издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школьные стройки чудесные

Депутаты Думы Иркутска обсудили вопрос ремонта учебных заведений

Более 200 млн рублей было выделено на ремонт 41 здания школ и детских садов Иркутска в 2021 году. Сегодня 144 объекта имеют проектно-сметную документацию на ремонты. Два здания – школы № 31 и гимназии № 1 – заявлены в федеральную программу капитального ремонта, ещё на 19 объектов составлены дефектные ведомости, что позволит школам в будущем претендовать на включение в эту программу. «Дорожная карта» капремонтов школ на 2022–2024 годы обсуждалась на депутатских слушаниях Думы Иркутска 27 апреля. Парламентарии считают, что нужно наладить более системную работу по включению школ в областные и федеральные программы капремонта и понять, что делать с ещё одной проблемой – кадровым голодом в школах Иркутска.

Круги документации

В Иркутске работает 221 школа, всего же они занимают 247 зданий, сообщил заместитель мэра – председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Виталий Барышников. При этом 144 школы нуждаются в капитальных ремонтах, а это 151 помещение. Где-то это ремонт инженерных сооружений, где-то фасадов, кровель. 19 зданий требуют срочного капитального ремонта. Это школы № 7, № 46, филиал школы № 68 – в них дети до сих пор учатся, а вот здание школы № 8 не используется, это детсады №№ 10, 43, 132, где также принимают детей, и те объекты, по которым уже принято решение закрыть их до начала ремонта, – садики №№ 4, 31, 35, 44, 113, 173. Срочного ремонта требуют здания учреждений дополнительного образования – ЦДТТ, ДДТ № 5, школ №№ 9, 23, 80.

Как сообщил Виталий Барышников, в этом году мэрия надеется полностью отремонтировать здание библиотеки школы № 8. В школе № 80 для отдельно стоящего здания не обеспечен противопожарный проезд, и капитальный ремонт сегодня невозможен. «В 9-й школе мы в прошлом году вывели из исторического здания на Ямской начальный блок, начали капитально ремонтировать пищеблок, поняли, что здание – памятник и нуждается в комплексной реставрации, на сегодняшний день оно не используется для учебного процесса», – сказал Виталий Барышников.

Как только будут сняты ограничения по седьмой подзоне аэропорта, мэрия планирует выйти на проектирование корпуса дополнительного образования в школе № 23. К концу августа будет получен проект реконструкции школы № 7, и мэрия начнёт вводить школу в областные и федеральные программы. Когда откроется строящаяся школа на улице Багратиона, туда уйдут учащиеся из школы № 46, и здание будет закрыто на капитальный ремонт. То же самое произойдёт с филиалом школы № 68: детей переведут в здание новой школы, а после капремонта старое здание будет отдано под детский садик. По детсадам №№ 10, 43, 132 уже готова проектно-сметная документация, эти садики будут заявлены в областную программу капремонта. То же самое по дому детского творчества № 5, мэрия намерена добиваться включения проекта строительства нового здания в областную программу на 2023-2024 годы.

Сегодня в 144 образовательных учреждениях Иркутска есть проектно-сметная документация на ремонты, 5 учреждений прошли и госэкспертизу. В 2021 году капитальные ремонты были проведены в 41 образовательном учреждении на сумму более 200 млн рублей. В этом году власти города планируют получить экспертное заключение на проект реконструкции школы № 7, ремонт запланирован на 2023-2024 годы. В 2023 году будут запроектированы капремонты отдельных систем или начато строительство по школам №№ 3, 14, 24, 28, 35 и детскому саду № 10. В 2024-м – аналогичная работа планируется по ВСОШ № 1, интернату № 13 и детскому саду № 132. Для включения в федеральную программу необходимо наличие дефектных ведомостей, ПСД и госэкспертизы на сметную стоимость не позднее 2021 года. Необходимо заложить средства в местном бюджете.

До 15 апреля 2022 года мэрии удалось заявить в федеральную программу 2 объекта – школу № 31 (276 млн рублей) и гимназию № 1 (8,9 млн рублей). Подготовлены документы на 19 объектов, они будут включены в форму статистической отчётности на 1 апреля 2022 года. Если у объектов будут ПСД и госэкспертиза до 15 августа 2022 года или до весны 2023-го, они смогут войти в программу и претендовать на федеральные средства. Уже есть ПСД, но пока нет госэкспертизы у школ № 14, № 35. Ещё ряд школ готовы актуализировать свою проектно-сметную документацию. В этом году мэрия планирует разработать ПСД и получить заключение госэкспертизы ещё на 7 школ, интернатов, центров образования. Около десятка объектов будут представлены городом в областную программу капремонта в июне 2022 года. Порядка 23 млн рублей из областного и местного бюджетов будут израсходованы на обеспечение школ антитеррористической защитой. Всего же в бюджете Иркутска – 2022 заложено из различных источников порядка 93 млн рублей на проведение капремонтов учреждений образования.

Страсти вокруг ПСД

У депутатов Думы Иркутска было очень много вопросов, поскольку практически каждый парламентарий получает от своих избирателей указания на неутешительное состояние той или иной школы или детского садика. Парламентарий Алексей Кудрявцев задал вопрос по школе № 8, где нет спортивного модуля, а построить его мешает зона охраны памятников Казанского собора. Как сообщил Виталий Барышников, документ по корректировке проекта зон охраны города Иркутска, получив положительное заключение историко-культурной экспертизы, ушёл на согласование в Министерство культуры РФ. Согласование ожидается в июне. После этого правительство региона в течение месяца подготовит скорректированный план зон охраны Иркутска. Корректировки предполагают, что школа № 8 получит землю на строительство спортивного модуля.

Алексей Кудрявцев напомнил и о школе № 9, где также нет спортзала и несколько лет не решается вопрос о постройке спортивного модуля. «Действительно, по школе № 9 у нас две проблемы. Первое, что мы должны сделать, – построить спортивный модуль, – сказал Виталий Барышников. – Но по модулю пока нет даже проекта. Нам нужно решить несколько задач: спроектировать модуль, произвести ликвидацию существующих гаражей и мастерских. Необходимо вынести сети с этой площадки. После этого возможно строительство там двухэтажного спортивного модуля, где на втором этаже будет большой спортивный зал, а на первом – мастерские для мальчиков. Второй вопрос по этой школе – здание, которое находится на улице Ямской. Оно является объектом культурного наследия. Для того, чтобы разработать ПСД на капитальный ремонт и реставрацию, требуется порядка 6 миллионов рублей. Мы их будем заявлять при корректировке бюджета, но пока у нас появились только обследование и расчёт стоимости на разработку ПСД».

Виталий Барышников сказал, что прорабатывается вопрос о том, можно ли завести историко-культурный объект по Ямской в программу реставрации памятников, поскольку известно, что в этом здании располагалось первое Иркутское еврейское училище. Алексей Кудрявцев напомнил, что ещё год назад комиссией по социальной политике было принято решение вынести ПСД по спортивному модулю школы № 9 на ближайшую корректировку бюджета. Но с тех пор ничего не сдвинулось. «Вначале нам мешала седьмая подзона аэропорта, но, когда эта проблема снялась, вроде бы как блок, мешавший строительству, ушёл, – сказал депутат. – Но почему мы тогда не подаём средства на разработку ПСД этого спортивного модуля на июньскую корректировку бюджета? Там всего 4 миллиона рублей». Представитель мэрии заверил, что модуль стоит в списке на июньскую корректировку, однако депутатам предстоит решить – хватит ли ресурса, чтобы заложить деньги на проект.

Депутат Виталий Матвийчук напомнил, что давно ждёт ремонта дом детского творчества № 5, который не был внесён в бюджет при предыдущей корректировке. Парламентарий считает, что необходимо перед подачей заявок в правительство региона на капремонты всё-таки предусмотреть средства в муниципальном бюджете, чтобы выполнить все условия для прохождения проектов через минстрой. Депутат Александр Квасов напомнил, что школе № 76 уже очень много лет. «В следующем году этому заведению будет уже 60 лет, и совершенно никакого ремонта там не предусмотрено», – заметил парламентарий. Виталий Барышников сообщил, что в прошлом году именно в этой школе по предписанию Следственного комитета был проведён капитальный ремонт лестничных маршей. После того как школа получит дополнительный участок земли, там построят новый корпус. Депутат Сергей Золотухин напомнил о проекте строительства модуля дополнительного образования в школе № 12. Заммэра сообщил, что ПСД будет выноситься на июньскую корректировку бюджета, если этот типовой проект спортивного модуля с классами дополнительного образования будет принят, его распространят и на другие школы, где позволяют земельные участки. Например, такой же модуль может появиться в школе № 9.

Депутат Алексей Вепрев поинтересовался, будет ли реализован в 2022 году проект тёплого перехода в блок начальных классов в гимназии № 25. «Начальный блок построен 4 года назад, и ребятишки ходят по голой улице. Сейчас я не вижу в бюджете денег на этот переход», – сказал парламентарий. Представитель мэрии подтвердил, что деньги в бюджет не заложены, но будут заявляться на июньскую корректировку муниципальной казны. «В школе № 20 нужно проводить капитальный ремонт и фасадов, и кровель, и котельной»,– считает депутат Алексей Грешилов. Проблема этого учебного заведения в том, что школа входит в зону, близкую к аэропорту, и новое строительство там начинать нельзя, пояснил Виталий Барышников. Поэтому сейчас стоит только вопрос о выносе котельной. Депутат Александр Сафронов напомнил о судьбе двух детских садов – № 153 и № 114. В прошлом году парламентарий писал письмо в мэрию о необходимости разработки ПСД и включения садиков в федеральную программу капремонта. «В 153-м садике не было 30 лет капитального ремонта», – напомнил Сафронов.

Депутат Антонина Корочкина напомнила про детский сад № 118, где очень мало места, но территория позволяет построить новый, современный детский сад. «У нас до сих пор есть школы, где детям только раздают еду, а собственного пищеблока нет. Я всё-таки настаиваю на том, что в каждой школе должен быть пищеблок, – сказала депутат. – В некоторых учебных заведениях по проекту его нет, видимо, нам нужно строить пристрои, чтобы питание детей было полноценным». Депутат напомнила, что во многих школах Иркутска спортивные залы настолько малы, что не отвечают современным требованиям.

«Нам необходимо собрать информацию о состоянии спортзалов, о необходимости развития школьного спорта, об этом говорил и президент Владимир Путин, – отметила Корочкина. – Нужно развивать спортивные навыки, а для этого необходимы современные залы». Парламентарий Ростислав Белых сообщил, что по школе № 75 необходимо принять решение о строительстве пристроя, решить проблему переноса хоккейного корта и ремонта протекающего спортзала, где детям уже опасно заниматься. Виталий Барышников сообщил, что проблема 75-й школы обсуждалась на отдельном совещании и все вопросы находятся на контроле.

Парламентарии высказали ряд замечаний по дальнейшей работе, связанной с включением школ в областные и федеральные программы. Антонина Корочкина предложила более системно подходить к подготовке ПСД и госэкспертизы на школы, чтобы «не бежать впереди паровоза, который нас постоянно давит». Депутат Александр Квасов считает, что новый начальник департамента образования, который сменит ушедшего по собственному желанию Олега Ивкина, должен иметь строительное образование, или же в работу по капремонту должен включиться профильный комитет по градостроительной политике, чтобы наладить качественную работу с минстроем региона.

Депутат Александр Панько призвал работать не по отдельным «больным точкам», а всё-таки видеть проблему в разрезе стратегического планирования развития города Иркутска. «Вопросы глубокие, их нужно обсуждать. Например, сколько школ и детских садов нам нужно в целом? Какое количество персонала понадобится – учителей-предметников, педагогов начальных классов, директоров? Перед нами стоит вопрос перехода на одну смену. У нас есть соответствующий указ президента РФ, а хватит ли школ и кадров? Если мы не озаботимся вопросом глобального порядка, а именно кадрами, нам не для кого будет строить эти залы и пристрои». Депутат считает, что именно по кадровому вопросу необходимо отдельное совещание с депутатами. Он полагает, что к вопросам капремонта школ, включения их в федеральные программы нужно привлекать депутатов Госдумы, а для этого местные депутаты должны коллегиально сформулировать запросы к представителям Иркутской области в федеральном парламенте.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры