издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гений места в миниатюре

В «Солдатах Отечества» открылась выставка сувениров, посвящённых городам-героям

Брестская крепость, Волгоград, Киев, Ленинград, Москва, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск и Смоленск – не обязательно точно знать весь список, чтобы догадаться, что речь идёт о городах-героях Великой Отечественной. Неофициально звание появилось ещё в ходе войны, и его использовали в серии из четырёх марок, выпущенных в 1944 году. После того как в 1965 году его утвердили официально, на прославление подвигов, проявленных при обороне городов-героев, и сохранение памяти о них заработала целая индустрия по выпуску сувениров. Артефактам этой эпохи посвящена приуроченная ко Дню Победы выставка, которая открылась в филиале Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова «Солдаты Отечества» 26 апреля.

«И назван мой город героем. У Чёрного моря», – мягкий баритон Леонида Утёсова сопровождает наш разговор. В известной песне, записанной в 1951 году, отражаются реалии того времени: до утверждения Положения о почётном звании «Город-герой» оставалось ещё 14 лет, однако шестью годами ранее именно так Одессу наравне с Ленинградом, Севастополем и Сталинградом впервые поименовали официально. Если точнее, в приказе Верховного главнокомандующего № 20 от 1 мая 1945 года предписывалось по случаю Международного дня трудящихся произвести в них салют 20 артиллерийскими залпами.

«История появления названия берёт отсчёт ещё раньше», – рассказывает заведующий филиалом «Солдаты Отечества» Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова Сергей Трофименко. Так, 22 декабря 1942 года Президиум Верховного Совета СССР по ходатайству Народного комиссариата обороны учредил медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». Второй пункт соответствующего приказа предписывал наградить ими «всех участников героической обороны» четырёх городов. В 1944 году вышла серия марок «Города-герои». Ленинград, Одесса, Севастополь и Сталинград в таком качестве присутствовали и на спичечных этикетках, произведённых в 1960 году. А после того, как в 1965 году Президиум Верховного Совета СССР накануне Дня Победы официально ввёл почётное звание, города-герои появились на марках и значках. К тому времени Сталинград переименовали в Волгоград, а первоначальный список пополнили Киев и Москва. Плюс Брестская крепость – крепость-герой.

«Тема очень серьёзная, интересная и сложная»

Выставить тематические значки и решили в «Солдатах Отечества». Точнее, такой была изначальная задумка, трансформировавшаяся в отдельную выставку сувенирной продукции, связанной с городами-героями. «Мы уже несколько раз выставляли монеты, была и выставка марок сторон Второй мировой войны, – объясняет Трофименко. – Поэтому решили взять немного другую тему. Какого-то специального исследования не делали, скорее руководствовались оставшимся с детства ощущением, что значков с городами-героями было много. Но тема оказалась очень серьёзной, интересной и сложной».

Скажем, для правильной атрибуции значков только в открытых источниках удалось насчитать почти полторы сотни клейм предприятий-изготовителей. Существуют, к примеру, четыре разных фирменных знака Мытищинского завода сувенирных изделий. А ведь такого рода продукцию выпускали не только крупные предприятия вроде него, Ялтинского завода пластмассовых изделий производственного объединения «Таврия» или Ленинградского металлического завода, известного скорее изготовлением рабочих колёс для гидроагрегатов Братской и Усть-Илимской ГЭС, но не значков. Сувениры производило даже Всероссийское хоровое общество. Было и множество мелких мастерских в самих городах-героях, которые делали собственные сувениры, не относящиеся к большим сериям, но от того не менее ценные с точки зрения истории и эстетики.

Список городов-героев несколько раз расширяли, что требовало дополнений к уже существующим тиражам и выпуска новых. Это обстоятельство подтолкнуло музейщиков к мысли, что одними значками будет сложно наглядно продемонстрировать эволюцию почётного звания, которое с 1980 года и вовсе стало высшей степенью отличия. Так что их дополнили спичечными этикетками, марками, карманными календарями, конвертами и почтовыми карточками. «Филателия – вещь в этом смысле вспомогательная, но показательная», – с этими словами научный сотрудник «Солдат Отечества» Алёна Перфильева показывает конверт филателистической выставки в Одессе 1972 года. На нём, как и положено, поверх напечатанной марки стоит штамп специального гашения. И на эмблеме, стилизованной под медаль «Золотая Звезда», содержится список из семи городов: Москва, Ленинград, Волгоград, Одесса, Севастополь, Киев, Брест. В сентябре 1973 года городами-героями стали Керчь и Новороссийск, так что они упомянуты уже на конверте филателистической выставки в Севастополе, которая проходила в мае 1974 года. В семидесятых звание присвоили Минску и Туле, что нашло отражение в наборе из 11 почтовых конвертов, выпущенных к 35-летию Победы. В 1985 году, когда страна отмечала 40 лет с разгрома нацистской Германии, звание «Город-герой» получили Мурманск и Смоленск. Среди прочего их допечатали в серии карточек авиапочты. Окончательный список также опубликован на открытке, которая стала частью выставки. «Смоленск, кстати, интересен тем, что он не только получил в 1985 году «Золотую Звезду» и орден Ленина, но ещё и орден Отечественной войны до этого, – замечает Трофименко. – Для городов это большая редкость».

Впрочем, на сувенирах это отразилось слабо: между присвоением Смоленску звания и распадом Советского Союза прошло всего шесть с половиной лет. Тем не менее его и Мурманск добавили в серию значков, которую начали выпускать ещё в семидесятых. Все значки в ней – монохромные, единственная цветная деталь – имитация красной ленты, которой обтянута колодка медали «Золотая Звезда». На каждом изображён мемориальный комплекс или монумент, который безоговорочно ассоциируется с Великой Отечественной войной: от обелиска Славы Бессмертным Героям на горе Митридат, воздвигнутого в Керчи ещё в 1944 году, до скульптуры «Родина-мать зовёт!» в Волгограде и «Матери-Родины» с Пискарёвского кладбища в Ленинграде. Смоленску в этой серии «достался» Курган Бессмертия, Мурманску – мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», который местные жители прозвали «Алёшей» за отдалённое сходство с памятником советскому солдату-освободителю в болгарском Пловдиве. Смоленск, к слову, в 1988 году успел принять и филателистическую выставку, посвящённую городам-героям. И к ней выпустили отдельную партию сувениров.

Шаг в сторону от обелисков

Общие серии значков, в свою очередь, начали производить ещё в середине шестидесятых. При общем требовании по унификации их изготовители постоянно экспериментировали с дизайном. Многочисленные серии, которые выпускались к юбилеям Победы и другим круглым датам, отличает многообразие форм: от простых кругов, прямоугольников и геральдических щитов до замысловатых геометрических фигур. Не забывая об обязательном главном атрибуте – «Золотой Звезде», художники творчески подходили к оформлению значков. В одной из серий, к примеру, щиты с названиями городов-героев и узнаваемыми монументами окружены лентой в цветах медалей за их оборону. Те города, в честь которых государственные награды не учредили, удостоились гвардейской ленточки. Ещё одна деталь: кроме монументов, посвящённых событиям Великой Отечественной, использованы и другие узнаваемые символы. Например, купол Сенатского дворца и башни Кремля в Москве, памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или кораблик на шпиле Адмиралтейства в Ленинграде «У нас, к сожалению, эта серия получилась неполной, – отмечает научный сотрудник «Солдат Отечества». – В ней должно быть минимум десять городов». Пока есть семь: Волгоград, Керчь, Киев, Ленинград, Минск, Москва и Новороссийск.

Создатели серии из 11 знаков, которая была выпущена в 1976 году, использовали в оформлении стандартные символы – гвардейскую ленту и монументы воинской славы или памятники защитникам. Индивидуальность городам придали, использовав эмаль пяти цветов: красного, двух оттенков зелёного и ещё двух синего. Разнообразить палитру стремились и художники фабрик, расположенных в самих городах-героях, когда создавали собственные знаки, не входившие ни в одну «всесоюзную» серию. Кто-то использовал общие эскизы – простой прямоугольник с топонимом, но по-разному размещал буквы. На подобных сувенирах при желании можно рассмотреть и различия в способах крепления подвесов с маленькой звёздочкой, копирующей «Золотую Звезду». Кто-то предпочитал лаконичный стиль и обходился без подобных деталей. Другие, напротив, обыгрывали тему государственных наград и подвешивали значки к стилизованным колодкам.

Простор для фантазии помимо обязательных обелисков и памятных стел предоставляло и обилие в городах-героях других монументов, воздвигнутых в память о боях Великой Отечественной и о тех, кто в них участвовал. В этом смысле особо отличался Волгоград – только в памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» входят 12 узнаваемых скульптурных групп. На пяти значках, которые собрали в «Солдатах Отечества», помимо Родины-матери изображены воин с пистолетом-пулемётом и гранатой с площади Стоявших насмерть, бойцы с площади Героев и Вечный огонь – рука с факелом из Зала Воинской Славы. В Бресте схожим образом использовали узнаваемые изображения Холмских, Северных и Тереспольских ворот крепости-героя, а также Белой Вежи – сторожевой башни, расположенной в 40 км от города. «По Бресту есть несколько серий, – замечает Перфильева. – Одна, к примеру, выполнена с надписью на белорусском языке: «Крэпасць-герой». Само собой, на значках и прочих сувенирах местного производства, посвящённых Киеву, Одессе, Керчи и Севастополю, использовался и украинский.

Почти столь же разнообразными, как художественные приёмы, были и материалы, из которых изготавливали сувениры. Использовались и недорогие сплавы, изделия из которых имеют свойство довольно быстро изнашиваться, и солидный металл. Простая чеканка, эмаль, пластмассовая обёртка – возможностей для нанесения изображения также было немало. В ход шёл даже ситалл – кристаллизованное стекло, которое применяется и в ювелирном деле, и в электронике, и в строительстве. К примеру, им покрыты изображения на значках с монументами, связанными с обороной Москвы: знаменитые противотанковые ежи на 23-м километре Ленинградского шоссе и Т-34-85 на 41-м, пушка-гаубица МЛ-20, установленная на Киевском шоссе вблизи Наро-Фоминска, памятник воинам 16-й армии в Истре – «взлетающий» Ил-2 на постаменте. «Были значки по Бресту и Волгограду, оформленные в такой же традиции, – добавляет Перфильева. – Можно ли назвать их одной серией – большой вопрос: производились ли они единым заказом, но по разным городам, или в разных городах решили поддержать традицию? Потому что при общем сходстве некоторые локальные особенности присутствуют».

Часть чего-то большего

Если общие серии значков и других сувениров выпускались прежде всего к юбилеям Победы и крупных битв Великой Отечественной войны, то на местном уровне использовались и другие даты. Выбор тем в самих городах-героях – и не только в них – также был несколько шире. Так, в музейной коллекции есть значок, на котором изображён памятник воинам 10-й дивизии войск НКВД и милиционерам Сталинграда – защитникам города в 1942-1943 годах. Ценен он тем, что в этом соединении, состоявшем из солдат и офицеров внутренних войск, служило немало иркутян.

«Когда мы создавали экспозицию, отталкивались от идеи показать боевой путь иркутских соединений, которые так или иначе засветились на фронтах Великой Отечественной войны, – резюмирует Трофименко. – Но сейчас поняли: часть из того, что собрано по городам-героям, можно в ней использовать». В первую очередь это сувениры, связанные с обороной Брестской крепости. Иркутянам, которые в ней участвовали, уже отведена часть постоянной экспозиции «Солдат Отечества». Материал, собранный к нынешнему Дню Победы, не менее органично будет смотреться в комплексе, который посвящён битве под Москвой и участию в ней 78-й стрелковой дивизии под командованием Афанасия Белобородова, воевавшей в составе 16-й армии. К 80-летию разгрома нацистской Германии в музейной экспозиции планируют создать раздел по боевым действиям 30-й Иркутской стрелковой дивизии в середине войны. То есть по освобождению Новороссийска, за участие в котором она, преобразованная в 55-ю гвардейскую стрелковую дивизию, получила орден Суворова II степени, и Керченской операции.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры