издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бисерная сказка

Иркутский музей декабристов выпустил книгу о бисерном искусстве

  • Автор: Юлия ПЕРЕЛОМОВА, Фото: из архива Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов

Что такое бисер в дворянской культуре 18-19 веков? Это не просто рукоделие на досуге, а подлинное художественное творчество, часть дворянской усадебной культуры. Декабрист, ротмистр Кавалергардского полка Василий Петрович Ивашев сам рисовал схемы для вышивки, которой занималась его жена Камилла Петровна. Александрина Муравьёва просила в письмах из Сибири прислать ей «шёлковой нити и бисеру». Творчество отвлекало её от тяжёлых мыслей. 17 мая в Иркутском областном историко-мемориальном музее декабристов состоялась презентация книги «Смотри, как старый бисер ярок…», включившей две работы известного специалиста по бисеру, сотрудника Государственного исторического музея Ольги Молчановой и каталог бисерной коллекции музея. Он был подготовлен к изданию специалистом Иркутского музея декабристов Любовью Подшиваловой.

Особенность бисера, изготовленного на европейских фабриках в 19 веке, в частности венецианского, в том, что он с годами не меркнет. 17 мая в Доме Волконских было светло и празднично. После прошедшего ливня в окна светило яркое солнце, а потому засияли выложенные в витринах бисерные вышивки. Выставка была построена так, что можно было рассмотреть все предметы близко, и когда на них падал свет, они просто сверкали. Истории русского бисера, тезаурусу «бисерного языка» и бисерной коллекции музея посвящена книга, которую в этот день презентовали в Доме Волконских.

– Любое наше издание – это действительно результат большого научного труда, – сказала директор Иркутского музея декабристов Елена Добрынина. – Книги тщательно редактируются. Каждая преображается, приобретает качественный научный и популярный вид только после зоркого глаза, острого ума нашего редактора Альбины Васильевны Глюк. Она тот маяк, на который мы постоянно ориентируемся. Книга сделана в блестящем полиграфическом исполнении, за что мы благодарны директору ООО «Артиздат» Сергею Николаевичу Мурзину.

Идея создания бисерного каталога музея, который вошёл в состав этого издания, достаточно давняя, говорит директор. Начинал работу один автор, а потом подхватила и довела до издания сотрудник музея Любовь Михайловна Подшивалова. За это время подросла и коллекция – с 60 до 100 предметов. Работа иркутских музейщиков привлекла внимание нескольких видных знатоков бисера. Это и энтузиаст, исследователь Юлия Пушкина, и коллекционеры Оксана Григорьева и Константин Журомский. Постоянный даритель музея – Татьяна Игоревна Гринберг. Сотрудники музея успели включить в каталог несколько предметов, которые она подарила: «Главное, что в каталог вошло одно из последних наших приобретений – замечательная бисерная накладка на столешницу». Эта великолепная столешница встречает посетителей выставки первой…

«Не то что люди, милый мой!»

Автор статей «Бисерное искусство в русской культуре» и «Тезаурус «бисерного языка», заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея, кандидат исторических наук Ольга Молчанова 30 лет была хранителем коллекции бисера в ГИМ. Там собрано более 3 тысяч экспонатов бисерного искусства. В 2005 году она написала кандидатскую диссертацию по русскому бисеру. Однажды иркутские коллеги предложили ей сделать совместную творческую работу – написать книгу. «Это прекрасная работа, которая включает и историю русского бисера, в ней рассмотрен бисер как явление художественной культуры, дан тезаурус «бисерного языка», – говорит Елена Добрынина. – А ещё книга включает каталог нашей бисерной коллекции, это замечательная работа Любови Подшиваловой. Она не просто продолжила работу коллеги, а сделала её более масштабной, объёмной, выверенной». В работе помогали коллеги-музейщики из Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, музея-заповедника «Петергоф».

– Эта книга с научной точки зрения открывает новую страницу в музейных публикациях, – сказала Ольга Молчанова. – Обычно музеи издают каталоги с некоторыми предварительными статьями, как правило, касающимися тех предметов, которые входят в каталог. Очень редко бывает, чтобы делался какой-то полномасштабный проект, где во вводных статьях детально рассматривалась бы история явления как такового. Это просто потому, что очень трудно соединить такие объёмы. Такие коллекции, как бисерные, позволили сделать этот межмузейный проект новаторским в музейной литературе. В книге есть статья, посвящённая истории бисерного искусства как такового – и преимущественно русского.

Бисер, как свидетельствует «Большая советская энциклопедия», – это «маленькие, окрашенные в разные цвета стеклянные или металлические зёрна, круглые или многогранные, имеющие сквозное отверстие для продевания нитки». История бисера насчитывает около 5 тысяч лет. Но исследователей в данном случае интересовал именно русский бисер определённого периода – со второй половины 18 века и до второй половины 19 века, время, на которое пришёлся и «золотой век» русского дворянства, усадебной культуры.

Известно, что собственного заметного производства бисера в России не было за исключением фабрики М.В. Ломоносова. Поэтому русские мастерицы пользовались импортным бисером, итальянским и богемским. В Европе производство бисера процветало. Например, как отмечает Ольга Молчанова в своей диссертации, в первой половине 19 века на венецианском производстве изготовлялись более 600 видов бусин различных цветов. Итальянские стеклоделы 19 века могли изготовить смальт до 28 тысяч оттенков.

Богемские мастера, освоившие к середине 19 века машинное производство бисера, продавали его по всей Европе и миру. Россия была крупным покупателем итальянского и богемского бисера.

Как пишет Ольга Молчанова, по данным Коммерц-коллегии, через Санкт-Петербургский порт было ввезено в 1748 году 472 пуда 25 фунтов бисера и 2 пуда 28 фунтов стекляруса. В 1749 году – 1801 пуд 19 фунтов бисера и 7 пудов стекляруса, в 1750 году – 2123 пуда 38 фунтов бисера и 4 пуда 6 фунтов стекляруса. «Другими словами, только через один таможенный пункт в течение трёх лет в Россию было ввезено более 72 тонн стеклянного материала!» – говорится в диссертации. Россия была не только импортёром бисера, но и мощным реэкспортёром, поставляя бисер коренным народам. В витринах Иркутского областного краеведческого музея есть предметы якутской культуры с бисером 18 века, который Россия получала из Европы, а потом продавала якутам.

Если в 18 веке в российских изделиях использовался крупный бисер, то в начале 19 века русские рукодельницы переходят на мелкий бисер диаметром от 0,2 до 0,05 см. Дамы размещали бисер в специальных коробках-кассах, так называемых «палитрах», или просто в коробочках-бонбоньерках, или в блюдцах и вышивали. Для культурной среды русского дворянства занятия бисером являлись не рукоделием, а особым видом творчества.

– «Тезаурус «бисерного языка» – раздел особый, – говорит Ольга Молчанова. – Он рассказывает, что это не просто русское бисерное искусство, не просто разновидность дамского рукоделия на досуге или, по версии, которая распространялась в начале 20 века, «плод труда бедных крепостных девочек», которые слепли, работая в девичьих над такими вещами. Это явление намного более глубокое. «Тезаурус…» показывает, какое место бисерное искусство занимало в русской культуре. Это место было ограничено временем. А время это было то, которое мы называем «золотым веком русской культуры», веком русской дворянской усадьбы, веком дворянской культуры как таковой. Недаром книга названа «Смотри, как старый бисер ярок…», эта фраза принадлежит Михаилу Кузмину. Он, как представитель культуры русского Серебряного века, именно в бисерных кошельках увидел то своеобразие ушедшей эпохи, которое витало в воздухе представителей этого поколения, уже измельчавшего дворянства. Но они помнили, что во времена их бабушек бисер был не просто неким предметом в быту, а очень важным явлением, отражавшим черты общества.

Как отмечает Ольга Молчанова в своих работах, зачастую общество начала 19 века, воспринявшее идеи об особой роли чувств английского педагога и философа Дж. Локка, проводником которых стала сентиментальная литература, наделяло особым смыслом мир вокруг и даже, казалось бы, обычные повседневные вещи. В моду вошли французские романы, быт тоже рассматривался через призму искусства. Бисерное искусство стало формой «внеречевого общения», то есть через предмет творчества ты мог обратиться к единомышленнику. «В этом отношении бисерные мозаики можно сравнить с другим необычайно популярным в ту эпоху предметом – альбомом, – пишет Ольга Молчанова. – Заполнение альбома – тоже форма общения, которое осуществлялось наряду с непосредственным разговором, перепиской, обменом овеществлёнными знаками внимания. При этом подразумевалось, что содержание «послания» не останется тайной для окружающих, может стать доступным посторонним людям и даже служить предметом гордости владельца». И Михаил Кузмин говорит о том же, о тайне послания: «Малиновый, зелёный, жёлтый цвет – твои цвета. Увидишь ли привет?»

В Иркутске оказались в силу обстоятельств три поколения русского дворянства. И сюда они привезли свои привычки, своё мировоззрение. «Когда я говорю о дворянстве, я говорю не о социальном статусе, а прежде всего о культуре, которую эти люди несли, – сказала исследовательница. – Дело в том, что бисерное искусство получило развитие в России, когда женщина начала читать светскую литературу. И это стало той базой, на которой выросло это занятие. Это не было обычным рукоделием, как плетение кружев, шитьё… Это было художественным творчеством наряду с музицированием, театром. А главное, читающая женщина начала по-другому воспитывать детей, у неё сформировался иной кругозор, выходящий за пределы дома».

«Все, буквально все стараются нам помочь»

Любовь Подшивалова приняла работу по составлению бисерного каталога из рук Екатерины Николаевны Шафранской. «Хочу сказать Екатерине Николаевне большое спасибо за работу, – сказала Любовь Подшивалова. – Она занималась коллекцией музея очень долгое время, работала совместно с Ольгой Молчановой. То, что сделала Екатерина Николаевна, – это основа перечня предметов, от которой я уже отталкивалась в своей работе». В процессе удалось заручиться поддержкой многих российских знатоков бисерного искусства.

– И тут уместно употребить фразу Сквайра Трелони из «Острова сокровищ»: «Все, буквально все, едва заслышав, что мы отправляемся за сокровищами, изо всех сил стараются нам помочь», – смеётся Любовь Подшивалова. – Но если с пиратами сразу ясен коварный умысел помогающих, то в случае с каталогом это была искренняя и бескорыстная помощь многих и многих людей. В первую очередь – моих коллег по музею, во вторую – людей, которые находятся далеко, но с большим энтузиазмом откликнулись. Эти люди помогли нам в том числе пополнить коллекцию хорошими, качественными, проверенными предметами. Одна из последних очень красивых вещей, которая попала в нашу коллекцию, – это бисерная обложка для записной книжки первой четверти 19 века. Её нам подарила жительница Братска.

Внутренняя часть записной книжки, расписанная красками, была сфотографирована и стала рисунком форзаца издания о бисере. В коллекции музея есть бисерные кошельки и панно из Оёка, конечно, точное их происхождение неизвестно, но очевидна связь с Трубецкими.

Когда в 2021 году в дворцово-парковом ансамбле «Большие Вязёмы» была открыта бисерная выставка, там помимо бисера были представлены схемы для вышивания из коллекции Константина Журомоского и Оксаны Григорьевой. Иркутские музейщики попросили у коллег каталог выставки, а те вывели иркутян на московских коллекционеров. Константин Журомский был очень рад интересу иркутян, сообщил, что очень хотел бы приехать с выставкой в Иркутск. Спустя несколько месяцев коллекционеры прислали в дар Иркутскому музею декабристов бисерную схему для вышивки сумочки первого десятилетия 19 века. А спустя год подарили и вторую схему.

«Эти подарки бесценны для нас. На самом деле схемы, шаблоны для вышивания – очень большая редкость, – говорит Елена Добрынина. – В своё время большое количество вышивальных схем выполнялись по конкретным художественным работам, и это было больше чем рукоделие. Например, художники Александр Орловский, Карл Кольман выполнили ряд зарисовок народных типов, различных конных выездов. Эти изображения были популярны не только в России, но и по всей Европе. И по рисункам художников стали делать схемы для вышивания». Декабрист, ротмистр Кавалергардского полка Василий Петрович Ивашев рисовал схемы для вышивки, которыми занималась его жена Камилла Петровна. В письмах декабристов и их жён есть описания быта, досуга, и вышивка или шитьё бисером – это обязательный атрибут творчества. Например, Александрина Муравьёва писала родным, что вышивка отвлекает её от тяжёлых мыслей, просила прислать схемы, шёлковые нитки и бисер.

«Коллекционеры Журомский и Григорьева собрали свыше 300 предметов-схем, собрание великолепное, – сказала Любовь Подшивалова. – Большое спасибо и знатоку бисера и вышивки Юлии Пушкиной. Она изучает бисер самостоятельно, не музейный специалист, но очень талантливый человек, и сегодня именно она обладает огромным количеством информации о бисере». Юлия Пушкина помогала иркутским специалистам материалами, ссылками, консультировала. Бисерная коллекция Иркутского музея декабристов постоянно пополняется. История с дарительницей из Братска говорит о том, что в Иркутской области есть дворянский бисер, он сохранился в семьях. И сотрудники музея надеются, что люди ещё пополнят уникальную коллекцию.

Возможно, когда-нибудь музей выпустит новую книгу о бисере. Потому что, как сказала одна ныне покойная московская собирательница старинных вещей, страсть к бисеру невозможно унять. Один раз попала в руки сверкающая вещь – и тобой овладело беспробудное «бисерное пьянство».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры