издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Столичное качество

  • Автор: Анна МАКАРОВА

Ирину Ежову иркутяне хорошо знают как главного врача Иркутского перинатального центра, депутата Думы города Иркутска. Мы решили сегодня побеседовать с Ириной Всеволодовной как с иркутянкой, все годы – с момента переезда семьи в Сибирь ещё в её школьные годы и по сей день – живущей в областном центре, влюблённой в Иркутск, знающей культурную среду старинного города.

– Иркутская среда –  явление многообразное, – убеждена Ирина Ежова. – Особенно хорошо это ощущается в центре города.  В той его части, где сохранились старинные деревянные дома. Иркутская атмосфера, культурная среда города –  не выдуманный миф, не раз убеждалась в этом, когда общалась с гостями нашего города. Они это чувствуют, отмечают, говорят  об этом с восхищением.

Иркутск – столица крупнейшего региона в Восточной Сибири. Главное столичное качество  города, его «бренд» – это его традиции, культурная элита. У нас нет градообразующих предприятий, у города традиционно высокий культурный статус.

Свой вклад внесли и сосланные сразу после революции из Петербурга и Москвы профессора, которые преподавали в только образованном тогда университете и  начинали экзамен неизменно с вопроса: «На каком языке желаете сдавать предмет, господин студент?».

В разные времена в наш город вольно, чаще невольно, попадало много образованной интеллигентной публики. Учёные, путешественники, исследователи, артисты, литераторы оставили след в истории города, создавая его неповторимую среду.

Шекспир писал о нас

– Иркутские театралы сейчас обсуждают недавнюю премьеру Иркутского драматического театра – спектакль «Гамлет».  Кто-то принял эту режиссёрскую интерпретацию, кому-то постановка показалась неинтересной. Вы тоже побывали на премьере?

– Я всегда с огромным уважением отношусь к тому, что создают своим творчеством люди. Лицедейство – одна из самых сложных форм воплощения человеческого таланта. Когда мы рассматриваем картину художника, писавшего несколько столетий назад, или читаем книгу автора, которого уже нет с нами, мы можем вступать с ними в определённые взаимоотношения только через собственное воображение. В театре всё происходит здесь и сейчас. Это всегда живой диалог с людьми. Они живут в нашем городе и стараются донести до нас помимо придуманного драматургом сюжета ещё своё отношение к происходящему вокруг нас в реальности. К любому проявлению человеческой личности я отношусь с интересом. Конечно, я прихожу в театр, выбирая в репертуаре близкие мне по духу, согласующиеся с моим вкусом постановки. Андеграунд и авангард – это не моё.

Спектакль «Гамлет» драматического театра – это, безусловно,  современное прочтение Шекспира. Но  те проблемы и та боль, с которой он пытался разговаривать со своими современниками, воспринимаются нами как сегодняшние, наши собственные. Очевидцев представлений шекспировского театра не осталось. Как воспринимала происходящее на сцене публика? Возможно, пьесы Шекспира, которые мы традиционно называем трагедиями, современниками воспринимались несколько иначе.  Много читая об истории Англии того периода, о взаимоотношениях людей,  я думаю, что, вполне возможно, в театре зрители не рыдали над разыгранной актёрами вымышленной коллизией, в результате которой погибают все главные герои. А обсуждали её,  как мы сегодня обмениваемся мнениями, прочитав новости в газете. Чума, холера,  интриги, дворцовые перевороты,  войны, коварные убийства – всё это было  для них ежедневной реальностью. И  шекспировский  театр они воспринимали совершенно по-другому.

Премьера «Гамлета» на иркутской сцене – это не только дань уважения классике, но и живой, актуальный разговор с современниками. Сегодняшние взаимоотношения между людьми не стали менее жестокими,  отличие только в том, что не убивают друг друга теми способами, как это было в средние века. Мне очень понравился спектакль, думаю, его с интересом посмотрят многие зрители.

На выставку – по-соседски

– Вы частый гость в картинных галереях, на выставках?

– Я очень люблю бывать в нашем художественном музее, основу  собрания которого составили коллекции  иркутян. Собирая картины известных художников, они хотели, чтобы и в удалённом на огромные расстояния от центров культуры Иркутске публика имела возможность познакомиться с лучшими творениями современников.

Когда посещаешь какой-то известный европейский музей и видишь знаменитые полотна, то чувствуешь радость от узнавания шедевров. Совсем другие ощущения испытываешь, если попадаешь на выставку иркутского художника, соседа –  все мы соседи, живущие в большом нашем доме Иркутске. Всякий раз открываешь не только талантливого человека, но и узнаёшь что-то новое о нашем городе. Ведь именно здесь, на  старых улицах, в той самой атмосфере, о которой мы говорим, родились  живописные образы, размышления в красках  о сегодняшнем дне.

Мне довольно часто приходится бывать в залах музеев не только в качестве  любителя живописи, но и как представителю Думы города Иркутска.  У нас в городе много замечательных художников и выставочная жизнь  весьма активна. Я вижу  интерес к современному искусству  и у  людей с устоявшимися вкусами, и у молодёжи. Мне кажется, на  выставках иркутских художников общение разных поколений горожан  особенное, располагающее к сближению и взаимопониманию.

Всякий художник обречён отдавать себя публике, через полотна передавать часть своей энергии. В нашем городе благодаря многим талантливым художникам  эти энергетические потоки создают мощное творческое поле, от которого заряжаются новые поколения. Это ещё одна важная традиция Иркутска.  

Музыка для будущих иркутян

– Недавно в зале Иркутской филармонии состоялся необычный концерт. Губернаторский оркестр играл программу произведений популярной классики специально для будущих мам?

– Беременная женщина очень красива и в то же время ранима, потому что открыта для всего нового. Я, как врач, рекомендую всем женщинам, особенно если они готовятся к рождению ребёнка, слушать классическую музыку. Нет лучшего рецепта для поднятия настроения, для того, чтобы обрести гармоничное восприятие мира. Впервые такой концерт состоялся год назад. Идея возникла после поездки  иркутских музыкантов в Корею, где они познакомились с дирижёром, который провёл несколько программ для беременных женщин у себя на родине, посвятив их памяти матери.  Осуществить эту прекрасную идею стало возможным благодаря совместным усилиям Иркутской филармонии и управления культуры города. На первый концерт  специально прилетел корейский дирижёр. Мы шли на эксперимент. Зал был полон, а после женщины  искренне благодарили организаторов. И в этом году мы уже не могли не пригласить будущих мамочек  на филармоническую программу.

Конечно, очень важно, что музыканты Губернаторского оркестра откликнулись на идею  по-настоящему творчески. Я надеюсь, концертные программы для беременных станут ещё одной  красивой традицией Иркутска.

Сто посланий в детство

– Недавно в Иркутске произошло событие, которое можно назвать ещё одной важной приметой культурной среды города. Вышел сотый номер детского журнала «Сибирячок». Вы, насколько я знаю, знакомы с этим изданием.

– Это удивительный журнал, который не потерялся в шумном коммерческом потоке детских книг, сохранил своё лицо интеллигентного издания. На его страницах много исторического и краеведческого материала, замечательные сказки, рассказы, стихи, увлекательные игры. И взрослому человеку интересно прочитать многие из публикаций «Сибирячка». Я бы на месте всех родителей Иркутска взяла за правило наряду с русскими сказками, классикой детской литературы обязательно приобретать своим детям номера этого журнала. Потому что нельзя наших маленьких граждан лишать возможности  узнавать как можно больше о своей малой Родине.

Наш город, наш край у берегов Байкала уникальны от природы, интересны своей историей,  богаты на таланты. Я уверена, добрые традиции мы сумеем сохранить и приумножить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры