издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Байкальский талисман: богатство культур и традиций

  • Автор: Лора Тирон, Фото: Анатолий Бызов, Светлана Светлакова

Сегодня представить событийный календарь Иркутска без Международного фестиваля национальных театров «Байкальский талисман» очень сложно. Яркой нитью вошёл он в культурную программу города и региона, и уже в третий раз продолжает открывать иркутянам и гостям столицы Приангарья лучшие спектакли театральной России и зарубежья.

III Фестиваль намного расширил театральную географию, и на этот раз желание участвовать в «Байкальском талисмане» выразили более 50 коллективов, из которых в  афишу вошли 20 лучших спектаклей театров из Китая, Монголии, Беларуси, Армении, Хакасии, Калмыкии, Башкортостана, Бурятии, Республики Алтай, Санкт-Петербурга, Севастополя, Барнаула, Тольятти, Черемхово, Братска. В фестивале приняли участие и иркутские театры: академический драматический им. Н.П. Охлопкова, музыкальный им. Н.М. Загурского, городской театр народной драмы под руководством М. Корнева, театр кукол «Аистёнок», вне конкурса — театральное училище им. В.К. Венгера со спектаклем «Огниво» Андерсена, и на правах встречающей стороны и хозяев фестиваля — ТЮЗ им. А. Вампилова.

Два прошедших фестиваля задали высокую планку, приглашая участников и зрителей к серьёзному разговору, к размышлениям о сегодняшнем дне, о быстро меняющейся жизни, о месте человека в ней. Фестиваль — это не только площадка для просмотра спектаклей, но и создание особого пространства для искреннего и заинтересованного общения.

Приветствуя фестиваль, министр культуры Иркутской области Олеся Полунина сказала: «…Байкальский талисман» это больше, чем просто фестиваль, это уникальная платформа для поддержки и развития национальных театров, возможность для коллективов обменяться опытом и найти новые пути развития…»

«Байкальский талисман» является победителем конкурса Президентских грантов в области культуры, искусства и креативной индустрии, поддержан правительством и министерством культуры Иркутской области, а также Президентским фондом культурных инициатив. Организаторы мероприятия — ТЮЗ им. А. Вампилова и Фонд развития русской культуры. Генеральный спонсор – Иркутская нефтяная компания.

Язык художественного высказывания фестивальных спектаклей был самым разным:  по форме, по стилистике, по заявленным темам, по мастерству, по степени донесения режиссёрской мысли. Много постановок были посвящены 80-летию Победы, много спектаклей — на основе национальных традиций, эпоса во всей его загадочности и величии, фольклора, литературы и культуры народов ближнего и дальнего зарубежья, и это —  основная тема фестиваля.

Впервые иркутские зрители увидели очень популярный в Китае Большой театр Шуньи из Пекина с программой «Марионетки», которая состояла из разножанровых театральных и музыкальных сцен. Артисты искусно работали с куклой, играли на национальных музыкальных инструментах, пели, танцевали, показывали цирковые номера,   демонстрировали зрителям всю богатую древнюю китайскую культуру.

Национальный молодёжный театр им. Мустая Карима (г. Уфа, Башкортостан) показал спектакль «Радость нашего дома», поведав трогательную историю о славянской девочке Оксане, во время Великой Отечественной войны попавшей из Украины в далёкое башкирское село, где она обрела вторую семью и друзей. Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева привёз философскую притчу о «Царь-рыбе» В.Астафьева, в которой вскрываются глубокие человеческие истины о добре и зле, о том, что человек перестал ценить тот мир, в котором живёт, и о том, как мы разобщены друг с другом. А Хакасский Национальный драматический театр им.А.М. Топанова (г. Абакан) главным героем спектакля «Той Дым» по пьесе Татьяны Майнагашевой «Тайна семи дев» сделал  прекрасную  Хакасию, показав её землю, людей, традиции, самобытность.

Севастопольский ТЮЗ покорил спектаклем «Суворов — наука побеждать», погрузив зрителей в увлекательное и захватывающее путешествие во времени: из Севастополя XVIII века в Ленинград XX века, из Петергофа елизаветинской эпохи на плац Константиновской батареи наших дней.

Написанный Чеховым рассказ «Каштанка» о феноменальной собачьей верности до сих пор вызывает вопросы и размышления. Молодёжный театр Алтая им. В.Золотухина (г.Барнаул) представил свою, театрально-цирковую и одновременно лирически-трогательную версию прочтения этого рассказа. Брестский академический театр драмы им. Ленинского комсомола из Республики Беларусь показал пронзительную драматическую балладу « Не покидай меня» А.Дударева о героических молодых девчонках, вставших на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны.

Драматический театр Братска показал проникновенную и трогательную историю «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе о взрослении мальчика Зурико из живописного села в Грузии, о его друзьях и родных, в которой переплелись и радость, и печаль. Актёры Черемховского драматического театра им. В.П. Гуркина заворожили зрителей красивой  сказкой «Гуси-лебеди», которая погрузила зрителей в мир древней, языческой Руси. Ироничную пьесу о любви «Семь жён Синей Бороды» А.Володина показал театр музыкальной комедии им. А.Пароняна из Армении (г.Ереван), а ТЮЗ «Дилижанс» из Тольятти рассказал пронзительную историю о семилетнем мальчике, о его непростом взрослении.

Монгольский государственный театр кукол г. Улан-Батора привёз уникальный по исполнению спектакль «Морин хуур», созданый по мотивам легенды «Хухо Намжил», о том, как появился монгольский народный инструмент морин хуур. Именно этот спектакль выбрали ребята из детского независимого жюри «Оранжевый ёжик» чтобы вручить театру  награду, специальный приз — «Серебристого омулька».

Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева (г. Улан-Удэ) привёл в восторг зрителей работой актёров, изумительной сценографией и глубиной прочтения бессмертного произведения Ч.Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Сюжет  пронизан легендами и мифами северных народов, а также извечным мотивом о человечности, милосердии и героизме. Спектакль набрал наибольшее количество голосов экспертного совета, став победителем III Фестиваля и удостоившись приза — «Серебряной маски».

Калмыцкий государственный театр кукол «Джангар» (г.Элиста) «пропел», если можно так сказать, настоящую героическую песнь — оду своим героям из калмыцкого эпоса. Своим спектаклем они протянули нить от уроженцев Калмыкии, народных героев разных эпох до воинов современности.

Организатор фестиваля – ТЮЗ им. А.Вампилова — показал спектакль «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвиге героев Краснодона, о их бесстрашии и яростном сопротивлении фашизму, о комсомольцах, вставших на защиту Родины в годы войны и стойко сражавшихся за юношеские идеалы, за свою землю.

Высокую постановочную и исполнительскую культуру показал Национальный драматический театр им. П.В.Кучияк из Горно-Алтайска. Их спектакль «Кабай» (в переводе – «Колыбель») создан по мотивам романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день». В основе работы — легенда о манкурте, человеке, попавшем в рабство, насильно лишённом памяти, потерявшем связь с прошлым, со своей землёй, со своим народом. В спектакле частная история вырастает до символа, до легенды. История о личной ответственности, и о том, что потеряв корни, истоки, свою генетическую память, человек сравним с роботом, не имеющим души.

Иркутские театры представили детские спектакли: драматический им. Н.П. Охлопкова — поучительную, с яркими костюмами, весёлую сказку «Варвара–краса, длинная коса» В.Жуковского, музыкальный им. Н.М. Загурского – захватывающий семейный мюзикл «Волшебник изумрудного города» Е.Загот, городской театр народной драмы — сказку о любви и преданности «Аленький цветочек» С.Аксакова, театр кукол «Аистёнок» —  спектакль в жанре вестерна «Братец Кролик и Братец Лис» Дж. Харриса.

Очень сложно рассказать подробно обо всех спектаклях в одной статье. Их было много, разных и интересных, и очень трудно было выбрать один, самый-самый. И подводя итоги, можно отметить главное их достоинство, заключающееся не во внешних атрибутах, не в изощрённой современной технологии, а в мощной артистической энергетике, в традициях и истоках национальных культур.

У зрителей была прекрасная возможность почувствовать дух и индивидуальность каждого приехавшего коллектива, окунуться в атмосферу национального театра. Все дни фестиваля работал экспертный совет. Его председатель — Валерий Хайрюзов (Москва) — прозаик и драматург, Почётный гражданин Иркутской области, секретарь Союза писателей РФ; члены экспертного совета — Валерий Зиновьев (Санкт-Петербург) – актёр, режиссёр, театральный педагог, профессор, Почётный работник образования России; Александра Никитина (Москва) — театральный педагог, театровед, кандидат искусствоведения, доцент; Ольга Игнатюк (Москва) – театральный критик, кандидат искусствоведения; Елена Стрельцова (Москва), театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения, член Чеховской комиссии РАН; Лора Тирон (Иркутск), театральный критик, член Союза журналистов РФ, руководитель литературно-драматургической части ТЮЗа им. А.Вампилова.

Все спектакли фестивальной программы, будучи разными по форме, художественному языку и стилю, вызывали интерес зрителей и экспертов, которые по окончании каждого спектакля проводили обсуждения увиденного.

Гости и участники фестиваля смогли увидеть Байкал, съездить на экскурсии по городу, в музей деревянного зодчества «Тальцы», а вечером — встретиться на великолепных зажигательных актёрских капустниках, где каждый приехавший театр мог показать свои «домашние заготовки» и импровизации.

В дни фестиваля в фойе ТЮЗа перед спектаклями национальные культурные объединения разворачивали выставки, проводили мастер-классы, демонстрировали свои вокальные и хореографические таланты.

На протяжении десяти дней участники фестиваля были погружены в многоцветный, многоликий  и многоязычный мир национальных культур: русской, белорусской, китайской, армянской, калмыцкой, хакасской, горно-алтайской, монгольской, бурятской,  башкирской.

Фестиваль принимал приехавших гостей из ЛНР – директора Луганского академического русского драматического театра им. П.Луспекаева, заслуженного деятеля искусств РФ Галину Михайлюк-Филиппову, из ДНР — генерального директора Донецкого академического молодёжного театра Владислава Слухаенко, из Херсонской области — директора Херсонского русского академического музыкально-драматического театра, заслуженного деятеля искусств РФ Ружену Рублёву и заместителя директора этого же театра Викторию Малыга, которые, уезжая, благодарили фестиваль за сибирское гостеприимство, за радость общения и удовольствие от просмотра спектаклей.

В рамках фестиваля прошла «Режиссёрская лаборатория». С 28 мая по 2 июня пять режиссёров из разных республик и городов России: Антон Свит – г.Санкт-Петербург, Эмма Иришева — Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Максим Астафьев – г.Барнаул, Тимур Казнов — Республика Хакасия, г.Абакан, Виталий Дьяченко – г.Владивосток  приняли участие в создании эскизов спектаклей по современной драматургии на подростковые и молодёжные темы, в которых были заняты артисты ТЮЗа. Это был очень интересный процесс поисков формы, смыслов, театрального языка. Автор лучшего отрывка, а им стал режиссёр Виталий Дьяченко, работавший над эскизом по пьесе А.Житковского «Горка», приглашён в ТЮЗ на постановку полноценного спектакля, он будет показан на следующем фестивале. Но и другие четыре отрывка понравились экспертному совету, и были так  хороши, что было решено предложить поставить их в календарный репертуарный план театра, и позже пригласить этих режиссёров для постановки.

На закрытии фестиваля зрителей ждал сюрприз, подготовленный председателем оргкомитета «Байкальского талисмана», директором и режиссёром ТЮЗа им. А.Вампилова Виктором Токаревым. Был показан совместный спектакль, созданный по ранним рассказам А.Вампилова — «Мы бежали от заката». В спектакле были заняты не только актёры Иркутского ТЮЗа, но и театра «Джангар» из Калмыкии, Севастопольского ТЮЗа,  Национального молодёжного театра Республики Башкортостан и др. Очень органично и естественно они вошли в ткань спектакля, произнося текст Вампилова на русском, а временами — на родном языке, и зрителям это было понятно без перевода.

За десять фестивальных дней зрители увидели множество ярких театров, говорящих на разных языках, живущих в разных странах, но которых объединяет творческое содружество, сохранение этнокультурного и языкового многообразия народов.

III международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман» оставил яркие впечатления и добрые воспоминания у всех, кто побывал на его спектаклях.  Этот уникальный культурно-просветительский проект живёт и продолжает свою историю.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры