издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Урок не впрок

  • Автор: Лилия УХОВА, помощник судьи Катангского районного суда

Недавно в судебном участке по Катангскому району завершилось слушание уголовного дела частного обвинения, вызвавшее большой резонанс. В чём причина такого интереса к простому вроде бы делу?

В ноябре 2008 года в спортзале Ербогачёнской средней школы проходили соревнования по баскетболу среди старших классов. Победу в борьбе среди девятиклассников  одержала параллель «В». Событие не назовёшь из ряда вон выходящим. Однако далее ситуация разворачивалась, как в голливудском боевике. Разъярённые проигрышем школьники преследуют одну из участниц победившей команды, настигают её в тёмном переулке и, повалив в снег у забора, начинают избивать. Причём удары преимущественно приходятся в голову потерпевшей, бьют цинично и жестоко, ногами, обутыми в зимнюю обувь. Из жалобы мамы потерпевшей: «С дочери рвали волосы так, что на следующий день прохожие видели их на месте происшествия. Избиение было прекращено только после звонка в милицию и приезда наряда». К слову, звонок в ОВД сделал случайный свидетель. Не окажись его в нужное время в нужном месте, трудно предположить, чем бы всё закончилось.

На вызов приехал дежурный милиционер А. Соломин. И что бы вы думали? Он доставил нарушителей, находившихся в нетрезвом состоянии, в отделение? Освидетельствовал их на предмет употребления алкоголя? Обеспечил прибытие следственно-оперативной группы на место происшествия, взял заявление у пострадавшей или её мамы? Ничего подобного! Милиционер отвёз девочку в больницу и успокоился, решив, что его миссия на этом закончилась. Каких усилий стоило матери, чтобы её заявление о привлечении к ответственности лиц, чуть не убивших её единственного ребёнка, в райотделе всё-таки приняли и зарегистрировали, а  виновных освидетельствовали на предмет алкогольного опьянения!

Кое-как, через пень колоду, А. Соломин в течение следующего дня выборочно собирает объяснения с участников эксцесса и передаёт материалы дознавателю Е. Апкиной. Дознаватель, получив судебно-медицинский акт о тяжести причинённых девочке повреждений, по указанию прокурора Катангского района передаёт материалы в мировой суд. Обратите внимание: на осмотр места происшествия  никто не выезжал, доказательств никто не собирал. Затем начинается та самая пресловутая, всем хорошо знакомая волокита. Мировой суд вынужден возвратить материал в ОВД как необоснованно направленный в эту инстанцию. На все жалобы в прокуратуру и милицию о бездействии правоохранительных органов мама несовершеннолетней получает хладнокровный ответ: мол, беспокоиться, дамочка, не о чем, всё законно.

В результате мать избитого ребёнка вынуждена обратиться напрямую в мировой суд со своим заявлением. В судебном процессе она, не являясь юристом, представляет сторону обвинения (то есть, по сути, выполняет функцию прокурора). Не имея полномочий по сбору доказательств, женщина должна их всё же представить суду, выдержать натиск аргументов профессионального защитника, нанятого родителями обвиняемой Ч. (она оказалась в компании единственной, подлежащей уголовной ответственности). Это при том, что большая часть доказательств была благополучно  утрачена безвозвратно сотрудниками ОВД!

Правоохранительные органы фактически оставили женщину один на один со своей проблемой. Ни сотрудники милиции, ни прокурор не удосужились разобраться, какие цели и мотивы были у подростков, когда они метили ногами именно в голову? Ведь, согласно заключению судебной медицинской экспертизы, у пострадавшей обнаружено пять телесных повреждений, четыре из которых оказались именно на голове. Получается, что прокурор практически свалил весь груз ответственности по доказыванию на одинокую женщину, не знающую юридических тонкостей. А кто же должен защитить наших детей, как не правоохранительные органы? Или им нужна чья-либо смерть, чтобы у них возник интерес к событию?

Не оставляет равнодушными и позиция родителей подростков, участвовавших в преступлении. Своих детей, конечно, хочется уберечь от наказания, пусть даже и заслуженного. Но чему учит публичная ложь? Какой урок вынесли подростки, которым удалось выйти из воды сухими? Итог печален: оправдательный приговор. В одиночку, без помощи профессионалов, мама пострадавшей не смогла доказать вину тех, кто безжалостно расправился с её дочерью. Подростки довольны и горды: их признали невиновными.

Думаю, этот случай из тех, что учат безнаказанности, подрывают у людей доверие к закону и государству.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры