издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Старик весь белый-пребелый с длинной бородой…»

Новогодняя коллекция Музея истории города Иркутска

Около 900 ёлочных украшений из самых разных материалов хранятся в фондах Музея истории г. Иркутска имени А.М. Сибирякова. В их числе целый «отряд» Дедов Морозов из 20 фигурок, 9 из которых – производства Иркутской фабрики игрушек, работавшей в городе с 1957 года. А ещё – маленькая фигурка Деда Мороза ручной работы из коллекции иркутянки Елены Черепановой. Она сохранила и рождественские открытки, которые принадлежали её тётушке Татьяне Кузнецовой, что служила воспитательницей в Первой женской Хаминовской гимназии в начале ХХ века.

– Фигурки Деда Мороза, наверное, были в каждой семье Иркутска, – говорит старший научный сотрудник Музея истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова Ольга Чернявская. – По традиции Дед Мороз был в длинной шубе и шапке, с окладистой бородой, с мешком и посохом в руках. Образ его восходит к языческому обожествлению Мороза. На огромной территории, где полгода стоят морозы, люди стали обращаться к природному явлению, словно к живому существу. Так родились образы Карачуна, Мороза, Трескуна и Студенца, а затем уже в 19 веке благодаря писателям появился образ Деда Мороза, который существует до сих пор. В 1838-м, по другим данным – в 1841 году, был напечатан сборник князя Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея», в его сказке «Мороз Иванович» и появился образ Деда Мороза как сказочного героя, творящего чудеса, поощряющего детей за добрые дела и наказывающего ленивых.

В 1856-м вышли труды Александра Афанасьева о русском фольклоре. В этом сборнике есть русская народная сказка «Морозко», что свидетельствует о наличии образа Деда Мороза в русском фольклоре как духа-повелителя зимы и холода.

Вместе с тем появление на русской ёлке и под самой ёлкой фигурки Деда Мороза, как считает автор книги «История ёлочной игрушки» Алла Сальникова, – это сочетание западноевропейской религиозной традиции и русского фольклора. Идея ёлки и сопутствующих ей сказочных персонажей принадлежит протестантам, традиция празднования Рождества вокруг ёлки возникла во времена Реформации и принадлежит Мартину Лютеру. А уже позже её подхватили во многих странах мира. В западноевропейских странах хорошо известен такой персонаж, связанный с циклом новогодних детских праздников, как Святой Николай, в Новом Свете он превратился в Санта-Клауса. А у нас – литературный Мороз, Мороз Иванович, Морозко. Обращение в России к фигуре Мороза говорит о том, что к концу 19 века русская ёлка стала более светской, и наряду с вертепом, рождественским религиозным символом, в новогоднем пантеоне поселился и Дедушка Мороз. Вот так в рассказе К.М. Станюкевича «Ёлка» (1880 год) описывает нищий мальчик-сирота увиденную им в витрине шикарного магазина на Невском ёлку: «Большущая… А под ей старик весь белый-пребелый с длинной бородой… А на ёлке-то, дяденька, видимо-невидимо всяких штучек…»

Ещё в 1860 году в литературе появился образ Снегурочки, тогда Григорий Данилевский опубликовал вариант русской сказки об ожившей снежной девочке. А уже в 1873 году в «Весенней сказке» Александра Островского появляется Снегурочка в статусе помощницы Деда Мороза.

– В первом десятилетии ХХ века окончательно складываются образы Деда Мороза, Снегурочки, Метелицы, которые стали активно участвовать в праздновании как Рождества, так и Нового года, – рассказывает Ольга Чернявская. – В 1903 году в журнале «Малютка» были напечатаны стихи Раисы Кудашевой «В лесу родилась ёлочка», где Мороз снежком укутывал ёлочку, чтобы согреть её. А два года спустя Леонид Бекман написал музыку к стихотворению, и песня «В лесу родилась ёлочка» стала своеобразным гимном Нового года на все времена.

При этом в первые годы советской власти само Рождество и сопутствующие ему ёлки были под запретом. Известна знаменитая фотография детей с транспарантами: «Родители, не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и ёлку!» Ёлки ставили тайно, по домам ходили специальные комиссии, которые смотрели, чтобы в квартирах хотя бы партийных ёлок не было. Но идеология сменилась, и в декабре 1935 года власти приняли решение о проведении ёлок уже нового, советского формата. И Дедушка, дарящий новогоднюю сказку, оказался как нельзя кстати. Дело в том, что не сразу он оформился как главный новогодний персонаж. На роль главного героя новой, советской сказки пробовали в 1936 году и Лешего, и Петрушку, и Зайчика. Но победили старый добрый Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Естественно, тема Рождества была закрытой, однако у ёлки занял своё место советский Дед Мороз, когда-то придуманный писателями 19 века. Возник новый коллективный ритуал праздника вокруг ёлки под лозунгом: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». На каждой ёлке славили Сталина. Прошло совсем немного времени, и все уже считали, что Дедушка Мороз был у ёлки «всегда».

Дедушки в ассортименте

«Деды Морозы – традиционная фигура в ассортименте ёлочных украшений, – обстоятельно сообщал советский «Товарный словарь» уже в 1957 году. С момента разрешения ёлки прошло чуть более 20 лет. – Добродушный и весёлый, он почти всегда изображается несущим в одной руке или на плече ёлку и мешочек с подарками, а в другой – суковатую стариковскую палку-посох». Деды Морозы в те времена были всех размеров: от миниатюрных, ростом 10–15 сантиметров, до огромных – не менее 75 сантиметров. Практически метровая фигура. Тело дедушки делалось на основе каркаса из дерева или проволоки, к верхней части прикреплялась голова или «маска». Вся конструкция обволакивалась стружкой, мятой бумагой и серой ватой. Клеили вату на картофельный крахмал. Затем одевали Деда Мороза в «дублёный полушубок» из креповой бумаги или ткани. «Шапка обычно делается пышной, с верхом в цвет шубе», – писали в «Товарном словаре». Лицо было обычно готовым, но иногда требовало и раскраски. Вся конструкция крепилась на фанерной подставке. Точно так же делали Снегурочек, лыжников, конькобежцев. Были в советском ассортименте дедушки из прессованных опилок и отлитые из бумаги на вакуумных установках. Дедов Морозов из ваты красили анилиновыми красками, посыпали специальным составом из толчёного стекла с закрепителем, состав был специально утверждён Госсанинспекцией. Он придавал фигурке снежный блеск, но при этом был безопасен для детей. Каждый Дедушка из ваты пропитывался огнестойким составом, чтобы не случился пожар. èèè

В фондах Музея истории Иркутска хранятся около 900 ёлочных украшений из разных материалов. В том числе 20 фигур Деда Мороза, сделанных на разных фабриках нашей страны. «Для нас интерес представляют 9 фигур Иркутской фабрики игрушек, которая работала в городе с 1957 года и выпускала деревянные и мягкие набивные игрушки, в том числе и фигуры Деда Мороза и Снегурочки, – рассказывает Ольга Чернявская. – В 1974 году фабрика была преобразована в «Базовое опытное предприятие по производству игрушек», в 1980-х годах на нём работали 160 человек. В 1992 году постановлением главы Иркутской области предприятие было преобразовано в акционерное общество «Фея», которое ликвидировалось в 1999 году в связи с финансовыми трудностями». Так закончилась история иркутских Дедушек Морозов. Однако музей сохранил фигурки, и они до сих пор радуют глаз. Деда Мороза и Снегурочку, выпущенных на Иркутской фабрике игрушек в 1970-х годах, подарили музею Наталья Лунькова и Александр Маджаров.

В 2003 году в музей по завещанию была передана коллекция семьи Елены Викторовны Черепановой. В числе других предметов оказался и Дед Мороз, собранный из самодельной глиняной фигурки, на которую прикрепили вату, придав ей вид шубки, шапки, рукавиц, и ёлочные игрушки. Этот крошечный Дедушка бережно хранился в семье десятки лет и сейчас стал частью новогодней коллекции Музея истории Иркутска.

С ватными Дедами Морозами связаны самые тёплые, сокровенные воспоминания взрослых. Мешочки в руках ватных волшебников привлекали детей. Многие ребятишки вспоминали, как их манила фигурка под ёлкой. И толкала на совершение ёлочного преступления: ребятишки потрошили мешочек сказочного деда, думая, что там лежит крошечный подарок. Каково же было разочарование, когда в руках оставались только кусочки ваты, а мама с папой уже входили в комнату…

«У нас был ватный дедушка на фанерной подставке. Когда его купили, меня он очень интриговал, – вспоминает иркутский орнитолог Игорь Фефелов. – То, что в мешочке у него нет ничего интересного, было очевидно. Но сам корпус дедушки соблазнительно похрустывал и очень напоминал по форме бумажный кулёк с конфетами. И мысли «нет ли внутри Деда Мороза какого-то подарка?» меня, помнится, несмотря на всю свою абсурдность (ну ребёнку уже совсем не три года было), иной раз посещали».

В семье директора астрономической обсерватории ИГУ Сергея Язева был дедушковый батальон. «Мы всегда ставили живую ёлку – в большом оцинкованном тазике её укрепляли кирпичами, которые отец извлекал откуда-то раз в год, и наливали воду, – рассказывает Сергей Арктурович. – А под ёлкой стояли несколько Дедов Морозов. Бабушка их именовала «старый Дед», «древний Дед» (так я узнал слово «древний») и «новый Дед». «Древний Дед» был самый старый: ватный, белый, запылённый, и помыть или почистить его было уже невозможно. Был он, помнится, крупный – высотой сантиметров сорок. Второй Дед, который был просто «старый», на самом деле был поновее и почище, с мешком подарков в руках. А «новый Дед» был пластмассовый, в голубом тулупе, пустой внутри, тоже довольно крупный. Помнится, потом появились какие-то мелкие Деды, и под ёлкой собиралась целая компания разномастных Дедов Морозов. Я подозреваю, что «древний Дед» был ещё довоенный, его бабушка, вероятно, привезла из Москвы».

Между тем известно, что своих Дедов Морозов выпускали до войны и в Иркутске. В 1938 году иркутская промышленная артель «Культпромкомбинат» открыла цех ёлочных украшений. Если вы пойдёте полюбоваться на Купеческий сквер, на резной Дом Европы, то знайте, что это ещё и «самая новогодняя» точка старого Иркутска. Здесь, в доме № 85 на углу улиц Декабрьских Событий и Фридриха Энгельса, был первый цех ёлочных украшений «Культпромкомбината». В 1939 году артель выпускала более 1,6 тысячи украшений, в их числе были и большие Деды Морозы.

Иркутянин Евгений Васильев вспоминает, что в его семье была самодельная железная тренога для ёлки, которая обкладывалась ватой. До сих пор ёлочные игрушки в его семье хранятся в старом прадедовском сундуке. «По словам матери, прадед раньше в нём хранил водку, – рассказывает Евгений. – Сундук запирался на висячий замок при прадеде, а мы его просто завязывали марлевым жгутом или верёвкой. На ёлку вешалась старая даже для того времени гирлянда с маленькими лампочками, как из обычного фонарика на батарейках. Игрушки на ёлке были разные: крупные цветные шары из толстого стекла, различные фигурки на петельках или прищепках, ватные игрушки, из них помню двух птиц – сову и ещё какую-то экзотическую, наподобие большой колибри. На макушку ставилась большая стеклянная шикарная звезда с бусинами и всякими стекляшками. Она живая до сих пор, хотя уже в плохом состоянии, как и птицы. Но моими самыми любимыми тогда игрушками были картонные животные: ёжики, кораблики, лиса с Колобком, медведь, ягодки, попугай. Самый лучший – маленький стеклянный домик из жёлтого стекла, запорошённый снегом. К сожалению, он давно уже разбился. В нём и жил Дед Мороз и оттуда приходил в дом. Дед Мороз и Снегурочка были из пенопласта, шубы у них почему-то были окрашены в жёлтый цвет, и вид у них был потасканный, но я их, конечно, всё равно любил».

Новогодняя карточка

В коллекции Елены Черепановой, переданной в музей, были и новогодние, рождественские открытки, подписанные её тётушке – Татьяне Георгиевне Кузнецовой. Она служила воспитательницей в Первой Хаминовской гимназии в начале 20 века. По рассказам Елены Викторовны, когда случился пожар в их доме, Татьяна Георгиевна спасала открытки от своих учениц. Новогодняя открытка – непременный спутник праздника с начала 20 века. В 21 веке мы часто предпочитаем электронные поздравления, но бумажная открытка до сих пор сопровождает новогодние подарки. А ведь история эта не такая уж и далёкая. Российские открытки с новогодними сюжетами появляются только в начале 20 века. Создателями их называют Николая Каразина и Фёдора Беренштама. «Распространению открыток с отечественным Дедом Морозом мешала цензура, особенно церковная, – говорит Ольга Чернявская. – Длительный процесс получения церковного разрешения привёл к тому, что издатели закупали открытки в Германии, Франции, Швеции. Поэтому мы видим иностранные открытки, только с поздравлениями на русском языке. Постепенно и иностранные производители стали печатать открытки на русскую тематику – деревенские пейзажи, городской быт. В создании открыток участвовали и знаменитые художники Николай Рерих, Константин Маковский». Позже, в советское время, когда ёлки уже были разрешены, нужно было быстро создавать визуальный ряд, поэтому частные фотографические салоны нередко перепечатывали дореволюционные открытки с Дедушками и даже делали на них надписи, соответствовавшие уже новому времени. Пока Дед Мороз не появился на собственной печатной продукции, вошёл в фильмы и мультфильмы той поры.

Сегодня в России Дед Мороз и вся его новогодняя свита переживают новое рождение. Создана и работает резиденция Деда Мороза в Великом Устюге, по стране при поддержке РЖД курсирует «Поезд Деда Мороза», в каждом регионе есть собственный фольклорный персонаж, так или иначе берущий на себя функции сказочного Деда: ямальский Ямал Ири, карельский Талве Укко, Сагаан Угбэн из Бурятии. Появились территориальные «дублёры» главдедушки – Байкальский Дед Мороз, Кузбасский Дед Мороз, Дед Трескун… Живут в России и принимают гостей несколько видов Снегурочек, Метелица, Матушка Зима. Всё это персонажи, которые созданы музеями, туристическими центрами по всей стране. Получается, что вместо одной новогодней сказки с Дедушкой Морозом и Снегурочкой сегодня в России появилась целая новогодняя вселенная.

Выставка Дедов Морозов будет работать до конца января 2024 года в одном из подразделений Музея истории Иркутска – Музее городского быта (ул. Декабрьских Событий, 77).

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры