издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Улетел к новому хозяину

Структура ОК РУСАЛ выкупила аэропорт Братска у обанкротившейся «ВИМ-Авиа»

ПАО «Аэропорт Братск» сменило собственника. Все его акции, принадлежавшие авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая признана банкротом и находится под конкурсным управлением, отошли международной компании ООО «Гершвин», дочерней структуре ОК РУСАЛ. Сумма сделки – 495,2 млн рублей.

Конкурсный управляющий «ВИМ-Авиа» Вячеслав Кононов 28 февраля 2021 года объявил о проведении аукциона по продаже 100% акций публичного акционерного общества «Аэропорт Братск», принадлежащих обанкротившейся авиакомпании. Торги были назначены на 9 апреля. На них поступила одна заявка – от международной компании ООО «Гершвин» из Калининграда. Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, это «дочка» ОК РУСАЛ, которая занимается «деятельностью холдинговых компаний» и «предоставлением займов и кредитов». Торги, единственным участником которых стал «Гершвин», признали несостоявшимися, а 29 апреля с предприятием заключили договор купли-продажи акций аэропорта Братска почти за 495,2 млн рублей.

Банкрот, ещё банкрот

«Решение о сделке было принято «от обратного»: не структуры РУСАЛа искали возможность приобрести актив, а кредиторы пытались реализовать непрофильный актив, чтобы погасить долги «ВИМ-Авиа», – подчёркивает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. При этом акции выставили на аукцион по цене, которая была выше рыночной. Последняя составляет 412,6 млн рублей. Такова, по крайней мере, оценка, которую в прошлом году провело ООО «Джи.Ю.Консалтинг». Его специалисты оценивали стоимость ценных бумаг на основе распространённого метода чистых активов.

Задолженность «ВИМ-Авиа» перед кредиторами, в том числе долги перед собственными работниками, в сентябре 2018 года превышала 16,3 млрд рублей. Такую сумму в отчёте указала арбитражная управляющая Мария Булатова. Её назначил на эту должность Арбитражный суд Республики Татарстан, который в феврале 2018 года признал авиакомпанию финансово несостоятельной и ввёл в ней наблюдение. Позднее, 26 сентября 2018-го, Булатову сменил Александр Максимов, а 3 марта 2020-го на его место пришёл Вячеслав Кононов.

Иск о банкротстве «ВИМ-Авиа», в свою очередь, подало АО «Спектр-Авиа» из Ульяновска, которое является базовым производством Объединённой авиастроительной корпорации по покраске самолётов. Это произошло 27 ноября 2017 года – через семь месяцев после того, как авиакомпания приобрела международный аэропорт Братска у московского ООО «Технополис». Это предприятие в 2015 году создал выходец из Забайкальского края Максим Иванец. Основной вид его деятельности – неспециализированная оптовая торговля, в числе дополнительных значатся вспомогательная деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом, лизинговые услуги и работа на финансовых рынках.

«Технополис», как и «ВИМ-Авиа», признан финансово несостоятельным. Такое решение в декабре 2020 года принял Арбитражный суд Москвы, поскольку предприятие накопило задолженность по налогам на 24,5 млн рублей. Сейчас на нём введено наблюдение. «ВИМ-Авиа», к слову, также пыталась обнакротить аэропорт Братска. Соответствующий иск авиакомпания подала в Арбитражный суд Иркутской области 20 ноября 2019 года. В качестве обоснования был указан тот факт, что она является единственным акционером аэропорта и признана банкротом. Разбирательство заняло всего неделю – суд вернул иск заявителю. Как сказано в его решении, «ВИМ-Авиа» не представила каких-либо документов, подтверждающих, что она уполномочена подавать подобные заявления от имени «Аэробратска», а в уставе аэропорта такое право за единственным акционером не закреплено. Примечательно, что предприятие, которое «ВИМ-Авиа» требовала признать банкротом, в тот момент работало устойчиво: как следует из бухгалтерской отчётности, его чистая прибыль за 2018 год составила 31,5 млн рублей.

Ближе к производству

Аэропорт Братска работает с прибылью последние пять лет. В 2020 году, когда пандемия коронавируса ударила по авиаперевозкам в целом, она составила почти 45 млн рублей, а в 2019-м – 81,4 млн рублей. «Оценить аэропорт Братска как привлекательный довольно сложно, – возражает Пантелеев. – Несмотря на то что он показывает прибыль, для стратегического инвестора важны перспективы роста бизнеса. В нынешней же ситуации расходы на содержание актива будут только увеличиваться, раньше или позже нужно будет проводить реновацию оборудования и спецтехники, обновлять аэровокзал. В то же время перспективы существенного роста пассажиропотока не столь очевидны, несмотря на наличие аэродрома, рассчитанного на приём практически любых воздушных судов».

На официальном сайте аэропорта сказано, что рейсы из него выполняются по шести направлениям: помимо Иркутска это Москва, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск и Чита. По данным из последнего годового отчёта, опубликованного официально, пассажиропоток в 2017 году увеличился до 123,2 тыс. человек (в статистике Федерального агентства воздушного транспорта информации про Братск не содержится). Самый крупный из выполняющих регулярные пассажирские перевозки самолётов, которые садятся здесь, – это Airbus А320. Однако в мае 2017 года в аэропорту совершил экстренную посадку Boeing 787-900. А часть рабочих колёс для гидроагрегатов Братской ГЭС, которая входит в En+ Group Олега Дерипаски и которую продолжают модернизировать, доставили на Ан-124.

Масштабная модернизация с переходом на новую технологию производства запланирована и на Братском алюминиевом заводе, крупнейшем предприятии металлургического сегмента холдинга. «Для вновь приобретаемых активов формируются разные схемы владения, – рассуждает глава аналитической службы «Авиапорта». – Это обстоятельство не препятствует распространению опыта управления аэропортами: если какие-то новации отработаны в Сочи, Краснодаре или Красноярске, они могут появиться и в Братске. Но с точки зрения структуры собственности формируются территориальные кластеры».

Между тем аэропорт Братска реконструируют за счёт федерального бюджета в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В перечне работ, которые должны быть выполнены до 2022 года, значатся 23 пункта. Среди них – расширение взлётно-посадочной полосы и реконструкция рулёжных дорожек с перроном, что позволит принимать все типы воздушных судов. «Теоретически это может дать шанс Братску побороться за долю на рынке технических посадок для дозаправки, – заключает Пантелеев. – Но в целом перспективы существенного роста могут быть связаны только с реализацией крупных индустриальных проектов в регионе. Без этого и город, и аэропорт будут стагнировать».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры