издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Жить на севере» - невероятно музыкально!

Моноспектакль охлопковской актрисы в «Театре пилигримов»

Удивительным спектаклем открылся нынче творческий сезон в экспериментальном «Театре пилигримов». Зрители вновь собрались в камерном усадебном помещении рядом с Музеем декабристов, ставшем краше и теплее после капитального ремонта. И попали, не побоимся такой оценки, на шаманский сеанс. Речь – о моноспектакле «Жить на севере» в исполнении актрисы Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анны Дружининой. Полтора часа погружения в мироощущение жителя холодных краёв, причём, эпохи неолита. Встречи с бескрайностью снегов, беспредельностью вечного внутри себя…

Впрочем, давайте по порядку. Афишное название – не новация иркутского коллектива. Под таким же титулом в Новосибирске идёт постановка в студии творческого развития Константина Хабенского. И так же, как у нас, музыкальную основу фантазийного действа составляют песни автора-исполнителя из Томска Натальи Нелюбовой из альбома «Самана-Кукун», а мифологическую нить – легенды и сказки народов севера. Спектакли очень разные: по фабуле, по жанру, по форме. А название одно. Оно – словно указатель, вектор для концентрации, сказочный клубочек, уводящий зрителя далеко и глубоко. Куда? А ещё точнее – откуда?

Альбом «Самана-Кукун» талантливой томской актрисы и певицы увидел свет 20 лет назад. Он вдохновлён шаманским наследием кулайцев в Западной Сибири. С этим проектом автор и её музыкальная группа стали дипломантами множества фестивалей. Позднее родился проект Натальи Нелюбовой «Безумные сибирские сказки», который покорил Москву, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Диего и Париж. Резонанс этно-джаза и фолк-рока Нелюбовой оказался широким и ошеломительным. И, по-видимому, он продолжается.

С первых минут камерного представления в Доме Волконских стало понятно: зритель попал в капкан невероятных переживаний и мощных стихий, став свидетелем и субъектом целительной внутренней трансформации. Музыка и тексты предстали в своём изначальном магическом проявлении, увлекая в далёкий и одновременно близкий, кровный каждому мир. Из цифровой эпохи, из диктатуры цивилизации, из бешеного сегодняшнего «контента», где мы суетимся «на шаре земном, свирепо летящем, грозящем взорваться…», — вдруг, неожиданно и долгожданно, волшебный вихрь переносит нас в царство природы, фантазии, живой первозданности бытия. Мы – в нашем духовном младенчестве, на заре бронзового века, в космической колыбели, где всё одухотворено. И само великое мироздание, и каждая малая его частица – каждое дерево на снежной равнине, каждый камень на берегу. Здесь встречают нас голоса Зимы, Ветра, аккорды звёздного неба, хрустальной стужи, тихие речи огня в очаге. Здесь обитают Кукушка, бывшая прежде матерью неблагодарных детей, Гусыня – в прошлом самовлюблённая красавица, Серебряный Олень и зачарованный Парус в снежной вышине.

Анна Дружинину «Самана-Кукун» захватил сразу после появления. Тогда будущая артистка ещё училась в театральном училище. Она слушала трансовые музыкальные откровения Натальи Нелюбовой, уносившие вглубь веков, пока они не стали частью её самой. Долгие годы Анна приближалась к их поразительной природе, нащупывая ткань будущего спектакля, кропотливо взращивая в себе вокальные, актёрские и духовные силы для его воплощения. Искала команду, с которой бы удалось осуществить давнюю творческую мечту. И такая команда нашлась. Любимый иркутянами музыкальный коллектив Пилигримов вначале пригласил охлопковскую артистку к участию в своём спектакле «Гроза». Анна Дружинина – обладательница незаурядных вокальных данных, окончила музыкальный факультет ГИТИСа, не раз становилась призёром фестиваля актёрской песни под эгидой регионального отделения СТД. Вместе со своей мамой Галиной Дружининой, певицей народного хора, она заняла второе место во Втором Всероссийском многожанровом конкурсе-фестивале «Парад талантов», исполнив дуэтом русскую песню «Стороною дождь».  Идея постановки по северным мотивам с уникальным музыкальным материалом заинтересовала новых партнёров актрисы. Замысел оформился в законченное сценическое явление.

— Я очень рада, что моя давняя мечта наконец получила воплощение, — рассказывает Анна. – Конечно, наш спектакль увидел свет с благословения автора первоисточника Натальи Нелюбовой. Я с ней связывалась, посылала аудиозаписи, делилась концепцией. Музыкальная ткань в нашей постановке существенно отличается от оригинальной. У нас другой состав инструментов, аранжировками занимался художественный руководитель Пилигримов Константин Артамонов, кстати, мой товарищ ещё по музыкальной школе. У него за плечами Санкт-Петербургская консерватория, богатый композиторский опыт, он большой и яркий музыкант. Режиссёром выступила Анна Агапитова. Мы связали чудесные песни «Самана-Кукун» с четырьмя северными сказочными историями, включили пластические этюды, построили сюжетную последовательность, объединили всё это вокруг образа Шаманки – проводника в этот загадочный мир.

— Как и всякий моноспектакль, «Жить на севере» требует от артиста выкладки на все сто процентов. В данном случае, тебе приходится раскрываться и драматически, и пластически, и особенно вокально. На мой взгляд, музыкальный рисунок постановки очень красив и одновременно очень сложен. Не каждый бы с ним справился.

— У меня нет ощущения, что я совершаю какую-то трудную работу, штурмую какую-то неприступную высоту. Эти песни давно вошли в моё дыхание, в мои клетки. Для меня в радость их исполнять в нашем проекте.

— Эстрадное пение здесь сочетается с фольклорным звукоизвлечением, с элементами горлового пения, местами мы слышим даже голоса природы. Этому нужно учиться. Поделись, как это было?

— У нас в ГИТИСе было направление этнического пения, мне это было очень интересно. Стала экспериментировать. Бурятские, монгольские традиции особенно привлекали. Я много слушала, использовала видеоуроки. Одно фундаментальное занятие взяла в иркутской этно-рок-группе «Шоно».

—  У тебя есть ошеломительный номер – бурятская национальная песня на языке оригинала.

— Эту песню о прекрасном степном скакуне я исполняла на государственном экзамене в ГИТИСе.

— В Кутулике зритель – коренной житель мне сказал, что ты замечательно поёшь и не поверил, что ты не бурятка. Со сцены на стадионе он тебя видел далеко.

— Это был добрый зритель. Вообще, у меня не сразу получалось, были долгие муки, было больно, текли слёзы. Резонирует всё тело, ты чувствуешь свои кишки, желудок. На самом деле, правильное звучание рождается не тогда, когда ты напряжён. Надо, напротив, расслабиться, поймать медитативное состояние. Я стала уходить в лес, искала звук там, где нет суеты, и ничто не отвлекает. Мне теперь понятно, почему горловое пение так естественно где-нибудь в пустоши, на горе, на просторе – и кажется, что звучит сама степь или бескрайняя снежная равнина. Это поразительный, завораживающий процесс. Я до сих пор в поиске, который, наверное, не может закончиться.

— Сказки, которые мы слышим и видим в спектакле – ненецкие, нанайские, коми, на первый взгляд, просты, но скрытые смыслы их многомерны…

— Так или иначе, они отражают древнее мироощущение человека, накрепко связанного с природой. Этот человек чтит жизнь и душу во всём, что видит и встречает на пути. Для него нет ничего неодушевлённого. С этим связаны все обряды, в первую очередь, законы промысла. Люди верили, что, если добыть зверя с уважением, с благодарностью, по строго определённым правилам, его душа вернётся в новом воплощении. Для наших предков всё исполнено тайны и чуда. И в этом красота текстов и музыки нашего спектакля.

Моноспектакль Анны Дружининой – удивительное явление в театральном Иркутске. Его стоит посмотреть, чтобы стряхнуть лихорадочную суету, промыться от токсинов мультимедийности, передохнуть от агрессивного меркантилизма времени. «Жить на севере страшно холодно», — поётся в одной из песен. Но это не совсем так. «Жить на севере» — это жить внутри мироздания, чуткого, тёплого и полного чудес, жить в центре души.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры