издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В симфоническом звучании и хрустальном блеске рождаются «Три сестры»

В Иркутском академическом - всё кипит и клокочет в преддверии новой премьеры. На носу чеховские «Три сестры». Антон Павлович - всегда желанный гость в охлопковской афише. Автор постановки – режиссёр Андрей Шляпин. Это мастер, очень внимательный к идейной сути классического первоисточника, умеет найти для него свежие сценические метафоры, современные ракурсы, неожиданные формальные решения. Так будет и в этот раз. Чтобы по-новому воплотить «самую удачную пьесу» культового автора, выкладываются все службы театра, а у артистов много сил поглощают неспецифические задачи, музыкальные в том числе. Мы решили рассказать читателю о любопытных моментах театральной «кухни», где готовят новое «угощение» для завсегдатаев.

Про симфоническую «приправу» к постановке мы уже намекали в небольшой анонсирующей заметке на сайте театра. Режиссёр признался в желании напомнить нам Прощальную симфонию Гайдна. Музыкальная ткань премьеры – одна из главных её особенностей. Артист Алексей Орлов (II), уже проявивший свой композиторский талант в спектакле «Дети», специально написал для чеховской драмы серьёзную партитуру.

— Всего будет восемь «музык», — рассказывает Алексей. – Я не определял их по жанрам или идеям, они у нас условно называются в соответствии с привязкой к действующим лицам: тема Андрея (скрипка), тема Наташи, тема Чебутыкина (туба), квартет – тема семьи, дуэт Вершинина и Маши, дуэт Тузенбаха и Ирины, военный марш. Тема Ольги будет звучать в антракте. Какие-то музыкальные фрагменты записаны профессиональными симфонистами: скрипачкой Анастасией Рогачёвой из музыкального театра им. Н.М. Загурского, виолончелистом Губернаторского оркестра Константином Зуевым, Евгением Афанасьевым – кларнетистом и дирижёром из Красноярска. Фортепианную партию взял на себя известный в Иркутске виртуоз, худрук театра «Пилигримы» Константин Артамонов. Он же является аранжировщиком моих мелодий. Есть музыкальный текст, который будет звучать со сцены вживую, в исполнении наших драматических артистов – героев пьесы. Чтобы это не превратилось в пресловутый «Квартет» из басни Крылова, два года идут интенсивные музыкальные занятия, в которые мы с головой погружены.

— Несмотря на ваш завидный инструментальный опыт, скрипка – новый для вас персонаж. Как вы с ней «спелись»?

— Конечно, она не далась мне сразу в руки. Может быть, лет через пять удастся приручить… Но на несколько тактов умения пока хватит, — улыбается сочинитель, он же исполнитель роли Андрея.

Скромно отзывается о своих навыках взаимодействия с кларнетом и молодая артистка Екатерина Финк, которая играет Ирину. Свои подступы к духовому «партнёру» она оценивает очень осторожно.

— Уроки ведутся постоянно, регулярно, и живьём, и онлайн, я всё время с педагогом на связи, — рассказывает Катя. – Очень много сложностей, даже технических, механических, не говоря уже о выразительности. Я сама практически не солирую, всё время играю с кем-то ещё, здесь важно чувствовать ансамбль, подстраиваться под остальных. В общем, много-много тонкостей и волнений, конечно. Но я очень рада, что в моей творческой жизни случилась встреча с кларнетом, думаю, мы уже не перестанем с ним дружить. Работа над постановкой принесла мне огромное удовольствие и, думаю, значительный профессиональный рост. Такие разные, крутые задачи, в такой небольшой срок, в таком спрессованном режиме, конечно, мне ещё не приходилось решать.

В театре, видавшем всякие виды, не переставали удивляться, когда в кулуарах вдруг появлялся артист Андрей Винокуров, обвитый тубой, как Лаокоон, или проплывала Анна Берлова с виолончелью, которая кажется тяжелее актрисы…

Но больше всех интриговала и приковывала «зевак» дивной красоты люстра, рождавшаяся «из пены дней» на обширной площадке за Камерной сценой. Артефакт в стиле дворцовых светильников XIX века совсем не похож на бутафорский реквизит. А между тем он изготовлен в недрах мастерских, золотыми руками театральных умельцев. Столяр ТЮЗа им. А.В. Вампилова Сергей Рогов на заказ изготовил причудливый каркас с обширным нижним «канделябром» и гнутыми дугами под «свечи». Глубокими «блюдцами» для них стали обычные туристические походные миски, плафоны начальник цеха осветителей Алексей Раянов лично изготовил из сантехнической трубы. Догадаться об этом невозможно, мы выдаём священные тайны закулисья. Охлопковские бутафоры так мастерски выкрасили изделие бронзовой краской, что оно выглядит  — ни дать ни взять антикварным шедевром после дорогой реставрации. Подвески для «многоуважаемой» люстры заказывали в Гусь-Хрустальном: акриловые гранёные шарики и хрустальные подвески фасона «миндаль». Одного только блеску – на 90 килограммов! Премьера «Трёх сестёр» назначена на 21 ноября, а у люстры-красавицы дебют уже состоялся. На торжественном вечере, посвящённом 175-летнему юбилею театра, она произвела фурор, повиснув над сценой в финальном апофеозе.

Успех её был ошеломительным и заслуженным. Остаётся пожелать успеха и счастливой сценической судьбы новому спектаклю, в который вложено столько труда, фантазии и творческого огня.

На снимках: фрагменты репетиций «Трёх сестёр», финал юбилейного представления «Любимый театр»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры