С Иркутском связанные судьбы - Франк-Каменецкий
Профессор Лев Захарович Франк-Каменецкий, хирург, гастроэнтеролог, доктор медицинских наук, заслуженный врач РСФСР.
Его отец, известный в Сибири профессор-офтальмолог, всю свою жизнь проработал в Иркутске, одна из улиц города названа его именем.
Лев Захарович окончил Иркутский медицинский институт, переехал в Москву и стал работать в клинике В.С. Левита. Он защитил кандидатскую диссертацию перед войной, в первые дни войны был призван в армию, служил на разных фронтах и закончил войну подполковником медицинской службы, главным хирургом 33-й армии генерала Цветаева 1-го Белорусского фронта, участвуя в Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях.
Награждён орденом Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. », «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
Демобилизовавшись, он вернулся в Москву, в клинику Левита, защитил докторскую диссертацию на тему о ваготомии при язвенной болезни, став первым в Советском Союзе хирургом, выполнившим эту операцию. В Сталинабад он приехал в сентябре 1948 г. и возглавил кафедру общей хирургии Таджикского медицинского института в Сталинабаде (Душанбе).
На его лекции приходили студенты старших курсов, уже сдавшие экзамен по общей хирургии – лекции он читал блестяще, был златоустом. Щедро делясь своим огромным опытом, он оживлял изложение интересными примерами, иногда к месту шутил, лекции его слушались с огромным вниманием. Он обладал хорошей хирургической техникой, прекрасно оперировал. Невысокого роста, огромный лоб мыслителя, грустные, всё понимающие глаза, личное обаяние, эрудиция…
Тучи над головой Льва Захаровича начали сгущаться в 1951 г. На кафедру, которой он заведовал, было много претендентов. Посыпались анонимные письма в партбюро. По времени это совпало с началом антисемитской кампании в Таджикистане. Были ошельмованы и изгнаны из института профессора Шапиро, Житомирский, Лядский, доцент Кальштейн и его жена, многие преподаватели.
На заседании партийного бюро Льву Захаровичу предложили альтернативу – уход с заведования кафедрой по собственному желанию или исключение из партии с последующим увольнением из института. Лев Захарович написал заявление и уехал в Москву. Долгое время он был без работы, в конце концов Министерство здравоохранения направило его главным хирургом в Кызыл – по сравнению со Сталинабадом это была ссылка в Тмутаракань.
После смерти Сталина он получил кафедру оперативной хирургии в Витебском медицинском институте. Умер в 1955 г. 53-летним.



