Ах, какая DRAMA!
В Иркутском академическом драмтеатре подрастает поколение Next
В России на финишную прямую вышел Год наставника и педагога, приуроченный к 200-летнему юбилею великого учителя Константина Дмитриевича Ушинского. Знаменитый народный воспитатель уверял, что педагогика – это не наука, а искусство, самое необходимое из всех искусств. В старейшем пантеоне муз – Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова – искусству воспитания юных дарований уделяют серьёзное внимание. Третий год здесь работает театральная студия DRAMA, воспитанники которой форсируют навыки актёрского ремесла, обживают сакральную территорию сцены, совершенствуются и находят истинное счастье. Лидером этого начинания является охлопковский артист Иван Гущин. В коротких паузах между репетициями, спектаклями и менторскими трудами он отвечал на наши вопросы о буднях и триумфах DRAMAтической честной компании.
– Вообще-то я не один, нас троица наставников, – поправляет меня Иван Гущин. – Трое начинали эту затею ещё за пределами театра – в одном из иркутских клубов, куда нас пригласили. Начальный состав был такой: Алёна Бочкарёва, Анна Берлова и ваш покорный слуга – все артисты Иркутского драмтеатра. «На стороне» нести разумное, доброе, вечное очень скоро стало сложно и неуютно, да и сама логика диктовала, что детский артистический питомник должен появиться непосредственно в охлопковских стенах. Директор театра Анатолий Андреевич Стрельцов пошёл нам навстречу, выделил время для уроков на Учебной сцене. Мы провели летний кастинг и с 1 сентября 2021 года начали работу с подопечными под родной, намоленной крышей. В последнее время Алёна Бочкарёва вышла из педагогического состава студии, хотя продолжает участвовать в некоторых постановках. Её место занял артист театра кукол «Аистёнок». Обновлённое педагогическое трио – это я, Анна Берлова и Евгений Кириллов. Все мы многостаночники, каждый понемногу занимается всем, но всё-таки за пластические рисунки и режиссуру больше отвечаю я, за сценарии и оргмоменты – Аня, за кукол и их «анимацию» – Женя. В нашей студии две ступени. Младшая группа – от восьми до двенадцати лет, старшая – от тринадцати и до плюс бесконечности. Есть и взрослые артисты, их немного. У ребят есть униформа: футболки, сумки, кружки с логотипом студии. Занятий много: по сценической речи, по сценическому движению, серьёзные тренинги по пластике, этюды по взаимодействию с предметами, по музыке, даже по японским иероглифам. Студийцы осваивают различные танцевальные техники, владение реквизитом, костюмами, учатся работать с куклами, играть на музыкальных инструментах. В общем, программа насыщенная, репетиционное время ускоренное, очень плотное по содержанию. Просто тусоваться и развлекаться тут не получится.
Этим объясняется невероятная продуктивность совсем молодой творческой команды. DRAMA – звездолёт с вертикальным взлётом. В его биографии всего два стартовых года и уже внушительная обойма ярких, разноплановых спектаклей. Младший состав проявил себя в игровых историях «Незнайка», «Буратино», «Монстры» и «День удачи» по мотивам удивительных мистерий мексиканского Дня мёртвых.
В афише старшего состава шесть спектаклей. «Книга Джунглей», навеянная новеллами Редьярда Киплинга, и постановка «Не Забудки» в жанре вербатим отличились в гастрольных поездках, «Унесённые призраками» – парафраз мультфильма Хаяо Миядзаки – успели ошеломить иркутских зрителей. Постановки «Лев, колдунья и платяной шкаф» («Хроники Нарнии») и «Уроки французского» по рассказу Валентина Распутина вошли в репертуар Иркутского академического. И ту и другую с восторгом встречали зрители на I и II фестивалях детских любительских театров «Образ», который проводит прославленный театр кукол имени С.В. Образцова. На днях состоялась премьера новой работы – спектакля «Рыжий пони» по рассказу нобелевского лауреата Джона Стейнбека.
– «Рыжего пони» мы поставили на средства президентского гранта и субсидию Министерства культуры, – рассказывает режиссёр Иван Гущин. – В этом спектакле заняты трое профессиональных артистов – я, Евгений Кириллов и Алёна Бочкарёва. Центральные роли исполняют участники студии – Сергей Алексеенко, Илья Задонский и Тимофей Чемусов. Это, на первый взгляд, рассказ небольшой и простенький, малоизвестный в творческом портфеле Стейнбека. Сначала нам казалось, что и постановка станет такой театральной миниатюрой. Но она вызвала к жизни целый ряд неожиданных выразительных образов. В действие были включены некоторые подготовительные этюды самих ребят, их придумки. Сами мальчики по ходу истории проявляются как разные персонажи, это и реальные подростки, шпана, которая любит дурачиться, показать кураж, и молодые жеребята в неудержимой энергии, и даже отстранённое, невыразимое ощущение детства. С живыми артистами взаимодействуют куклы: пони Габилан – любимец главного героя, собака Бой, зловещие коршуны. Форма постановки синтетическая, тут есть и театр теней, и кукольные картинки, много пластических вариаций, есть даже элементы жонглирования. Перемешаны разные виды волшебства. Это нравится зрителям и самим участникам проекта. Нам очень дорог наш милый «Рыжий пони». В лошадку-куклу вложено много коллективного труда. Каркас для неё изготовил технолог-кукольник из «Аистёнка» Владимир Димаков. А дальше мы уже сами дорабатывали образ, плели, клеили, мальчишки лобзиком выпиливали ножки из фанеры. Получилось наше общее детище.
– Изготовление реквизита, костюмов – для вас дело привычное, как для всякого творческого коллектива, насколько я знаю.
– Конечно. Это в порядке вещей. Для «Дня удачи» мы всей студией сделали много масок и кувшинчиков из папье-маше. Для «Книги джунглей» сами шили штаны, красили майки.
– Видно, что в каждую постановку вкладывается очень много труда.
– Да, приходится выкладываться. Студия ведь создавалась «не корысти ради», как говорится, и не просто чтобы занять детей. Мы ставим в приоритет образовательную задачу. Чтобы участники учились. Учились взаимодействовать, слышать друг друга, понимать структуру постановки, её движение. Не боялись фантазировать. Мы стараемся ставить перед ними задачи на порядок сложнее, чем они сегодня способны выполнить. На вырост. И ведь справляются. Пусть не сразу. Есть стремление, горение. Многие моменты по пластике, например, отрабатываются и дома, причём вместе с родителями. Авансовая посылка, что не надо недооценивать потенциал детей, оправдывается практически во всех случаях. В старшей группе за два года ребята уже предлагают целые мизансцены, научились мыслить сценически. Сейчас мы с ними напряжённо работаем над новогодней премьерой «Волшебная история, которая произошла на самом деле» для Камерной сцены театра.
– Это вызов. Любительская труппа готовит сюрприз, альтернативный сказке профессионалов…
– Скорее в дополнение к сказке на основной сцене. Инсценировку написала Анна Берлова на основе вертепных представлений и народных святочных игрищ. Исполнители – старший состав студии. Историю рождения чудесного младенца мы рассказываем как волшебное приключение. И развиваем как всеобщее ликование. Будет много интерактива, зрители окажутся вовлечены в зажигательную круговерть. Билеты уже все разобраны, премьера 20 декабря. Всё должно быть на самом серьёзном уровне. Поэтому пахота сейчас у нас грандиозная. Это и здорово. Пахать, выкладываться, не жалеть сил мы всегда готовы. Наши ребята – большие труженики, горячие энтузиасты. Другие здесь просто не приживаются.
– Я с огромным удовольствием смотрю ваши сценические опыты. Удивляюсь многому. Радуюсь больше всего, насколько в каждом ребёнке уже сформирован артист, в каком сценическом и внутреннем единстве работает актёрский ансамбль.
– Мы всё время подчёркиваем, что в каждом театре самое главное – команда. Один за всех и все за одного. Очень важно, какие у артистов складываются отношения между собой, как они чувствуют друг друга. В «Нарнии» это одна семья, братья и сёстры, в «Уроках французского» – общий посыл этакой парнишечьей «банды», где никто не может спасовать, в «Рыжем пони» – неразрывная троица, где на троих одни восторги и печали. Наши старшаки часто называют себя «стаей», это от «Маугли». У них есть ощущение единого творческого организма. В конце прошлого сезона мы пережили нешуточный стресс. Меньше чем за час до спектакля «Уроки французского» стало плохо одному из мальчишек, просто невмоготу. Уже зрители подходят, а у нас форс-мажор. Позвонили Илье Задонскому, который играл в очередь другую роль и в этом показе не был занят. Он оказался рядом, прибежал на выручку, заменил товарища. Волновались – не то слово. Роль-то не своя. Причём даже я ничего не мог подсказывать, потому что у меня включённый микрофон на протяжении всего действия. Перед каждым выходом мальчишки за кулисами шёпотом уточняли мизансцены, договаривались, подстраховывались. Драку сымпровизировали по-своему, с другими движениями. Но в целом всё прошло без потерь, без неровностей, какие могла бы заметить публика. Я был рад и горд моими юными артистами. Не в каждом профессиональном коллективе подобный экзамен прошёл бы так удачно.
– Многие студийцы заняты в постановках охлопковского театра…
– Да. Маша Орлова и Арина Москвитина играли в «Последнем сроке» по Распутину. К сожалению, этот спектакль ушёл в архив. У Михаила Пляскина маленький образ в комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и очень ответственная роль жеребёнка в пластической драме «Холстомер» по рассказу Льва Толстого. Миша Пляскин и Маша Орлова играют Софью и Чацкого в детстве в постановке «Горе от ума». Денису Сергейчеву довелось сыграть небольшую роль в спектакле наших гостей из Сухума «Солярис» на Вампиловском фестивале. Обживаем подмостки потихоньку.
– Это у вас называется «потихоньку»? Дай бог каждому юному коллективу.
DRAMA в охлопковском – плоть от плоти основной труппы, новый побег большой общей истории, наследник общих неписанных заповедей. Маленький коллектив поражает высоким уровнем подготовки, стремительным ростом, редкой сплочённостью и завидным творческим пылом. Но самое главное – это бесподобный оазис головокружительного ребячьего счастья. Достаточно просто взглянуть в открытые, одухотворённые лица детей, спешащих на репетицию. Это лица любимцев судьбы, нашедших бесценный клад, овладевших волшебным секретом. А всё дело в том, что на жизненном пути этих пострелят повстречались добрые чародеи – молодые «охлопковцы», артисты по призванию и педагоги по зову сердца. В своём и без того плотном творческом графике они выкраивают дефицитное время, находят в закромах души недюжинные силы на эту сумасшедшую и кропотливую селекционную работу с молодняком. И не видят в этом драмы, ну не видят в этом драмы! Абсолютно никакой.