издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не мытьём, так катаньем

Негуманитарные заметки о гуманитарном

10 лет я возглавляю в Иркутске городскую комиссию по топонимике и увековечению известных в городе людей и событий. Структура это общественная, но созданная городскими властями и имеет право «ключа» к вопросу установки мемориальных досок и наименования улиц, скверов и площадей, и право одного из двух «ключей» по установке в Иркутске скульптур и памятников.

В составе нашей комиссии историки, педагоги, библиотекари, целый академик архитектуры, руководители муниципальных бюджетных учреждений, деятели культуры, депутаты Думы и небольшое количество доброжелательных и умных чиновников мэрии.

Я полагаю работу в составе комиссии долгом перед Иркутском, уверен, что это мнение разделяют и мои коллеги. Разумеется, и экспертиза, и обсуждение, и ответственность, которые мы берём на себя, не подразумевает никакой оплаты. Даже почётной грамоты за это многолетнее волонтёрство никому не досталось.

За многими решениями хоть и бывали «невидимые миру слёзы», но в целом они были разумны, прозрачны и воспринимались органами местного самоуправления, как должное.

Всё когда-то происходит впервые, и в этом году возникла инициатива, рассмотрение которой шло максимально некомфортно.

Советский министр, Герой Социалистического труда Александр Ежевский учился и работал в Иркутске, возглавлял здесь предприятия, прилетал сюда и встречался с людьми уже и в 100-летнем возрасте — и, конечно, заслуживает благодарной памяти.

И он не забыт: именем Ежевского названа его «альма-матер», Иркутский государственный аграрный университет. На площади перед главным корпусом ИГАУ стоит прекрасный бронзовый бюст Александра Александровича.

В соответствии с городским Положением, на территории муниципалитета может быть установлен только один памятник одному человеку.

Однако, аграрный университет расположен и в Иркутске и в Иркутском районе, и бюст размещён в посёлке Молодёжный, который де-факто является частью города, а де-юре — района.

Как следствие, комиссия обязана была рассматривать появившееся предложение об установке ещё одного бюста Александру Ежевскому, поступившее, опять-таки, де-юре, от Иркутского Политеха, а де-факто — от бизнесмена и галериста Виктора Бронштейна, почётного гражданина Иркутска. Который финансировал изготовление нового бюста.

Местом размещения, и это было совершенно принципиально для инициатора, выпускника Иркутского Политеха, была названа аллея вдоль технического университета. Подразумевается, что когда-нибудь это будет Аллея иркутских инженеров.

На заседании комиссии было задано несколько резонных вопросов:

1. Не стоит ли вместо ещё одного бюста сделать, например, бронзовый барельеф?

2. Верно ли устанавливать бюст А.А. Ежевскому у Политеха, в котором он отучился только один курс, затем перевёлся и успешно окончил сельхозинститут, в котором затем ещё и работал преподавателем?

Я обратил внимание представителя Политеха, что в Иркутске никак не увековечена память их выдающегося выпускника, фронтовика, дважды Героя Соцтруда, директора Норильского горно-металлургического комбината, секретаря ЦК КПСС по промышленности, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, академика Академии горных наук, кавалера двенадцати орденов Владимира Ивановича Долгих.

В ответ прозвучало, что меценат готов изготовить бюст Ежевского, а не Долгих.

Не буду вдаваться в детали, комиссия рассматривала вопрос на трёх заседаниях, и ничего от обсуждения к обсуждению не добавилось.

Кроме закрепившегося мнения членов комиссии, что наличие кошелька для оплаты бюста не даёт оснований «приватизировать» политику памяти.

Руководство Аграрного университета, в разговоре со мной эмоционально возражавшее против этой инициативы, разговором со мной и ограничилось, на что, безусловно, имело полное право — как возражать, так и промолчать.

В промежутках между заседаниями господин Бронштейн, которому в своё время комиссия помогала в установке бюста его отцу, выдающемуся иркутскому промышленнику, посчитал возможным в оскорбительном и вызывающем тоне комментировать решения комиссии, называя позицию общественников бюрократическими, причём антигосударственными придирками.

После двух отказов г-н Бронштейн обратился напрямую к руководителям города. Как следствие, мэр ещё раз вынес на рассмотрение комиссии этот вопрос. Подчёркиваю, никто полномочия комиссии не проигнорировал. Однако пресс-служба мэрии довела до широкого сведения информацию, что мэр целиком и полностью поддерживает инициативу об установке бюста А.А. Ежевскому у Политеха.

Я с пониманием отношусь к тому, что после вышеизложенного все сотрудники администрации города и руководители муниципальных организаций в составе комиссии проголосовали на третьем заседании «за». Замечу, это дало перевес всего в один голос.

Я выполнил свои обязанности и подписал протокол. Бюст установлен у Политеха.

Не вижу в этом беды, Александр Александрович Ежевский заслуживает бюстов и памяти.

Не могу не оценить и прогресса нравов — хоть бизнесмен и почётный гражданин Виктор Бронштейн вновь не мытьём, так катаньем настоял на своём, но, в отличие от предыдущих лет, когда он развешивал по городу мемориальные доски по своей воле и своему вкусу без всякого согласования, в этот раз хотя бы требования городского Положения были соблюдены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры