненная, рыжеволосая. А потом вышла на авансцену и начала произносить свои слова: «Если ты, Ромео, решил на мне жениться не шутя…» И так далее. Когда она говорила, с правой стороны у неё поблёскивала фикса. Я так расстроился: «Как же так?! Ведь ей всего 14 лет!»

Некоторое время внутренне повозмущался и понял, что буду ставить «Ромео и Джульетту». Причём у меня был принцип: Джульетте должно быть только 14 лет, как и написал Шекспир, не больше. И я отправился искать главную героиню и нашел её на конкурсе чтецов во Дворце пионеров. Она мне сразу глянулась: светловолосая, с нужным темпераментом. Я к ней подошёл и спросил, не хотела ли бы она попробовать себя в театре. Она согласилась. Так у нас появилась Джульетта – Светлана Иванова-Сергеева. Сейчас она работает во МХАТе, преподаватель, актриса. Недавно мы встречались в Москве, вспоминали прошлое, смеялись…

Наш первый спектакль назывался «Ромео, с добрым утром!». Я считаю, что он получился, одна из газет вышла с заметкой «Явление в театральном Иркутске». Название – это реплика князя, когда он срывает повязку с Ромео. Наш замысел был таким: все актёры выходят в повязках на глазах, они слепы, держатся за верёвку, которой управляет их поводырь. В финале Ромео и Джульетта уходят из жизни очень символично: они умирали по Шекпиру, но по спектаклю их любовь загоралась яркой звездой на небе. Тогда я сотворил звезду, которая светила всё ярче и ярче, в конце она уже просто слепила глаза. В конце все актёры срывали с себя повязки и шли на этот свет. На 30-летие театра я решил снова показать часть сцен: выход актёров в повязках, признание героев друг другу в любви.

«У вас здесь самый настоящий театр!»

– Потом началась перестройка: ДК, кинотеатры закрывались, деловые люди в красных пиджаках открывали бильярдные клубы и казино. Нам повезло: театр пригласили в энергоколледж. Но не всё оказалось так просто: это было время, когда приходилось доказывать, что мы не напрасно здесь. За эти годы мы прочно срослись, и нас не мыслят без колледжа, а колледж – без нас. В зале мы уже три раза делали ремонт, установили вентиляцию, новые зрительские кресла. Могу сказать, что мы постепенно сделали настоящий театральный зал. Все говорят: «У вас здесь самый настоящий театр!»

Сейчас у нас в арсенале 13 спектаклей, хотя мой личный послужной список несколько шире: я сделал несколько постановок в Иркутском ТЮЗе, дипломные работы в театральном училище, поставил спектакль у Галины Анатольевны Солуяновой в «Центре Вампилова». Этот спектакль – по письмам и личной переписке Елены Якушкиной и Александра Вампилова.

В нашей труппе 16 актёров, плюс-минус 3 человека – в зависимости от того, что играем. Я стараюсь задействовать весь коллектив. Актёры не получают зарплату за свою работу, для них это хобби, увлечение. Но мы можем делать сложный репертуар. Встречаемся, обсуждаем, репетируем только по вечерам. На одну постановку уходит 6-7 месяцев, это не быстрый подход, но пошаговость даёт прекрасные результаты. Когда нужны новые актёры, я нахожу их сам: подтягиваю, обустраиваю, заинтересовываю.

Работая над постановкой, никогда не сижу в зале с микрофоном: ношусь по сцене вместе с актёрами, показываю. Я уважаю систему Станиславского, как и любую методику развития актёрского мастерства, но это весьма долгий процесс. Сейчас приходится работать быстро, и у меня разработана собственная программа для «новеньких» – вхождения актёра в театральную среду и владения ремеслом. Для себя как для режиссёра и постановщика спектакля я всегда формулирую задачу: начинающий актёр в дебюте должен выступить так, чтобы никто не понял, что он только что пришёл. Он не должен проигрывать на фоне тех, кто играет давно. Если он что-то не умеет, то я это прячу, а если чем-то владеет – максимально использую.

Бывали случаи, когда приглашённые на спектакль чьи-то коллеги по работе не сразу узнавали своего сослуживца на сцене. Уже после спектакля в полном смущении выражали свой восторг и восхищение. Вот она – сила театра, сила перевоплощения. Я всегда говорю своим актёрам: «Если вас не узнали в спектакле – значит, вам сделали лучший комплимент».

«РЕВИ не РЕВИ»

– В моём арсенале немало замыслов того, что может воплотиться для зрителя в новом театральном сезоне. В нынешнем году возникло желание восстанавливать репертуар. Поэтому к 30-летию театра мы задумали спектакль-бенефис «РЕВИзор не РЕВИзор» – или «РЕВИ не РЕВИ». Это гоголевский «Ревизор». Премьера состоялась 18 лет назад, сейчас в спектакль вошли актёры из нового состава, но роль Хлестакова, как и 18 лет назад, Вячеслав Васильев исполняет всё так же легко и искромётно. Однако в сочинённом мною прологе я вставил фразу: «Возраст таланту не помеха!» Зритель, аплодируя, смеялся, оценив нашу самоиронию.

В марте спектакль-бенефис прошёл весело и шумно, нам даже пришлось давать незапланированный дополнительный спектакль. Но зрители просят играть ещё.

Мои дальнейшие творческие планы просты – жить и работать. Я понял, что иногда лучше вообще не строить планы: жизнь сама даёт правильные ответы, сводит с нужными людьми, делает так, чтобы я оказался в нужное время в нужном месте. По жизни меня ведёт мой счастливый случай. Верю, дальше так и будет!

В 1991 году, 20 апреля, с первого нашего спектакля «Ромео, с добрым утром!» вместе с ослепительным светом загорающейся звезды в финале шекспировской истории зажглась и наша театральная звезда.

Я благодарю своих актёров за труд, талант и преданность, а главное – за любовь к нашему авторскому театру! Благодарю наших родных, друзей, наших удивительных зрителей!

Я благодарю наш родной дом – Дом народного творчества и его директора Людмилу Анатольевну Герду. Дорогой нашему сердцу второй дом – Иркутский энергетический колледж и заместителя директора колледжа по учебной работе Наталью Валентиновну Полубенцеву, всех моих коллег-преподавателей

за поддержку и самое доброе участие в нашей жизни.

Ждём всех на наши спектакли! До встречи!

Александр Гречман

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное