издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Край возле самого неба

«Тофалары жили раньше в благодатном тёплом месте, но пришёл злой правитель и начал угнетать этот народ. Люди терпели-терпели, потом накрылись чёрной шкурой ночи и покинули родные места. Долго-долго шли они и попали туда, где стоят высокие горы и кедры упираются в небо. Реки богаты рыбой, бегут чистые, звонкие ручьи, и зверей полно в тайге. И решили тофы поселиться в этом месте – у Саянских гор», – так начинает рассказ о своём народе Светлана Кангараева, сотрудник центра народного творчества и досуга села Алыгджер Нижнеудинского района. Вместе с коллегой Галиной Яковлевой они привезли в Иркутск уникальную выставку, рассказывающую об одном из самых малочисленных народов Севера – о тофаларах.

Тому, кто попал на открытие этой выставки в филиал музея истории г. Иркутска ГВЦ имени В.С. Рогаля, что расположен на Халтурина, 3, можно сказать, повезло. Гости из Тофаларии не только рассказали о каждом из уникальных предметов музейных витрин, но и приготовили угощение: посетители смогли попробовать солёный и вяленый хариус, изюбрятину в разных видах, полакомились калёными кедровыми орешками, лепёшками на оленьем молоке и отведали чая, приготовленного по традициям кочевого народа. Деликатесы для горожанина, эти продукты являются неотъемлемой частью обычного меню жителей тофаларских деревень.

«Несколькими рейсами мы везли в Иркутск экспонаты для этой выставки, – поделилась Галина Яковлева. – Пока зимник не встал, сообщение с большой землёй только по воздуху – вертолётами. Места, конечно, для грузов там немного, поэтому так… Спасибо администрации Нижнеудинского района, нам дали машину, и в Иркутск мы всё уже на автомобиле привезли. Хочу поблагодарить руководство и сотрудников музея истории Иркутска имени А.М. Сибирякова за то, что пригласили и помогли нам выставку устроить. Ведь не помню уж, когда в таком объёме что-то о тофаларах рассказывали».

Рита Дроздова, заведующая Домом Рогаля, начиная презентацию и приветствуя гостей музея, отметила, что выставка открылась в Год культурного наследия народов России, и тот огромный интерес, который она вызывала уже у первых посетителей, показывает стремление людей к пониманию, общению и взаимопроникновению культур. «Мы благодарны, в свою очередь, администрации Нижнеудинского района в лице начальника Управления по культуре, спорту и молодёжной политике Юлии Викторовны Кострыкиной за то, что в достаточно короткие сроки всё успели сделать, ведь согласовать все технические моменты очень хлопотно. Но прежде всего за то, что откликнулись на наше предложение – показать культуру тофаларов в Иркутске».

Галина Яковлева рассказала об основных моментах, которые хотелось отразить на выставке: «Мы постарались показать нашу самобытность, простую и уникальную культуру, былую жизнь нашего кочевого народа. В Тофаларии три посёлка, где проживает этнос, – Верхняя Гутара, Алыгджер и Нирха. Чистокровных представителей народности, конечно, уже мало, забывается и язык. Но отрадно, что, несмотря на удалённость и труднодоступность территории, уезжают с малой родины немногие. Мы в своём этнографическом центре стараемся беречь народные традиции. Посмотрите, какие мы умеем делать обереги, шить костюмы. Учим этому ремеслу и детей и взрослых.

Светлана Кангараева, например, занимается в нашем центре с детьми, владеет техникой работы с берёстой. Как раз сегодня она проведёт мастер-класс по изготовлению сувениров из этого материала – чумов. Мы приехали в Иркутск несколько дней назад, так Светлана Александровна ещё и в областном фестивале «Сибирь мастеровая» успела поучаствовать».

Ловко орудуя молоточком и шилом, показывая, как нужно работать с берёстой, Светлана Кангараева рассказывала гостям выставки, что чум – это традиционное жилище всех кочующих народов. Есть два вида таких переносных домов – летний, лёгкий, и зимний, его покрывали оленьим мехом.

«Олень – главный помощник тофов. Благодаря ему у людей были одежда и еда. Чтобы всё это получить, нужно, чтобы олень был сытый, отсюда и кочевой образ жизни – племена всё время передвигались в поисках пищи для животных. Весной – ближе к долинам, где зелёная трава, есть ягель. Когда появлялся в стадах молодняк, его уводили в белогорье, к подножью Саян: там было меньше гнуса. А осенью оленей нужно было накормить грибами. Зимой – время промысла. Мужчины уходили охотиться, а женщин оставляли в одном месте. Так было легче выжить.

Конечно, при кочевом образе жизни выживает сильнейший. Посмотрите вот на эту люльку, – Светлана Александровна показывает на одну из витрин. – Это приспособление для перевозки младенцев на спине у оленя. Если ребёнок появлялся на свет зимой, то первые месяцы он проводил завёрнутым в специальную мягкую шкурку, выделанную особым способом. Старожилы рассказывали, что мама окунала эту шкурку в снег, та застывала и принимала удобную форму – как раз для того, чтобы поместить свёрток в люльку. Перемолотый брусничный лист и мох служили средствами гигиены, если можно так сказать. Их меняли при необходимости, так и росли дети. Потом для них уже берестяные люльки делали».

Можно заметить, что старинные предметы быта тофов, представленные на выставке, чаще выполнены из дерева, кожи, каких-то других природных материалов. Железные стремена, снегоступы и украшения немногочисленны.

«Изначально тофы с металлом сами не работали, – объясняет Галина Евгеньевна. – Это уже позже, при советской власти, когда было принято решение перевести кочевые племена на оседлый образ жизни, появились деревни и сёла, а в них – кузницы. А так охотники обменивали пушнину на продукты питания, соль, муку, чай, спички, ткани и железные предметы у промысловиков».

Светлана Александровна, знакомя посетителей с выставкой, привлекла внимание к витрине, где часть предметов принадлежала женщинам. Сумочки для хранения ниток, обереги, броши – всё не особо украшено. Такая тенденция прослеживается во всём. Одежда, обувь, головные уборы – тофаларским мастерам просто нечем было раньше украшать свои работы, всё очень лаконично и функционально. Современные изделия народного творчества – да, здесь уже присутствуют бисер, отделка мехом, и даже клыки кабарги при таком подходе смотрятся аутентично. А раньше такой возможности не было. Но ведь женщины везде и во всём могут найти прекрасное. Будете на выставке, приглядитесь к старой кожаной сумочке – ей очень много лет. Видимо, передавалась она по наследству как семейная реликвия. Расшита она совершенно разными бусинами, камушками, ракушками, есть даже гайка: хозяйка использовала, видимо, всё, что нашла под ногами.

«А вот эта старая брошь была найдена на берегу реки Уды после большого наводнения 1996 года. Много лет украшение хранится в нашем центре, и нам не важно, драгоценные ли камни в ней, – отметила сотрудница этноцентра. – Однозначно, эта вещь была предметом обмена какого-то удачливого охотника, и он подарил когда-то давно эту брошь любимой женщине. В этом сила и ценность броши. Вообще, была такая традиция у тофов: дарить своим женщинам подарки – броши, кольца, бусы. Особые знаки внимания на большие праздники – с кастарминскими камнями. В Тофаларии найти такие круглые камни можно только в одном месте. Существует легенда, что они волшебные, появляются в верховьях реки Кастармы благодаря божеству. Служат оберегом, несут удачу и здоровье. И даже могут помочь их обладателю, молодому человеку, влюбить в себя избранную им девушку, которая не обращает пока на него внимания. Кастарминские камни нельзя купить, только найти или получить в подарок».

Кастарминские камни, обереги и наряды шаманов, атрибуты для их обрядов, украшения и предметы быта, архивные фотографии с изображениями тофаларов – всё это можно увидеть на выставке «Край возле самого неба» в ГВЦ имени В.С. Рогаля до 31 декабря.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры