издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Капитал предлагаем делить на три части»

Куда вкладывать свои сбережения? Грозит ли России возврат к плановой экономике с талонами и очередями? Будет ли правительство включать печатный станок, и как грамотно вести себя в этой ситуации? Выгодно ли сейчас покупать криптовалюту и майнить биткоины? Эти и многие другие вопросы обсуждались на первом лекториуме клуба «Байкальские стратегии» под названием «Январь 2023. Разговор о финансах».

Ликвидная, инвестиционная, страховая

«Лекториумы клуба должны укреплять наш интеллектуальный потенциал и иметь практическое применение, – отметила куратор лекториума – доктор экономических наук, профессор ИГУ Надежда Калюжнова. – Поэтому на первый семинар мы пригласили специалистов по финансам, чтобы у слушателей была возможность выстроить свою финансовую стратегию». В качестве экспертов выступили директор Иркутского филиала БКС «Мир инвестиций» Эдуард Семёнов и руководитель отдела по работе с профессиональными клиентами Роман Зеленин.

«Весь капитал мы предлагаем делить на три части, – рассказал Эдуард Семёнов о стратегии управления финансами. – Одна из основных частей – ликвидная. Это деньги или приравненные к ним инструменты. Самым правильным инструментом будут банковские депозиты, в качестве квазиликвидной части можно использовать облигации или паевые фонды облигаций. Иначе говоря, ликвидная часть – это то, что можно очень быстро превратить в деньги и потратить при необходимости».

Как правило, размер ликвидной части составляет от 6 до 9 месячных доходов. Эта сумма позволит комфортно чувствовать себя в течение нескольких месяцев, например в случае потери дохода. Большую сумму хранить смысла нет, потому что инфляция будет обесценивать эти средства. Валюта ликвидной части – та, в которой вы тратите, в данном случае это рубль.

Вторая часть – инвестиционная, направленная на то, чтобы преумножить накопления. Это средства, которые можно вкладывать, к примеру, в акции, драгоценные металлы, недвижимость. Третья часть – защитная. «Это наши страховки, – продолжил Эдуард Семёнов. – Об этом не очень принято говорить, но накопительное и инвестиционное страхование жизни при правильном подходе тоже должно быть. Здесь всё зависит от цели. Например, средства от страховки можно направить на обучение ребёнка. Чем раньше вы заключили договор страхования, тем меньше сумма платежей».

Пропорции между этими тремя частями у каждого будут разные. У тех, кто старше, больше будет ликвидная часть, а те, кто моложе, обычно отдают приоритет инвестиционной. Европейцы также обычно делят весь доход на три части: актуальные сейчас траты, средства, которые понадобятся, когда будет достигнут определённый возраст, и деньги, которые будут переданы детям в будущем.

Что будет с рублём, долларом и евро

«Санкции и ограничения спасли рубль, потому что вокруг нашей экономики начали выстраивать барьер, – рассказал Роман Зеленин. – Были прогнозы о стоимости доллара в 150–250 рублей. Если бы мы остались внутри системы с учётом всех ограничений, то рубль бы действительно обесценился. Санкции и барьеры позволили стабилизировать внутреннюю экономику, в магазинах всё больше отечественных товаров – начиная с напитков и заканчивая продуктами».

Значительное укрепление российской валюты – до 52 рублей за один доллар – произошло из-за отсутствия импорта, но сейчас его объём постепенно увеличивается, поэтому и доллар растёт. Роман Зеленин дал свой прогноз по курсу американской валюты: к концу февраля он может опуститься до уровня 65-66 рублей за доллар по причине того, что до 6 февраля экспортёры продают валютную выручку на рынке. На конец нынешнего года – начало следующего доллар может стоить 73–75 рублей.

Эксперт отметил, что доллар США будет оставаться расчётно-резервной валютой для всего мира на ближайшие десятилетия, далее его оборот будет постепенно падать. Затем у него появится конкурент в виде валюты азиатского анклава: сейчас Китай и Индия доросли до того, чтобы заявить о себе. «Однако вкладываться в доллары всё равно есть смысл, – отметил Эдуард Семёнов. – У евро потенциала мы не видим. Перспективным кажется юань: сейчас в Китае начали отмену коронавирусных ограничений, когда это даст свой эффект, юань рванёт первым, вторым будет доллар».

Выступающих спросили: «Стоит ли ожидать возврата к плановой экономике? Грозят ли нам дефицит, талоны и очереди?» «Все знают, что в одну воду нельзя войти дважды. Даже если это случится, то в далёком будущем – не в наше с вами время», – сказал Эдуард Семёнов.

Поступил вопрос, что будет, если государство включит печатный станок и начнёт увеличивать денежную массу. «Печатный станок уже начал работать, Центральный банк запускает эмиссию, на которую идёт выпуск облигаций федерального займа, – рассказал Роман Зеленин. – Таким образом денежная масса в России увеличивается, за прошлый год рост составил 22%. Денег становится больше, экономика, бизнес и предприятия получают эту ликвидность и растут. Самая эффективная стратегия в данном случае – покупка рублёвых активов, которые получат выгоду от роста денежной массы. Это акции компаний-ретейлеров – «Магнита», «Х5 Групп», «Фикс прайса», «Озона» и других, а также крупных частных нефтегазовых компаний – «Лукойла», «Новатэка» и так далее».

Роман Зеленин считает, что наша экономика может без последствий выдержать эмиссию в 2-3 объёма ВВП (по оценке МВФ, в 2022 году ВВП России составил 2,1 трлн долларов, что соответствует 9 месту в мире. – Прим. авт.). В России сейчас невысокий объём государственного долга (по данным официальных источников, на 1 января 2023 года он равен 18,7 трлн рублей. – Прим. авт.). Он составляет порядка 16% ВВП. Для сравнения: в Японии – самой закредитованной стране мира – более 200% ВВП.

Если сейчас предъявить долговые обязательства США (по официальным данным, госдолг страны равен около 137% ВВП. – Прим. авт.), то каждому американцу придётся выплатить примерно по 50 тысяч долларов. Однако высокий объём госдолга Соединённые Штаты нивелируют за счёт значительного экспорта и активного товарно-денежного оборота, а свою инфляцию перекладывают на другие страны, в том числе на Россию и Евросоюз.

Майнить выгодно?

«Майнингом было выгодно заниматься до 2020 года, когда производственные мощности компьютеров позволяли спокойно делать это в домашних условиях, – рассказал Роман Зеленин. – Сейчас это по-прежнему выгодно, однако рентабельность ниже. Если раньше рентабельность машинок измерялась месяцами, то сейчас – годами. К примеру, было по 400–500%, а сейчас – не более 15–20% в год. На данный момент сгенерировано порядка 90% биткоинов. Однако, чтобы произвести оставшиеся, при нынешних мощностях потребуется порядка 150 лет».

Эксперты отметили, что частные криптовалюты ничем не обеспечены и никем не регулируются. «Когда я покупаю акцию, скажем, «Газпрома», я понимаю, что у него есть месторождения, запасы нефти, нефть в хранилищах, банковские счета и так далее. Что есть у разработчиков криптовалюты, и почему она стоит именно столько?» – поинтересовался Эдуард Семёнов.

«Меня пугает отсутствие централизованного регулятора у криптовалют, – отметил Роман Зеленин. – Например, есть Московская биржа, официальный организатор торгов акциями, облигациями, производными инструментами, валютой. Любая транзакция фиксируется цифровым кодом, можно поднять историю торгов. Да, с одной стороны, классно, что криптовалюты отвязаны от финансовой системы, с другой – есть большие риски того, что будет невозможно совершить расчёт или получить свои деньги обратно».

У экспертов поинтересовались, реально ли заработать на трейдинге крупные деньги. «Да, это вполне реально, – рассказал Роман Зеленин. – Существуют различные модели, в том числе и спекулятивные. За основу стоит принять то, что акции компаний и бизнес всегда растут. Например, в 1992 году индекс ММВБ составлял 100 пунктов, сейчас – порядка 2 тысяч пунктов. Можно подсчитать, насколько приросли активы и вложения. Конечно, есть кризисы, падения и взлёты. Поэтому, если рассматривать короткие интервалы, можно оказаться как в плюсе, так и в минусе. Но за период 8–10 лет в среднем прирост капитала составляет 20–22%. При этом можно обгонять инфляцию в два-три раза, инвестируя в долгосрочном интервале. Для этого есть готовые продукты и финансовые стратегии».

«Зарабатывать на трейдинге можно, есть люди, которые только этим и живут, – говорит Эдуард Семёнов. – Но возникает вопрос психологической устойчивости, нет ни одного человека, у которого не было бы убытков. Нужно ли бояться убытков? Нет. Нужно их контролировать, как и своё психологическое состояние».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры