издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутск державный

  • Автор: Владимир Ходий, Фото: из архива редакции

Летом 2023 года стало известно, что Иркутская область будет участвовать в туристическом проекте «Императорский маршрут». Трёхстороннее соглашение об этом вместе с представителями Фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» и Министерства экономического развития РФ подписал губернатор Прибайкалья Игорь Кобзев. Одновременно принято решение восстановить в областном центре напротив собора Богоявления многометровую арку из красного кирпича. Её по проекту архитектора Владимира Рассушина возвели в 1891 году к приезду в наш город наследника царского престола цесаревича Николая. Она поднимала на своих фигурных столбах гранёный островерхий шатёр, увенчанный государственным гербом России – двуглавым орлом.

Это даёт повод рассказать о посещении Иркутской области за последние более 130 лет ​ восемью первыми лицами Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации – Николаем II, Иосифом Сталиным, Никитой Хрущёвым, Леонидом Брежневым, Михаилом Горбачёвым, Борисом Ельциным, Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Редкий регион страны может похвастать таким обилием высокопоставленных визитёров. Мне посчастливилось жить при семерых из них, а четверых – в силу профессиональных обязанностей – довелось видеть и слушать в непосредственной близости.

«За процветание дорогого Иркутска!»

Первым пожаловал в наш край после заграничного путешествия последний представитель императорского дома Романовых. В возрасте 23 лет он со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Таиланд, Китай, Японию и возвращался на родину через Владивосток, где принял участие в закладке Уссурийского участка будущей Транссибирской железнодорожной магистрали.

В Иркутск великий князь Николай Александрович прибыл на пароходе с Байкала 23 июня 1891 года. По случаю его приезда город был тщательно почищен, приобрёл праздничный вид, в центральной части многие здания были украшены флагами, вензелями, гирляндами из цветов и зелени. На Тихвинской площади (теперь сквер Кирова) собралась многотысячная толпа народа.

Около двух часов дня показался пароход «Сперанский», который причалил к набережной в начале нынешней улицы Сухэ-Батора. Ступившего на прибайкальскую землю наследника престола торжественно встретили колокольным звоном, криками «ура» и хлебом-солью, поднесёнными на серебряном блюде городским головой Владимиром Сукачёвым. Поднявшись по лестнице, устланной красным сукном, Николай Александрович прошёл через арку в Богоявленский кафедральный собор (строительство огромного Казанского собора ещё не закончилось), где было совершено краткое молебное пение с провозглашением многолетия всему царствующему Дому.

Выйдя из храма, Николай Александрович в открытой коляске с впряжённой в неё лучшей в городе тройкой лошадей проследовал в приготовленное для отдыха место в генерал-губернаторском доме (Белом доме) тоже на набережной Ангары, только с другой стороны. Здесь представители власти и общественности вручали ему торжественные подарки.

После непродолжительного отдыха великий князь посетил учебные заведения столицы Восточной Сибири – Девичий институт (ныне здание госуниверситета на бульваре Гагарина, 20), воспитательный дом (глазная клиника медицинского университета на улице Ленина, 20), мужскую классическую гимназию ​ (областной художественный музей – Ленина,5), промышленное училище (ещё одно здание госуниверситета на улице Сухэ-Батора, 5), женскую гимназию (школа № 72 на углу Декабрьских Событий и Рабочей), начальное училище (Музей истории города на улице Франк-Каменецкого, 16а). А в восемь вечера в честь высокого гостя во вновь выстроенном корпусе Общественного собрания, обширный и светлый зал которого был красиво декорирован зеленью и тропическими растениями (впоследствии театр музыкальной комедии и филармония), прошёл обед. На нём провозглашались тосты, сопровождаемые громкими и долго не смолкавшими криками «Ура!». Будущий монарх поднял тост: «За процветание дорогого Иркутска!»

Второй день начался с проезда по улицам Большой (Карла Маркса) и Ланинской (Декабрьских Событий), через Успенскую площадь (площадь Декабристов) по Казачьей и в лагеря, где состоялся смотр войск местного гарнизона. На обратном пути цесаревич побывал в мужской православной семинарии (Институт развития образования Иркутской области, Красноказачья,10а), где был встречен восторженными воспитанниками. Ему показали рукопись, принадлежащую, по преданию, святителю Иннокентию, родившемуся в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии.

Наиболее значительным и памятным мероприятием того дня стало приуроченное к «высочайшему посещению» открытие понтонного моста через реку Ангару. Колокольный звон и крестный ход ознаменовали это событие. Перейдя мост, наследник престола сел в экипаж и проследовал по построенному через реку Иркут постоянному мосту в Вознесенский мужской монастырь (улица Полярная, 98). Пробыв в нём более двух часов, он на обратном пути осмотрел золотосплавочную лабораторию (НИИ благородных и редких металлов и алмазов, бульвар Гагарина, 38), где наблюдал процесс плавки золота, а представители местных золотопромышленников преподнесли ему хлеб-соль на золотом блюде.

Показали наследнику и Музей Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (областной краеведческий музей, Карла Маркса, 2). Николай Александрович обошёл все залы, осмотрел выставленные коллекции. Городской голова и одновременно председатель отдела ВСОРГО Владимир Сукачёв подарил высокому гостю альбом сибирских видов и типов народов Восточной Сибири.

Вечером в доме генерал-губернатора состоялся прощальный обед, на котором присутствовали лица свиты, генерал-губернатор Александр Горемыкин, представители различных учреждений города, некоторые из именитых граждан.

В начале пятого утра 25 июня при торжественном колокольном звоне во всех городских церквах пароход «Сперанский» отплыл из Иркутска вниз по Ангаре. В это время в Богоявленском соборе архиепископ Вениамин совершал молебен о дальнейшем благополучном путешествии его императорского высочества.

К полудню судно с наследником престола причалило к пристани Бархатовой, что неподалёку от нынешнего города Свирска. Великий князь со свитой сошли на берег, и их сразу окружили крестьяне как из деревни Бархатова, так и из других селений, а также с противоположного берега буряты в национальных одеждах.

После завтрака на пароходе его императорское высочество сел в приготовленный экипаж, и длинный гужевой караван августейшего путешественника двинулся в сторону Московского тракта. Следующая остановка произошла в селе Залари, а последняя в Иркутской губернии – 28 июля в селе Бирюса нынешнего Тайшетского района.

«Письмо Ленина предал сожжению»

27 ноября нынешнего года исполнилось 120 лет с прибытия в ссылку в Прибайкалье будущего вождя «всех времён и народов» Иосифа Джугашвили-Сталина. Его в 23 года (помните, цесаревич Николай также в этом возрасте прибыл в Иркутск?) за подпольную антиправительственную деятельность арестовали на родине – в городе Батуми Тифлисской губернии – и отправили «на исправление» в далёкую Сибирь. Везли в арестантском вагоне по железной дороге, затем на телеге по Якутскому тракту в Александровский централ (ныне село Александровское Боханского района), а уже потом – в село Новая Уда теперешнего Усть-Удинского района. Местная полиция зафиксировала, что «высланный по высочайшему повелению под гласный надзор полиции Иосиф Виссарионович Джугашвили 26 ноября прибыл и водворён в названном селении».

Позднее после тщательного изучения этого периода жизни будущего первого лица Советского государства стало известно, что он поселился на окраине села в «убогом, покосившемся домике» у крестьянки Марфы Литвинцевой. Там он получил первое письмо от В.И. Ленина. О нём Иосиф Виссарионович публично вспоминал на вечере кремлёвских курсантов в конце января 1924 года. Вот его слова: «Впервые я познакомился с Лениным в 1903 году. Правда, это знакомство было не личное, а заочное, в порядке переписки. Письмецо Ленина было сравнительно небольшое, но оно давало смелую, бесстрашную критику практики нашей партии и замечательно ясное и сжатое изложение всего плана работы партии на ближайший период… Не могу себе простить, что это письмо Ленина, как и многие другие письма, по привычке старого подпольщика я предал сожжению».

Оказавшись в ссылке, Сосо (его первоначальная подпольная кличка) тосковал по тёплым краям и кипучей революционной деятельности и уже в конце декабря того года, отметив очередной день рождения, предпринял попытку бежать из Сибири. Попросил у хозяйки хлеба, оделся во всё, что было, и пешком в трескучий мороз, преодолев замёрзшую Ангару, отправился в путь. На следующие сутки с отмороженными ушами и носом добрался до уездного городка Балаганска. Но дальше бежать не смог – вернулся в Новую Уду. èèè

И всё-таки уже в январе 1904 года Джугашвили бежал. Местный крестьянин, с которым он заранее договорился, благополучно отвёз его по зимней дороге на железнодорожную станцию Тыреть, где тот сел в поезд, проехал негласно по всей России, в феврале добрался до Закавказья и с новой кличкой Коба вновь включился в подпольную работу.

Прошло с того времени целых 30 лет, в стране сменился общественно-политический строй, бывший ссыльный стал первым лицом государства. Однажды престарелая жительница далёкого сибирского села Новая Уда Марфа Ивановна Литвинцева пришла в местный сельсовет и впервые увидела на стене небольшой портрет этого первого лица. Присмотревшись поближе, она сказала: «Я его знаю, у меня он жил…» Вскоре здесь организовали музей. Он разместился в деревянном здании – в прошлом пересыльной тюрьме. Среди экспонатов в нём были подарки от Генерального секретаря ЦК ВКП (б), председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина. И, конечно, его большой портрет.

«Что мне нравится здесь у вас – это задор на лицах»

Советский Союз, пришедший на смену Российской империи, только на 32-м году ​своего существования с официальным дружественным визитом направил партийно-правительственную делегацию в одну из соседних стран – Китайскую Народную Республику. Заметьте, это уже после смерти Иосифа Виссарионовича, который в ранге главы государства сам лишь дважды выезжал за границу: на Тегеранскую (Иран) в ноябре 1943 года и Потсдамскую (Германия) в июле 1945 года конференции лидеров трёх держав – СССР, США, Великобритании, а так лишь своему заместителю по иностранным делам В.М. Молотову поручал осуществлять поездки за рубеж.

Цитирую «Восточно-Сибирскую правду» за 2 ноября 1954 года: «Советская правительственная делегация, находившаяся в Китае в связи с празднованием пятой годовщины со дня провозглашения Китайской Народной Республики, возвратилась в Москву. Первый секретарь ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР Н.С. Хрущёв, первый заместитель председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганин и заместитель председателя Совета Министров СССР А.И. Микоян по пути в столицу посетили город Владивосток, Сахалинскую область, Советскую Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Читу. В Иркутске они ознакомились со строительством гидроэлектростанции, а также с работой промышленных предприятий города».

Есть свидетельства о том, что помимо областного центра гости побывали в закрытом городе Ангарске. В книге воспоминаний секретаря партийного комитета Ангарского нефтехимического комбината П.А. Подругина читаем: «Для встречи с гостями мы выстроились у входа в управление и ждали приближения автомашин. Из первой машины вышли Хрущёв и первый секретарь обкома Хворостухин, затем остальные.​ Пригласили их в кабинет начальника комбината Финенко. Директор рассказал о комбинате, чувствовалось его волнение. Больше всех вопросов задавал Булганин, а Хрущёв в заключение сказал о необходимости ускорить строительство комбината, жилья и объектов соцкультбыта».

А вот этот эпизод едва не закончился трагически. Дело было к вечеру, когда кортеж машин после знакомства со строительством Иркутской ГЭС на полном ходу приблизился к тому месту, где отсыпка плотины ещё продолжалась и внизу бушевала Ангара. И тут каким-то невероятным прыжком путь переднему автомобилю, в котором находился лидер государства, отрезал сам начальник сооружений плотин и каналов строительства станции. Резко заскрипели тормоза, хлопнула дверца, из салона вышел Никита Сергеевич и сердито спросил: «Кто ты такой?» Потом подошёл к обрыву, посмотрел вниз и сокрушённо покачал головой. Отлегло на сердце и у тех, кто находился рядом…

Пять лет спустя – 8 октября 1959 года – первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущёв проездом из той же Китайской Народной Республики вновь ступил на иркутскую землю. Уже на площади у аэропорта его встречали тысячи жителей областного центра. Втроём с первым секретарём обкома партии С. Щетининым и председателем облисполкома А. Гриценко они сели в открытую автомашину и направились в город. Улицы, по которым двигался кортеж, были переполнены ликующим народом. «Спасибо Вам, Никита Сергеевич, за Ваш неустанный труд в деле укрепления мира!» – такой лозунг встретил гостя при въезде в посёлок ГЭС. Он спустился в машинный зал, задавал вопросы, и ему подробно отвечали. После этого руководитель страны вернулся в аэропорт и оттуда вылетел в Братск. Там кортеж с ним сразу двинулся к Падунскому сужению, где возводилась ещё более мощная станция ангарского гидроэнергетического каскада. С разных точек Никита Сергеевич осмотрел её строительство, и везде его приветствовали люди. Особенно продолжительной оказалась беседа у коттеджа, где высокий гость остановился на отдых. «Что мне нравится здесь у вас – это задор на ваших лицах», – поделился он в беседе с собравшимися.​ ​ ​ ​

Ещё через два года Братская ГЭС дала промышленный ток. На это событие в город специальным поездом из Новосибирска опять прибыл Н.С. Хрущёв. После того как ему доложили, что первый самый крупный в мире гидроагрегат мощностью 225 тысяч киловольт готов к выдаче электроэнергии, и попросили поставить его под нагрузку, первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров страны подошёл к пульту управления агрегатами и повернул регулятор. Станция-гигант была пущена в эксплуатацию.

«Надо учиться работать ритмично, без рывков, без срывов»

Леонид Ильич Брежнев впервые посетил Прибайкалье в декабре 1960 года. Как член Президиума ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР, он сопровождал находившуюся в нашей стране партийно-правительственную делегацию Китайской Народной Республики во главе с председателем КНР, заместителем председателя ЦК Компартии Китая Лю Шао-ци. Высоких гостей на всём пути следования из аэропорта в отведённую резиденцию тепло приветствовали тысячи иркутян, собравшихся на ярко освещённых улицах города.

На следующий день Л.И. Брежнев и Лю Шао-ци побывали на ГЭС, осмотрели машинный зал и зал пульта управления станции, при выходе из здания долго любовались панорамой Ангары. После торжественного приёма, кратких отдыха и знакомства с Байкалом делегация КНР отбыла к себе домой, а наше второе лицо государства остался в Иркутске. Он совершил прогулку по городу, съездил на машиностроительный (авиационный) завод, где беседовал с рабочими, специалистами, руководителями, высказал ряд замечаний и предложений. Потом были Братск, знакомство со строительством гидроэлектростанции, в разных местах разговоры со строителями и монтажниками.​ ​

Прошло 14 лет, и уже в должности генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич по пути из Владивостока в Улан-Батор на празднование 50-летия образования Монгольской Народной Республики сделал остановку в Иркутске. На поле аэропорта его приветствовали другие участники предстоящей поездки – член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев, первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Т.У. Усубалиев, заместители председателя Совета Министров СССР И.Т. Новиков и И.В. Архипов, первый секретарь Иркутского обкома КПСС Н.В. Банников. Глава государства был в хорошем настроении, поведал собравшимся о состоявшейся в районе Владивостока встрече с президентом США Дж. Фордом, на которой было подписано советско-американское заявление о намерении заключить новое соглашение по ограничению стратегических ядерных вооружений. «Могу твёрдо вас заверить в том, что в ближайшие тридцать лет войны не будет», – сказал он, и эти слова присутствующие встретили овацией.​ ​

Возвращаясь на родину, Л.И. Брежнев снова сделал остановку в нашем городе. Его встречали члены бюро обкома КПСС, министр Гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев, командующий войсками Забайкальского военного округа П.А. Белик. Беседуя с ними, он остановился на некоторых сторонах внутренней жизни страны, руководители области рассказали о трудовых делах иркутян.​

Весной 1978 года Леонид Ильич отправился из Москвы в длительную поездку на поезде по крупнейшим городам Сибири, Дальнего Востока, и 2 апреля его встречали жители Иркутска. В сопровождении члена Политбюро ЦК КПСС, министра обороны СССР Д.Ф. Устинова он снова посетил авиационный завод, общался с работниками предприятия, интересовался оснащённостью цехов современным оборудованием, условиями труда, заработками рабочих, обеспечением жильём. Ознакомился с выпускаемой продукцией, присутствовал на лётных испытаниях самолётов. Тогда на заводскую сборку встал новейший боевой истребитель-бомбардировщик МиГ-27, и как раз за его испытаниями он наблюдал. В заключение, глядя на 40-летнего спортивного вида директора завода В. Максимовского, Брежнев растрогался и сказал: «Вот какие сыны нужны Родине!»

Высокий гость провёл совещание с членами бюро обкома КПСС и в своём выступлении дал анализ работы областной партийной организации, высказал целый ряд предложений и критических замечаний. Из них самое главное: «Научиться работать ритмично, без рывков, без срывов».

Окончание в следующем номере «ВСП»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры