издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мы больше вас знаем, действуем из лучших побуждений!»

В регионе активизировались телефонные и интернет-мошенники

607 млн 416 тыс. рублей – именно столько отдали аферистам в уходящем году жители Иркутской области. Число обращений в правоохранительные органы по фактам мошенничества составило 3100, что на 600 больше, чем в 2020 году. Чаще всего жители региона становятся жертвами интернет- и телефонных мошенничеств. Несмотря на то что представители правоохранительных органов стараются вести профилактическую работу, не стоит забывать, что в данном случае спасение потенциальной жертвы – дело рук самой потенциальной жертвы. В случае подозрений лучше прервать разговор и повесить трубку. Никогда не разговаривайте с незнакомцами, а тем более не сообщайте им данные своей банковской карты и не переводите деньги на «защищённые счета».

«Служба безопасности банка беспокоит»

«В нынешнем году на первое место в Иркутской области вышли телефонные мошенничества – от лжесотрудников банка, службы безопасности банка, полиции, прокуратуры, родственников, – рассказал на пресс-конференции врио начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Юрий Ильенко. – Аферисты под различными предлогами пытаются завладеть денежными средствами населения. Обращаются по имени-отчеству. «Спасибо, что являетесь клиентом нашего банка! От службы безопасности поступило сообщение, что вы три раза пытались ввести пин-код своей банковской карты. Скажите, вы забыли свой пин-код или кто-то другой пытается списать денежные средства?» – слышат в трубке потенциальные потерпевшие».

– Звонок неожиданный, сообщение о том, что кто-то пытается списать денежные средства, а «сотрудники банка» предупреждают об этом, приводит к тому, что человек начинает доверять звонящему и, следуя его инструкции, переводит свои деньги на специальные счета, – продолжил Юрий Ильенко. – В уходящем году наметился антитренд: граждане берут кредиты, чтобы перевести деньги аферистам, якобы участвуя в разоблачении мошеннической схемы. При поступлении таких звонков необходимо прекратить разговор, положить трубку и позвонить по телефону службы безопасности банка, чтобы уточнить, проходят ли такие спецоперации по разоблачению потенциальных мошенников.

Дом, которого нет

Остаются актуальными в уходящем году и так называемые «контактные мошенничества», когда потерпевшие отдают деньги наличкой или ценные вещи: порча, сглаз, «ваш родственник попал в беду, нужно заплатить». «В последнем случае мошенники пользуются услугами курьеров, таксистов. Две недели назад пожилая жительница Иркутска вынесла курьеру 12 миллионов рублей, аферисты убедили её в том, что необходимо помочь попавшему в беду родственнику. При этом таксисты, не подозревая о своей роли в этом деле, приезжают, забирают свёртки, передают их кураторам», – рассказал врио начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области.

– Мы занимаемся профилактикой, предупреждаем службы заказа. Чтобы они были бдительны при поступлении, получении таких заказов, обращали внимание на то, что выносят люди и в каком состоянии они при этом находятся: часто они растеряны, запуганы. Потому что их «накачивают» аферисты, спрашивают: «Вы в комнате одна? Закройте двери, никому не говорите о нашем разговоре, он конфиденциальный. Не обращайтесь в полицию, от этого зависит жизнь ваших близких!», – отметил Юрий Ильенко.

Можно сыграть в дурака

Стать жертвой мошенника может человек любого возраста, пола, профессии и социального статуса. Если раньше старшее поколение было больше подвержено обману, то сейчас грани размыты. Молодые люди даже чаще становятся жертвами – из-за онлайн-покупок. Они переводят деньги людям, не задумываясь. Сейчас представители правоохранительных органов прогнозируют рост мошенничеств, связанных с арендой домов и коттеджей для празднования Нового года.

«За аренду коттеджей в Листвянке, Слюдянке, даже не убедившись, что такой дом действительно существует, люди переводят предоплату в 5–15 тысяч рублей, – рассказал врио начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области. – Потом оказывается, что дома нет, по этому адресу пустырь, а лжевладелец дома живёт в Геленджике и получает деньги на свой интернет-кошелёк. Хотя по-хорошему, перед тем как переводить предоплату, необходимо выехать на место, убедиться, что такой дом есть, и чтобы собственник или представитель выписал квитанцию».

Часто жители региона переводят деньги не только за несуществующую недвижимость, но и за товары. Так, в Бодайбо предприниматель приобретал башенный кран стоимостью более 2 млн рублей, не убедившись в том, что такой товар вообще существует и есть у продавца. «Если вы покупаете телефон не у официального поставщика, не в магазине, а у дилера, который привозит из-за границы гаджеты, то убедитесь, что товар у него есть, – советует Юрий Ильенко. – Например, попросите сфотографировать телефон под определённым углом, инструкцию и так далее. Если продавец добропорядочный, то он пойдёт на любые ваши просьбы, тем более они элементарные».

Обмануть могут и при получении товаров, например вместо смартфона приходит кусок мыла или колода карточных карт. Таким образом аферисты намекают, что можно сыграть в дурака. «Можно попросить продавца запечатлеть на видео, как он отдаёт товар в почтовый сервис, опечатывает его, получает талон-уведомление, и только после этого переводить деньги», – сообщил выступающий.

«На вас заведено уголовное дело»

«Всё чаще жителям региона стали поступать звонки от имени представителей и даже руководителей органов прокуратуры Иркутской области со ссылкой на проводимые прокурорские проверки в финансовых и банковских организациях, – рассказала прокурор второго отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области Регина Ахмедзянова. – Звонящие говорят: «Мы больше вас знаем, действуем из лучших побуждений!».

При этом на электронную почту и в мессенджеры поступают постановления о возбуждении уголовного дела, проведении служебных проверок. Граждан убеждают перевести средства на защищённый счёт, просят данные карты, срок её действия и так далее.

«Хочу заявить, что такие звонки могут поступать только от мошенников, работники прокуратуры никогда не будут выяснять такие конфиденциальные данные. Не может быть предложено перечислить деньги за операции для обеспечения сохранности денег, в том числе со ссылкой на проверки или расследования уголовных дел и так далее. Рекомендуем прекратить разговор, положить трубку, можно перезвонить на официальный телефон прокуратуры», – рассказала Регина Ахмедзянова.

Представители правоохранительных органов и прокуратуры занимаются профилактической работой, проводятся встречи со школьниками, которые активно пользуются банковскими картами, учебные и игровые семинары со студентами. В прокуратуре создана специальная межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители правоохранительных органов, банков, сотовых операторов и так далее.

Преступники при общении с потенциальной жертвой используют психологическое давление, силу убеждения. «Звонящий совершил ранее 500 таких же звонков, он знает все вопросы наперёд, не даёт возможности переварить информацию, накидывает всё больше вводных. Чаще всего с момента поступления звонка до задачи перевести деньги проходят минуты», – отметил Юрий Ильенко. В эти минуты важно повести себя правильно: закончить диалог и повесить трубку. А ещё можно попытаться предотвратить поступление таких звонков, установив на телефон специальное приложение.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры