издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Авиазавод под грифом «Секретно»

  • Автор: Владимир Ходий

Окончание. Начало в № 18

Спасительные Бе-200, «Сушки» и контракты с Индией

Ответ на вопрос, как выжить предприятию в непростых условиях, нашли не сразу: в придачу к «Сушкам» руководство Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) решило выпускать гражданский самолёт-амфибию Бе-200. Это воздушное судно на базе военной амфибии Бе-40 («Альбатрос») сконструировали специалисты Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. Бериева, его назначение – тушить лесные пожары, проводить спасательные операции, в том числе на воде, грузовые и пассажирские перевозки. Сибиряков в июле 1992 года поддержало Правительство Российской Федерации во главе с Егором Гайдаром, предусмотрев выделение средств по Программе развития гражданской авиации до 2000 года и из Фонда конверсии.

​Первый полёт «летающей лодки» состоялся осенью 1998 года, и с этим событием иркутских авиастроителей поздравил председатель Правительства РФ Евгений Примаков. А первые шесть самолётов были переданы Министерству по чрезвычайным ситуациям, и они неоднократно применялись при тушении лесных пожаров и проведении спасательных операций в нашей стране и за рубежом.

Одновременно велась работа по продвижению на внешний рынок в разных модификациях боевых самолётов Су-27 и Су-30. Прибывший в Иркутск летом 1996 года первый вице-премьер Правительства России Олег Сосковец встретился с коллективом авиационного производственного объединения и сообщил, что в самое ближайшее время будут заключены контракты на экспорт за рубеж самолётов Су-27 и Су-30 на общую сумму свыше 10 миллиардов долларов. «Сейчас переговоры ведутся, и я надеюсь, что контракты​ будут подписаны», – отметил он.

Действительно, 30 ноября того года я передал в ТАСС срочную новость: «Контракт на закупку многоцелевых истребителей Су-30МК (модернизированный коммерческий) сегодня подписали в Иркутске государственная компания «Росвооружение» и руководство Министерства обороны Индии. Подробности документа не раскрываются, однако, по данным, обнародованным ранее индийской стороной, на первом этапе речь идёт о поставке 8, а в итоге планируется закупить 40 самолётов, производимых в этом городе».

Через пять дней генеральный директор АО «Иркутское авиационное производственное объединение» Алексей Фёдоров сообщил: «К середине будущего года мы обеспечим поставку первой партии самолётов. Что касается в целом оговорённого срока работ на пять лет, то его также постараемся значительно сократить». Он напомнил, что с Индией ​ у сибирских авиастроителей давние партнёрские связи. В начале 1980-х годов эта страна приобрела у СССР лицензию на производство у себя истребителя-бомбардировщика МиГ-27, и специалисты Иркутского авиазавода приняли активное участие в переоборудовании завода корпорации HAL в городе Насик, а также помогли наладить там его серийное производство. Были в заявлении Фёдорова и такие слова: «В условиях общего спада экономики в России наше производственное объединение сохранило кадровый потенциал, осуществило диверсификацию производства, проводит техническое перевооружение».

И уже в марте 1998 года с аэродрома ИАПО взлетел и взял курс на Индию тяжёлый ​ транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» с тремя боевыми машинами на борту. С того времени поставки пошли в таком темпе, что в ноябре 1998 года с этой страной был подписан второй контракт на изготовление ещё 10 Су-30МКИ (модернизированный коммерческий индийский). Кроме самих «ястребков» ​ этот контракт, как и предыдущий, предусматривал поставку полного боекомплекта к ним, наземного и вспомогательного оборудования, обучение лётчиков и технического персонала.

А самой крупной сделкой между двумя странами стал подписанный через два года снова в Иркутске контракт на организацию лицензионного производства в Индии 140 самолётов Су-30МКИ. Первый индийский многофункциональный манёвренный истребитель новейшего класса был собран в 2004 году при техническом содействии нашего авиационного завода. Как сказал при подписании контракта его генеральный директор В. Ковальков, «эта сделка позволит более чем 100 предприятиям отечественного оборонного комплекса сохранить в течение длительного времени квалифицированные кадры и создать новые рабочие места».

Катастрофа «Руслана»

Тем временем случилось то, чего никогда не ждёшь, но оно, к сожалению, происходит.​ В разгар одного из морозных декабрьских дней 1997 года на жилой микрорайон Иркутска упал воздушный тяжеловоз «Руслан». Привожу выжимку из тех сообщений, которые в течение пяти дней передавал в Москву – и они вышли на ленту Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС), по поводу обстоятельств и причин произошедшей трагедии.

6 декабря

– Катастрофа грузового самолёта Ан-124 «Руслан» произошла сегодня в Иркутске. Взлетев в 13.45 по местному времени с аэродрома авиационного производственного объединения, он через 20–25 секунд рухнул на землю в ближайшем к предприятию микрорайоне города. Тяжёлая воздушная машина с двумя истребителями Су-27 на борту взорвалась и загорелась. В самолёте находились 59 человек.

– В результате падения самолёта «Руслан» на жилой массив в Ленинском районе ​ Иркутска загорелся и разрушен четырёхэтажный 64-квартирный дом, частично пострадали 100-квартирный дом, два деревянных жилых дома, детский дом-интернат и трёхэтажная школа. Из детского дома срочно эвакуированы 150 детей и обслуживающий персонал. Возникший пожар локализован, спасатели приступили к ликвидации последствий катастрофы.

– В Иркутске из-под завалов здания, разрушенного в результате падения самолёта Ан-124 «Руслан», извлечены тела первых 16 погибших. По уточнённым данным, погибли также 16 членов экипажа и 30 находившихся на борту воздушного судна человек.

– На 23 часа по местному времени на месте произошедшей сегодня катастрофы самолёта Ан-124 «Руслан» в Иркутске найдены тела 24 погибших. Предварительной причиной падения грузового лайнера назван выход из строя его двигателей.

7 декабря

– С наступлением светового дня в Иркутске на месте крушения самолёта Ан-124 «Руслан» проведён осмотр и началась разборка 64-квартирного дома. Работами руководит​ министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу. Растёт число обнаруженных жертв трагедии. Извлечены и уложены на площадку рядом с домом 38 тел погибших и фрагменты тел ещё 6 человек.

– Председатель Правительства РФ Виктор Черномырдин прибыл сегодня в 05.52 по московскому времени в Иркутск, где в соответствии с поручением президента РФ возглавил работу комиссии по расследованию причин катастрофы самолёта Ан-124 «Руслан». Прямо из аэропорта глава Правительства направился на место трагедии. В. Черномырдин ознакомился с ходом аварийно-спасательных работ.

– Глава российского Правительства В. Черномырдин, прибывший сегодня утром в Иркутск, выразил искренние соболезнования семьям погибших в результате падения самолёта «Руслан» на жилые дома. После заседания правительственной комиссии он вышел к журналистам и сообщил, что работы по ликвидации последствий трагедии «идут чётко, организованно, на месте есть всё необходимое – и техника, и люди, и всё прочее».

– 40 человек считаются погибшими к настоящему времени в результате крушения самолёта Ан-124 «Руслан» в Иркутске. Судьба ещё 24 человек пока неизвестна. Такие данные привёл на состоявшемся сегодня заседании правительственной комиссии​ министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу.

8 декабря

– День траура по погибшим в результате катастрофы самолёта Ан-124 «Руслан» объявлен сегодня в Иркутской области постановлением губернатора Бориса Говорина.

– На исходе вторых суток начался разбор основной части 64-квартирного дома, наиболее пострадавшего в результате авиакатастрофы. На его развалинах в течение дня обнаружены ещё 10 тел погибших. Всего, по данным оперативной группы МЧС, их число достигло 58 человек. Руководитель областного Управления по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне А. Каменский подтвердил ИТАР-ТАСС, что в число погибших включены все найденные останки членов экипажа и лиц, сопровождавших груз на самолёте Ан-124 «Руслан».

– Из восьми возможных версий причины произошедшей авиакатастрофы в Иркутске отныне рассматриваются четыре. Об этом заявил сегодня журналистам министр по чрезвычайным ситуациям РФ С. Шойгу. При этом он отказался говорить более конкретно, поскольку «за каждой из них стоят большие коллективы людей». Министр отметил, что «лётчики успели развернуть воздушную машину так, что удалось избежать ещё более ​ тяжёлых последствий, а именно падения самолёта на стоящий впереди 100-квартирный жилой дом».

9 декабря

– Минувшей ночью на месте падения самолёта Ан-124 «Руслан» в Иркутске завершены все спасательные работы. Найдены останки 66 тел погибших, сообщил дежурный оперативной группы областного Управления по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.

10 декабря

– Катастрофа самолёта АН-124 «Руслан» произошла в результате остановки трёх двигателей, почему это произошло – предстоит выяснить, – заявил сегодня в Иркутске на встрече с журналистами министр по чрезвычайным ситуациям РФ С. Шойгу. Он сообщил, что в интервале между 3-й и 11-й секундами с момента отрыва самолёта от взлётной полосы у него последовательно отказали третий, второй и первый двигатели, и был момент, когда потерял обороты четвёртый, но затем он восстановил работу.

– 67 человеческих жизней унесла катастрофа самолёта Ан-124 «Руслан» в Иркутске. Эти цифры назвал сегодня на встрече с журналистами министр по чрезвычайным ситуациям РФ С. Шойгу. Он уточнил, что «полностью опознаны 49 останков тел, а то, что осталось в виде их фрагментов, опознанию не подлежит». Без вести пропавшими считаются 17 человек. Шойгу отверг предположение о том, что самолёт перевозил «челночников».

– Траурная церемония возложения венков на том месте, где стоял 64-квартирный жилой дом, наиболее пострадавший в результате крушения самолёта Ан-124 «Руслан», состоялась сегодня в Иркутске.​ Так жители города прощаются с жертвами трагедии, случившейся 6 декабря. На её месте по решению местных властей весной будет разбит сквер и установлен памятный знак.​

Сверхманёвренный многоцелевой…

Сразу после авиакатастрофы руководство ИАПО заявило: «Несмотря на трагедию, сделаем всё, чтобы партнёры не были к нам в претензии». И уже летом следующего года ​ Вьетнам получил два новых самолёта Су-27 вместо тех, что находились на борту​ потерпевшего крушение «Руслана».

Проявила интерес к технике конца прошлого столетия Китайская Народная Республика. С ней Российская Федерация заключила контракт на поставку 28 ​самолётов Су-27УБ с условием их гарантийного обслуживания в течение полутора лет, и иркутяне с этой задачей также успешно справились.

К этому времени подоспело эхо удачной реализации контрактов и особенно запуска лицензионного соглашения на организацию производства в Индии новейших истребителей-бомбардировщиков Су-30МКИ, открывших перед нашими ​ авиастроителями​ широкие перспективы на международном рынке.

Первой вызвалась заключить контракт Малайзия – небольшое наполовину островное государство, омываемое Южно-Китайским морем. Документ был подписан в 2003 году, а в мае 2007-го на Иркутском авиационном заводе – основной производственной площадке только что созданной научно-производственной корпорации «Иркут» – прошла презентация двух из 18 заказанных самолётов Су-30МКМ (многоцелевых коммерческих малазийских). Они являлись вариацией индийских – имели такой же планер, современный двигатель с управляемым вектором тяги, новейшую цифровую систему управления, радар с фазированной антенной решёткой, позволяющей одновременно сопровождать 15 и атаковать 4 цели. Отличие лишь в бортовом оборудовании, изменённом под потребности заказчика. Пресс-служба завода пригласила меня на эту презентацию, и я помню, с каким трудно сдерживаемым восторгом принимал эти самолёты командующий малазийскими ВВС генерал А. Ариффин. В интервью своему национальному информационному агентству он назвал тот день «исторической датой». По словам военачальника, «Малайзия приобрела у России самые совершенные боевые самолёты, которые станут самым мощным оружием сдерживания любой военной угрозы в Юго-Восточной Азии».

Тогда же на заводе изготовили 2 первых многоцелевых истребителя Су-30МК из запланированных по контракту 28 для военно-воздушных сил самого крупного на Африканском континенте государства Алжир. Собранные и прошедшие лётные испытания машины вылетели затем в город Ахтубинск Астраханской области, где расположен Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны РФ имени В. Чкалова, и там на них начали обучаться алжирские пилоты.

И, что важно отметить, наряду с текущими заботами иркутяне совместно со специалистами ОКБ имени Сухого продолжали совершенствовать базовую модель истребителя-бомбардировщика, а с 2012 года под маркой Су-30СМ (серийный модернизированный, а можно сказать, сверхманёвренный​ многоцелевой) он начал поступать на вооружение Российской армии. Согласно открытым данным, в 2020 году в составе Воздушно-космических Сил насчитывался 91 такой самолёт, 22 – в составе Военно-морского флота. Кроме того, общим числом 36 единиц их по контрактам закупили Беларусь, Казахстан, Армения и ещё одно государство Юго-Восточной Азии – Мьянма (бывшая Бирма). ​ ​ ​

Автожир, «Эрбас», Як-130

Вообще, за последние три десятилетия в жизни завода произошло немало интересного. Ещё в середине 1990-х в его составе создали опытно-конструкторское бюро лёгкой авиации, итогом работы которого стало появление на свет почти игрушечного на вид воздушного судна – автожира (с греческого – «самовращающийся»). Не имеющий аналогов в отечественной авиационной промышленности, этот трёхместный винтокрылый​ летательный аппарат способен перемещаться​ со скоростью 200–250 километров в час на расстояние до 400 километров. Его предназначение – патрульная служба, перевозка пассажиров, небольших грузов, поисково-спасательные работы, оказание срочной медицинской и технической помощи. Аттестованный, запущенный в серию и представленный в двух экземплярах автожир вызвал большой интерес у посетителей выставки МАКС-2007 в подмосковном городе Жуковском. ​

Иркутяне первыми в России установили кооперационные связи с ведущими западными авиастроительными компаниями. В декабре 2004 года с консорциумом ​«Эрбас» был заключён контракт на​ производство компонентов для семейства аэробусов А-320 – сначала нишей передней стойки шасси, затем килевых балок и направляющих закрылков. В ходе подготовки к их выпуску на заводе провели модернизацию производственных мощностей в соответствии со стандартами заказчика, приобрели и установили новое оборудование, сертифицировали новейшие ​ технологические процессы.

Другим направлением в сотрудничестве с «Эрбасом» было участие в переоборудовании аэробусов А-310 и А-320 из пассажирских в грузовые, конкретно – в изготовлении и поставке грузовых люков для лайнеров.

Но, конечно же, наиболее важный и крупный подряд нашим авиастроителям в первом десятилетии нынешнего века поступил от главного заказчика их продукции – Министерства обороны Российской Федерации. Это учебно-боевой истребитель Як-130 – первый полностью новый, а не модернизированный вариант ранее существовавшей модели, самолёт, построенный после распада СССР. Его разработкой занимались специалисты вошедшего в корпорацию ​ «Иркут» опытно-конструкторского бюро имени Яковлева. Заложенные в этом воздушном судне аэродинамическая схема и параметры силовой установки​ ​ позволяют будущим лётчикам выполнять полёты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным отечественным и зарубежным боевым машинам, в том числе Су-30, МиГ-29, F-16.

Согласно тем же открытым данным, в 2022 году в составе Воздушно-космических Сил и авиации Военно-морского флота РФ насчитывалось 109 Як-130, 62 изготовлены на экспорт – в Беларусь, Алжир, Бангладеш, Вьетнам, Лаос, Мьянму.

Мечта и сказка – МС-21

1 ноября 2007 года я передал в ИТАР-ТАСС: «Многоцелевой истребитель Су-30МК Иркутский авиационный завод – филиал корпорации «Иркут» – будет выпускать до 2015 года. А затем на смену ему придёт среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21 (магистральный самолёт XXI века), сообщили сегодня в дирекции предприятия. Новая крылатая машина разрабатывается отечественным ОКБ имени Яковлева и будет иметь три версии – на 150, 180 и 210 мест. Она заменит на воздушных линиях Ту-154».​

В сентябре следующего года присутствовавший на Байкальском экономическом форуме президент объединённой авиастроительной корпорации страны А. Фёдоров подтвердил эту новость и добавил, что первый МС-21 будет выпущен в 2014 году, в 2015-2016 годах планируется вывести его на рынок. «Это очень амбициозный, просто колоссальный проект, – отметил он. – Потому что, наладив производство данной модели, мы вторгнемся в элитарное мировое самолётостроение, потесним аэробус А-320 и Боинг-737». По его словам, в МС-21 будут заложены самые передовые технологии и материалы: композитное крыло большого удлинения, увеличенный диаметр фюзеляжа, двигатели и бортовое оборудование последнего поколения.​ ​

После этого минуло почти восемь лет, и 8 июня 2016 года на Иркутском авиационном заводе с участием председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведева состоялось представление нового среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21-300. Презентовали его ярко, эффектно: красавец-лайнер появился перед собравшимися в многоцветии иллюминации под звуки рояля, за которым сидел народный артист РФ Д. Мацуев. Звучали слова: «Самый современный», «Нет аналогов в мире», «Лайнер мечты»…

Первый полёт МС-21 совершил 28 мая 2017 года, и с тех пор было выпущено ещё четыре опытных экземпляра. Все они прошли лётные испытания и получили сертификаты от Росавиации. В сентябре 2019 года новый воздушный корабль был представлен широкой публике на выставке МАКС в подмосковном Жуковском, а зарубежной премьерой тогда же явилась его демонстрация на международном фестивале авиации, космоса и технологий в турецком Стамбуле.

Поскольку на ОКБ имени​ Яковлева, корпорацию «Иркут», а также все её филиалы, включая Иркутский авиационный завод, наложены санкции стран Евросоюза, США и ряда других государств, пятый экземпляр оснащён уже не американскими, а российскими двигателями производства завода «Пермские моторы». Теперь на очереди изготовление ​ отечественного композитного крыла на заводе «Аэрокомпозит» в Ульяновске. Серийный выпуск МС-21-310 намечено начать в следующем году с предъявлением «Аэрофлоту» первых шести бортов. Поставляться самолёт за рубеж будет не ранее 2030 года, главное – насытить им внутренний рынок.

P.S. За неполные 90 лет Иркутский авиационный завод поставил на крыло около 7 тысяч воздушных машин более чем 20 типов, и они экспортировались в 40 стран мира.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры