издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутская агломерация: мечты и реальность

  • Автор: Владимир Ходий, Фото: из архива редакции

Ещё 15–17 лет назад слово «агломерация», означающее компактное скопление населённых пунктов, было на устах многих жителей юга Иркутской области. Ожидалось, что благодаря более целенаправленному и активному развитию хозяйственных, трудовых и культурно-бытовых связей между тремя городами – Иркутском, Ангарском и Шелеховым – образуется мегаполис с миллионным населением. Таких мегаполисов в России в то время насчитывалось 11, и «Большой Иркутск» мог стать первым на просторах от Новосибирска до Тихого океана.

Это я уже почти цитирую тогдашнего губернатора Прибайкалья Александра Тишанина. На встрече с журналистами в мае 2006 года он говорил: «Перейдя в группу «тяжеловесов», Иркутск обретёт другой оттенок уважения, выше статус и, значит, сможет рассчитывать на более внимательное отношение федеральных властей». На вопрос о том, когда ждать объединения трёх городов, его ответ был таков: «Разработан план реализации этого проекта. Он включает 13 мероприятий, одно из них – прокладка скоростной трамвайной линии и скоростной автомагистрали между Иркутском и Ангарском – уже обсуждается. Надо понимать, что это такая же работа, какая была проведена при подготовке к объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Ведь для начала население трёх городов должно высказать своё мнение о создании единого мегаполиса, ему решать, в каком городе жить. Организовать же агломерацию можно главным образом экономическим путём, в условиях особой экономической зоны, связывающей Ангарск, Шелехов, Иркутск. Новому городу необходимы новый аэропорт, удобная транспортная сеть, и в целом изменятся требования к инфраструктуре».

«Идея витала в воздухе»

Первым откликнулся на инициативу губернатора мэр Ангарска Евгений Канухин: «Базой объединения в единый мегаполис должно стать строительство международного аэропорта в треугольнике между указанными городами на удобном природном плато, расположенном на территории Ангарского района». Градоначальник Иркутска Владимир Якубовский посчитал преждевременным комментировать объединение городов. Также от комментариев воздержался мэр Шелехова Руслан Болотов.

Идею создания города-миллионника поддержал депутат Законодательного Собрания области Алексей Козьмин, который до этого баллотировался на пост главы областного центра и в своей предвыборной программе предлагал на базе трёх городов сформировать единый мегаполис, правда, имея в виду только развитие и укрепление экономических связей между ними, а не образование единого муниципалитета. ​ ​

Вообще, если отвлечься от нынешнего времени, то ещё на заре индустриализации, то есть в конце 1920-х – начале 1930-х годов, обсуждалась перспектива формирования, как впоследствии это стало называться, территориально-производственного комплекса на базе городов Иркутска, Усолья, Черемхова. А после окончания Великой Отечественной войны, когда на стыке рек Китоя и Ангары было решено строить комбинат искусственного жидкого топлива, даже рассматривался вариант размещения посёлка при нём на окраине Иркутска – в Ново-Ленино. ​ ​ ​ ​

Позже – в 1970 году – в «Восточно-Сибирской правде» под рубрикой «Точки на карте» я опубликовал историко-краеведческий очерк «Судьба Мегета» и предрёк этому крупному посёлку, расположенному на одинаково коротком расстоянии от Иркутска и Ангарска, такую будущность: «Находясь на оживлённом месте, он не гарантирован от капризов двух больших городов. Движется на юг Ангарск, городская черта Иркутска уже отсекает часть посёлка. Не исключено, что в одно прекрасное время Мегет растворится в одном из них…»

Пока этого не произошло, но ещё всё возможно. И, кстати, с момента рождения проекта агломерации «Большой Иркутск» на территории Мегетского муниципального образования (местность Падь Ключевая) предполагалось разместить новый аэропорт, от железнодорожной станции Мегет провести к нему стальную ветку для доставки грузов, а также пассажиров скоростными поездами. ​

«Объединение городов не наша выдумка. Идея агломерации, что называется, витала в воздухе, – рассказывал профессор, доктор экономических наук Владимир Третьяк, в 2005–2007 годах заместитель главы администрации области по экономическому развитию. – Вокруг трёх городов – Иркутска, Ангарска и Шелехова – сложилась самая высокая в Прибайкалье плотность населения и наиболее густая сеть дорог. Здесь числится 37 процентов его жителей, или 925 тысяч человек, а предприятия формируют 54 процента объёма реализации продукции. Очень важно этот стихийный процесс направить в нужное русло, чтобы создать современный мегаполис. Территория позволяет спланировать и многоэтажные микрорайоны, и обширные зоны малоэтажного строительства. Главное – транспортная инфраструктура. Она должна быть такой, чтобы человек из одной точки агломерации мог добраться в любую другую не более чем за один час. Речь, конечно, идёт в первую очередь об электротранспорте». èèè

Поступательным шагом

И вот 25 октября 2006 года президент Российской Федерации Владимир Путин во время прямого телеэфира со страной, отвечая на вопрос из Иркутска, сказал: «В вашем регионе нужно думать над новым аэропортом. Сейчас правительство удлинило полосу, насколько мне известно, сделало аэропорт более безопасным, но обязательно надо выходить на строительство нового аэропорта. Он должен быть построен совсем в другом месте и обслуживать сразу несколько городов. Это Иркутск, Ангарск и, возможно, какие-то ещё населённые пункты. Проект следует реализовать в течение четырёх-пяти лет».

В тот же вечер я передал в ИТАР-ТАСС: «Новый аэропорт в Иркутске, о необходимости строительства которого заявил сегодня президент РФ Владимир Путин, намечено разместить в 36 километрах от Иркутска и в 24 – от Ангарска, сообщили в администрации области. Место называется Падь Ключевая. Оно идеально подходит по метеорологическим условиям, а рельеф позволяет вести строительные работы с минимальными затратами. Ещё одно преимущество – развитость транспортной инфраструктуры: недалеко проходят федеральная автодорога «Байкал» и Транссибирская железнодорожная магистраль». ​ ​

А вслед – шаг за шагом…

24 ноября. Объявлен конкурс на разработку проекта строительства нового аэропорта в Иркутске. Он будет класса «А» со взлётно-посадочной полосой длиной 4,2 километра. К нему сделают подъезд от проходящей неподалёку федеральной автодороги «Байкал» и проложат 30-километровую ветку от Транссибирской железнодорожной магистрали.

13 декабря. Презентация Фонда регионального развития прошла сегодня в Иркутске. По словам его руководителя депутата Законодательного Собрания области Алексея Козьмина, он создан для содействия реализации приоритетных национальных и перспективных инвестиционных проектов в регионе, в частности для формирования крупной агломерации, и его учредителями выступили компании Восточно-Сибирская газовая, «Гранд-Байкал», «Материк», «ИркутскгипродорНИИ».

2007 год

19 января. На проектирование нового аэропорта под Иркутском в 2007 году выделяется 20 млн рублей. Об этом сегодня сообщил журналистам исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Паршинцев. По его словам, уже в следующем, 2008 году в рамках федеральной адресной инвестиционной программы работы по созданию новой воздушной гавани в Прибайкалье планируется профинансировать на 500 млн рублей, в 2009-м – на 3 млрд, в 2010-м – на 3,5 млрд рублей.

9 июня. 5,25 миллиона квадратных метров жилья будет построено на территории создаваемой в Прибайкалье крупной городской агломерации – «Большого Иркутска», рассказали в департаменте строительства и дорожного хозяйства администрации области. По словам директора департамента Риты Низамовой, выделены 15 крупных земельных участков.​ Идея создания на территории региона крупной агломерации и формирования на её базе нового постиндустриального центра на востоке страны одобрена на заседании Правительства РФ 10 мая 2007 года.

3 августа. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) окончательно согласовало выбор площадки под новый аэропорт под Иркутском, сообщили сегодня в областной администрации. Аэропорт «Иркутск-Новый» будет размещён в 36 километрах от областного центра в местности Падь Ключевая, окружённой тайгой. Его общая площадь составит 9,8 квадратного километра, на ней разместятся взлётно-посадочная полоса длиной 4,2 километра (у действующего аэропорта – 3,2), объекты системы посадки и радионавигации, сеть рулёжных дорожек, пассажирский и грузовой перроны, аэровокзальный комплекс. Для доставки пассажиров сюда проложат подъездную автодорогу от федеральной магистрали «Байкал» и скоростную ветку от ближайшей станции Транссиба Мегет.

27 августа. Линия электропередачи напряжением 500 киловольт введена в строй на территории создаваемой в Прибайкалье крупной агломерации «Большой Иркутск». Энергомост длиной 96 километров протянулся от Ангарска до Шелехова, где возводится новая очередь Иркутского алюминиевого завода по выпуску почти 170 тысяч тонн металла в год.

8 октября. Прокладка магистральной теплотрассы, которая соединит Иркутск и Ангарск, началась на территории будущей крупной городской агломерации в Прибайкалье, рассказали сегодня в дирекции оператора проекта агломерации – Фонда регионального развития. По словам его исполнительного директора Алексея Козьмина, «объединение систем теплоснабжения двух городов создаст надёжную базу для реализации конкретных планов промышленного и гражданского строительства в пространстве между ними».

10 декабря. Строительство нового аэропорта под Иркутском начнётся в 2010 году, сообщил заместитель главы администрации области Юрий Дудников. В настоящее время ведётся работа по обоснованию инвестиций. На это из регионального бюджета выделено 73,3 млн рублей, проведён конкурс, документ усилиями институтов «Иркутскгражданпроект» и «Дальавиапроект» будет представлен на утверждение к середине 2008 года. Тогда же объявят следующий конкурс и начнётся проектирование аэропорта.

12 декабря. На федеральной автодороге «Байкал» началось сооружение обхода Иркутска, сообщил журналистам Сергей Тен – генеральный директор строительной компании «Труд», выигравшей тендер на реализацию проекта. Трасса объезда длиной 24 километра пролегает между населённым пунктом Вдовино в сторону Ангарска и посёлком Чистые Ключи вблизи города Шелехова.

14 декабря. Презентация Концепции формирования на территории Прибайкалья крупной городской агломерации пройдёт сегодня в Иркутске. Её представят Фонд регионального развития, институт «Ленгипрогор» и компания «Стратеджи партнерс» (Москва). Согласно основным положениям Концепции, стержнем агломерации станет новый аэропорт.

2008 год

26 марта. Падь Ключевая недалеко от Иркутска является оптимальной площадкой для строительства нового аэропорта со взлётно-посадочной полосой длиной 4,2 километра. К такому мнению пришли участники состоявшихся сегодня общественных слушаний по его проекту. Основное преимущество Пади Ключевой – близость к областному центру, Ангарску и Шелехову (расстояние до них 36, 24 и 23 километра соответственно).

И вдруг резкий поворот

21 июля пресс-служба областной администрации выпустила релиз, в котором неожиданно говорилось: «Новый аэропорт под Иркутском разместится в 24 километрах на северо-восток от него – у населённого пункта Поздняково. Такое решение принято на совещании с участием министра транспорта РФ Игоря Левитина и временно исполняющего обязанности губернатора Игоря Есиповского. Прежде в качестве площадки для новой воздушной гавани рассматривалась местность под названием Падь Ключевая на северо-западе от областного центра. Однако против выступила авиакорпорация «Иркут».

Вскоре данную новость на встрече с журналистами подтвердил сам врио губернатора области Игорь Есиповский. «Много лет потребовалось на то, чтобы поставить последнюю точку в выборе места для нового аэропорта», – сказал он. Теперь, по его словам, «планируется в сентябре на Байкальском экономическом форуме подписать основные соглашения, которые позволят начать работу по его строительству».

И верно, документ под названием «Меморандум о строительстве нового аэропорта в Иркутске» на форуме подписали министр транспорта РФ Игорь Левитин и глава региона.​ По словам министра, «в скором времени начнётся работа по обоснованию инвестиций, необходимых для реализации проекта строительства воздушной гавани, и оформлению земельного участка».

Прибывший в апреле следующего года на открытие реконструированного терминала внутренних линий действующего Иркутского аэропорта всё тот же министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил представителям прессы: «Если в нынешнем году получим все экспертизы по проекту нового аэропорта, то в следующем выберем подрядчика, начнём готовить земельный участок под строительство, а с 2011 года приступим к основным работам», – сказал он.

Через три месяца – уже при следующем губернаторе Дмитрии Мезенцеве – в правительстве области журналистам рассказали: «Завершена разработка генерального плана строительства нового аэропорта близ села Поздняково под Иркутском. Обоснование инвестиций и генеральный план подготовил московский институт «Аэропроект». В составе будущего крупного авиационного комплекса в 24 километрах на северо-восток от областного центра​ ​ предусмотрены взлётно-посадочная полоса класса «А» длиной 4,2 километра, терминал, способный обслуживать одновременно 1,8 тысячи пассажиров».

В январе 2010 года проект строительства аэропорта Иркутск-Новый был представлен на государственную экспертизу. «При положительном одобрении проекта Главгосэкспертизой, – заверили в правительстве области, – уже в этом году будет объявлен тендер на подрядные работы, начнётся подготовка земельного участка, а в 2011 году – основные работы».

Окончание здесь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры