издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Комплексный обед

В регионе принят единый закон о бесплатном школьном питании

Единый закон о бесплатном питании школьников в Иркутской области был принят на сессии Законодательного Собрания 19 мая. Впервые в один документ были объединены все категории обучающихся, которые имеют право на завтрак или обед, оплачиваемые государством. Это учащиеся начальной школы, ребята из многодетных и малоимущих семей, дети-инвалиды. Всего в области на питание школьников тратится около 3,5 млрд рублей. При этом, как отметили депутаты, предстоит ещё много работы – учебные заведения должны выбрать оптимальные формы организации питания. Нужны средства на модернизацию или постройку пищеблоков.

Законопроект «Об обеспечении бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области» рассматривался на сессии во втором и окончательном чтении. Напомним, что этот проект был внесён группой депутатов: Ириной Синцовой, Кузьмой Алдаровым, Виталием Перетолчиным, Николаем Труфановым, Натальей Дикусаровой, Тимуром Сагдеевым, Артёмом Лобковым, Степаном Франтенко, Виктором Побойкиным, Ниной Чекотовой, Алексеем Терентьевым.

«При рассмотрении законопроекта в первом чтении по поручению председателя ЗС Александра Ведерникова мы начали работу над комплексным нормативным регулированием этого очень важного, актуального вопроса, – сказала председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова. – Бесплатное питание детей в школах – это приоритет, который был обозначен президентом страны». Перед тем как сформировать поправки ко второму чтению, депутаты провели мониторинг того, как работают ранее принятые законы о школьном питании. «Мониторинг охватил все категории населения, – сообщила Ирина Синцова. – Это вопрос, который касается абсолютно всех в той или иной мере – и органов власти всех уровней, и контрольно-ревизионных органов, общественности, родительского сообщества. Мы должны выразить особую благодарность депутатскому корпусу как Законодательного Собрания, так и муниципальных дум. Практически все были включены в этот процесс».

При мониторинге депутаты выделили несколько направлений, которые требуют особого внимания. В первую очередь это формы организации питания. «Это полномочия муниципальных образований, и практика показывает, что сейчас наиболее ярко выделяются три формы. Первая – централизованная, когда комбинаты питания организуют обеды в школах, – сообщила Ирина Синцова. – Примером может являться Иркутск, частично – Ангарск. Мы побывали в нескольких образовательных учреждениях, обсудили дальнейшие перспективы этого направления. Надо сказать, что контрольно-ревизионные органы тоже поддерживают форму, при которой со школами работают комбинаты питания. Отдалённые, северные территории чаще всего имеют в штатах школ собственного повара, учебное учреждение заключает договоры с поставщиками. Третья форма достаточно новая – аутсорсинг. Мы проанализировали опыт Иркутского района, и надо сказать, что его можно рекомендовать к дальнейшему распространению. Работа эффективная, более высокий уровень заработной платы работников столовых. Поэтому мы рекомендуем правительству Иркутской области тщательно изучить наиболее эффективные наработки и в дальнейшем рекомендовать муниципалитетам одну из форм». Поддержку парламентариям оказали Ассоциация муниципальных образований, Роспотребнадзор, прокуратура Иркутской области, которая участвовала в мониторинге. По проблеме школьного питания были проведены круглые столы, рабочие совещания, консультации.

Пока в стадии решения находится весьма сложный вопрос – материально-техническое оснащение столовых. «Это направление требует вливания денежных средств, – подчеркнула Ирина Синцова. – Последняя программа, которая работала в Иркутской области, датируется 2012 годом, она показала свою эффективность. Но прошло много времени, и сегодня на площадке под руководством заместителя председателя правительства Валентины Вобликовой мы обсуждали принятие новой программы, которая бы позволила улучшить, обновить и модернизировать, а где-то и построить школьные столовые».

Мониторинг показал, что в школах сегодня не хватает поваров. В техникуме индустрии питания был проведён круглый стол по кадровому обеспечению. «Мы удивились, у нас 27 техникумов готовят специалистов по тем или иным специальностям, которые могут быть задействованы в качестве школьных поваров, – сказала Ирина Синцова. – Но что выясняется? Настолько высока потребность в этих специалистах, что практически 80% ребят уже на выпускном курсе уже знают, где будут работать. И это не школы. Это структуры, связанные с турбизнесом, которые в принципе предлагают и более высокую зарплату, и лучшие условия труда». Участники круглого стола сделали вывод, что необходимо рассмотреть возможность целевой подготовки кухонных работников, поваров и выделить дополнительные ресурсы. Эта проблема широко обсуждалась совместно с министерством образования. «Вопрос немаловажный, поскольку питание – это индустрия, это ещё и вопрос поставки качественных продуктов от местных товаропроизводителей, – сказала депутат. – Я бы хотела поблагодарить наших коллег из комитета по природопользованию и сельскому хозяйству. Они включились в работу, много ездили по территориям, изучали проблему в разных форматах. Мы можем констатировать, что практически всё школьное молоко – местного производства. Поверьте, ещё полгода назад была совершенно другая история. Другой вопрос – каковы логистика, транспортные расходы, стоимость. Насколько это компенсируется за счёт средств областного бюджета? Над этими вопросами нужно работать, но мы должны признать – государственная программа, финансируемая из областного бюджета, стимулирует развитие местного производства. Мы видим, что нужно эти направления поддерживать, чтобы прийти к качественным и более дешёвым продуктам».

В обсуждение вопроса были вовлечены родители. «По поводу критериев здорового питания у всех участников очень разные подходы, – говорит Ирина Синцова. – Родительское сообщество активно включилось в обсуждение проблемы, предлагая свои варианты, нововведения, формы организации питания. Надо сказать, что практически в каждой школе такие родительские активы работают. Однако мы должны понимать, что есть санитарно-гигиенические нормы. Нужно поблагодарить Роспотребнадзор, потому что практически дважды за период мониторинга обновлялась нормативно-правовая база. И сотрудники реагировали оперативно».

По итогам этой работы были сформированы поправки ко второму чтению законопроекта. Активную работу провели руководители парламентских фракций, подчеркнула Ирина Синцова. «Аппарат «Единой России» организовал практически во всех муниципалитетах площадки, на которых люди могли выступить по этому важному вопросу», – сообщила депутат. Итоговый законопроект оказался удобен в первую очередь для родителей, считает Ирина Синцова, поскольку каждая статья описывает определённую категорию детей и конкретные виды помощи. Во втором чтении были внесены поправки, касающиеся питания в начальных классах частных школ, теперь и этим школьникам положены бесплатный обед и молоко, как и ученикам областных и муниципальных учебных заведений. Общая сумма денежных средств, необходимых на питание начальной школы с учётом и ежедневного стакана молока, – 2,1 млрд рублей. Часть денежных средств идёт за счёт федерального бюджета, часть – из областного. Ирина Синцова отметила, что депутатский корпус совместно с правительством ведёт постоянную работу, чтобы федеральная часть увеличивалась.

Комитет по социальной защите и здравоохранению провёл мониторинг работы закона № 63, который касается бесплатного питания детей из многодетных и малоимущих семей. На питание необходимо ежегодно 849 млн рублей. Дети, которые проживают на территории одного субъекта, а учатся в другом субъекте, теперь тоже получают компенсацию на питание. Одна школа в регионе является федеральной, но теперь и эти дети получат право на бесплатный обед. Отдельная работа была проведена по малоимущим и малообеспеченным семьям. Важно было очень чётко понимать, кто имеет право на какой вид помощи. Законом определено, что нуждающимися являются семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в расчёте на душу населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

В регионе 2,7 тысячи детей-инвалидов, по закону они имеют право на двухразовое горячее питание. Если дети обучаются на дому, то они получают ежемесячную компенсацию. Совместно с министерством здравоохранения депутаты рассмотрели предложения родителей о диетическом или лечебном питании, рекомендованном врачами. Минздрав разработал нормативный документ, где перечислены заболевания, при которых дети не могут питаться в школьных столовых, поэтому родители будут получать компенсацию. Ученики с ограниченными возможностями здоровья и другие школьники, находящиеся на полном государственном обеспечении, также получают питание. Дети с ОВЗ – два раза в день, те, кто полностью на государственном обеспечении – не менее пяти раз в день. В работе приняли участие уполномоченные по правам человека и правам ребёнка, в результате необходимый рацион для детей, находящихся на полном обеспечении государства, доведён до 100% суточной нормы. Для тех, кто частично обеспечивается за счёт бюджетных средств, – до 60%. Если учреждение оказывает услуги дополнительного образования и при этом дети находятся в школе на условиях интерната, также предусмотрено пятиразовое питание. Это касается санаторно-курортных, кадетских школ.

Дети обеспечиваются бесплатным питанием и молоком только тогда, когда посещают школу. «Конечно, у всех на устах вопрос: «Что делать, если введено дистанционное обучение?» – говорит Ирина Синцова. В законе прописано, что все дети-льготники при объявлении режима ЧС будут получать сухие пайки. Не все субъекты, принявшие законы о питании, имеют норму о том, что дети, которым исполнилось 18 лет, но они ещё не закончили учёбу в школе, имеют право на бесплатный обед. В Иркутской области эта норма принята. 14 частных школ в регионе подтвердили, что хотели бы получать из областного бюджета средства на бесплатное питание учеников «началки».

Депутат Антон Романов поинтересовался, как решается вопрос с логистикой, закупками молока, какова цена на молоко и сколько организаций сейчас его поставляют. Ирина Синцова отметила, что затраты на логистику неизбежны с учётом размеров региона. Установленная цена на молоко, которая компенсируется из бюджета, – 64 рубля за литр. Есть ряд муниципалитетов, которые на 100% укладываются в эту цену. Есть территории, которые доплачивают, поскольку в регионе не так много производителей в северных территориях. Романов отметил, что у рядовых производителей молока закупочная цена не более 20 рублей за литр, и если бы у них покупали продукт хотя бы по 40 рублей, это была бы существенная помощь. Развивались бы молокозаводы, переработка, и не надо было бы везти молоко из Иркутска на север. «Хороший закон, мы всё правильно делаем. Но не создаём ли мы монополизацию в этой сфере перекупщиков, посредников, которые наживают маржу?» – спросил Романов. Ирина Синцова заметила, что по ряду северных территорий один товаропроизводитель и больше никто на торги не выходит. Она согласилась с тем, что необходимо создавать условия для развития на северах товаропроизводителей.

Законопроект был принят во втором и окончательном чтении с учётом таблицы одобренных поправок. Он вступает в силу с 1 сентября 2021 года. На финансирование бесплатного школьного питания будет направлено более 3,5 млрд рублей.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры