издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Валентина Перегудова: «В Год учителя жду позитивных перемен»

2010 год, объявленный в России Годом учителя, будет богат на события. В Иркутске пройдут десятки мероприятий, посвящённых педагогам. К сожалению, реализация национального проекта «Образование» не позволила кардинально изменить финансовое положение большей части преподавателей. Средняя зарплата учителя в областном центре пока составляет 12 тысяч рублей. Однако, несмотря на невысокую зарплату, по степени уважения в обществе эта профессия остаётся одной из самых престижных, уверена начальник департамента образования Иркутска Валентина Перегудова. Нашему корреспонденту она призналась, что в Год учителя педагоги ожидают, что ситуация изменится, а особые надежды возлагают на новую систему оплаты труда.

– Какие мероприятия будут проводиться в рамках празднования Года учителя в Иркутске? Сколько средств на эти цели выделено из городского бюджета?

– На проведение мероприятий предусмотрено 5 млн. рублей. В календарь Года учителя включено несколько десятков интересных дел, которые будут организованы совместно с департаментом  здравоохранения, управлением  культуры, управлением по молодёжной политике, физической культуре и спорту администрации города Иркутска. Запланировано высадить в областном центре аллею педагогической славы, провести медицинский осмотр педагогов-ветеранов. В Иркутске уже состоялось торжественное открытие Года учителя, во всех образовательных учреждениях подготовлены и работают выставки, посвящённые этому событию.

Сейчас идёт работа над слайд-фильмом «Иркутская школа» по материалам музея истории Иркутска, им же создаётся передвижная выставка «Жизнь отдаю детям». Запланирована выставка работ молодых художников «Мой любимый учитель», а молодёжный школьный парламент предложил организовать фотоконкурс «Любимый учитель за порогом класса». В Год учителя Иркутск ждёт большая конкурсная программа. В рамках педагогического форума были выявлены лучшие образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и дошкольные. Мы выбрали «Учителя года».

Впервые в нынешнем году прошёл конкурс молодых педагогов «Дебют», в котором приняли участие учителя, работающие в школах от одного до пяти лет. Мы смогли не только оценить их мастерство, но и обсудить, как молодым учителям живётся в школах, как их принимают коллективы, есть ли у них наставники. Надо сказать, что молодёжь поднимает актуальные вопросы, которые касаются деятельности образовательных учреждений. Я считаю, что нужно доверять молодым: они интересные, креативные, их любят дети.

В 2010 году состоится конкурс классных руководителей. А недавно родительский актив выступил с предложением поощрить лучших учителей знаком «Родительская благодарность». Сейчас и родители, и дети вносят свои предложения, как должен выглядеть этот знак, этот вопрос активно обсуждается на форумах. Есть даже несколько готовых эскизов этого знака.

– В Иркутске в нынешнем году впервые прошёл конкурс педагогического мастерства «Признание». Как вы оцениваете его итоги?

– Признаюсь, когда только конкурс задумывался, были некоторые опасения, удастся ли его провести именно так, как мы задумывали. Но они оказались напрасными, а сами итоги конкурса даже превзошли наши ожидания. Задачи, которые стояли перед «Признанием», выполнены. Нам удалось показать значимость учительской профессии и то, как действительно относятся к педагогам горожане. Когда в прямом эфире одной из иркутских телекомпаний подводились предварительные итоги конкурса, поступило 500 звонков, а когда определялся победитель, – 40 тысяч звонков! Люди звонили со словами благодарности, признательности учителям. После эфира мне звонили коллеги из Иркутской области и соседних регионов, которые были в восторге от того, что у иркутян была возможность выбрать народного учителя. Ведь лучший педагог определялся не жюри, а самими горожанами – по итогам интернет-, смс-голосования. Победитель определялся в прямом эфире программы «Камертон».

– Насколько областной центр обеспечен учителями?

– В Иркутске работают 14 тыс. педагогов. Учителями городские школы обеспечены на 99,2%. Хуже обстоит дело с воспитателями и их помощниками в дошкольных учреждениях, нехватка составляет 14%, дефицит педагогов дополнительного образования – 7%. Недостаток воспитателей вполне объясним их низкой социальной защищённостью: размер заработной платы составляет 5 тыс. рублей в месяц, что в два раза меньше, чем зарплата учителя. К сожалению, мы не можем обеспечить эту категорию жильём, хотя в областном центре действует программа «Молодым семьям – доступное жильё» и в общежитиях выделяются комнаты и койкоместа. Этих мер недостаточно.

– Отразилась ли реализация национального проекта «Образование» на зарплате педагогов?

– Сейчас 2300 педагогов получают доплату в размере 1300 рублей в месяц за классное руководство. 64 учителя в рамках национального проекта получили по 100 тыс. рублей. Пока это всё.

– Как вы оцениваете состояние иркутских школ? Достаточное ли финансирование выделяется на капитальный и текущий ремонты?

– Состояние зданий и сооружений я оцениваю как удовлетворительное, в противном случае ни Роспотребнадзор, ни Госпожнадзор не дали бы разрешения на проведение  занятий в этих образовательных учреждениях. За два последних года в Иркутске были капитально отремонтированы 12 образовательных учреждений, в нынешнем будет приведено в порядок ещё два. На текущий ремонт в нынешнем году выделено 72 млн. рублей, на противопожарные мероприятия – 25 млн. рублей. В перспективной программе запланировано провести капитальный ремонт в 25 из 78 школ.

– Как школы ощутили на себе демографическую яму 90-х? Каковы ваши прогнозы по наполняемости классов?

– В нынешнем году количество учеников уменьшилось на 1500 человек. В ближайшие пять лет число учащихся второй-третьей ступени будет падать примерно на тысячу в год. Если в 2008 году было около четырёх тысяч выпускников 11-х классов, то в 2009-м – порядка трёх тысяч. В то же время ежегодный прирост рождаемости в областном центре составляет одну тысячу человек. И число тех, кто в нынешнем году будет поступать в первый класс, составит почти 5 тыс. человек, в то время как в прошлом оно было чуть больше четырёх тысяч.

Увеличение рождаемости, безусловно, приятный фактор. Но Иркутск столкнулся с нехваткой мест в детских садах. Сейчас в городе работает 111 дошкольных образовательных  учреждений, а не хватает порядка 58. Хотя в нынешнем году муниципалитет принял два детских сада в микрорайоне Зелёный, сейчас планируется принять ещё два ведомственных детских сада.

– Зачастую родители сталкиваются с тем, что им предлагается сделать благотворительный взнос или подарок, чтобы ребёнка приняли в сад, или уже в процессе воспитания там предлагается сдать деньги. Как родителям поступать в такой ситуации?

– Согласно постановлению мэра Иркутска, заведующие детскими садами не имеют права по собственному решению принимать детей. Приём осуществляется на основе очерёдности. Специальная компьютерная программа определяет, какой ребёнок будет зачислен в группу. Очень часто родители задают такой вопрос: мы были в очереди 27-ми и не прошли, а прошёл ребёнок под номером 54. Дело в том, что на 10% группа состоит из льготной категории детей, которые зачисляются вне зависимости от порядкового номера.

Если говорить о благотворительных взносах, то иногда мы действительно обращаемся к родителям детей, посещающих детские сады, с просьбой оказать финансовую поддержку. Но только при условии, что это решение принято родительским комитетом, с ним согласны все родители, а сумма является посильной. Я рекомендую всем родителям делать взносы только на внебюджетный лицевой счёт учреждения.  Лимит доверия родителей к руководителю ОУ, перешедшего на эту систему оплаты услуг, значительно возрастает, т.к. ужесточается контроль за расходованием средств.

– В заключение нашей беседы мне хотелось бы поинтересоваться, почему сложилась такая ситуация, что профессия учителя в России не считается престижной?

– Я не могу с вами согласиться. Возможно, в плане финансовой обеспеченности наших учителей она и не престижна, но в городе делается очень многое для того, чтобы привлечь молодых педагогов в школу, а самое главное, чтобы они остались в профессии. Например, по постановлению мэра молодой учитель получает единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей, на три года устанавливается доплата: в первый год работы – 50% от ставки, во второй год – 30%, в третий – 20%. Кроме этого все конкурсы педагогического мастер-ства, проходящие в городе, так или иначе способствуют повышению престижа профессии, выявлению талантливых педагогов и их поддержке.

Педагогический институт и государственный университет готовят очень квалифицированные кадры, в школу приходят теоретически подкованные, грамотные, сильные ребята. Со временем из них получаются очень хорошие учителя, но низкооплачиваемая работа не даёт им социальной защищённости и они уходят из школы.  Ищут более денежные места, соглашаются даже на менее квалифицированную работу. А по степени уважения и отношения профессия учителя остаётся одной из самых престижных. Я с оптимизмом смотрю в будущее и жду важных решений от президента,  перехода на подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда. Полагаю, что в Год учителя должны произойти позитивные перемены и педагоги  получат достойную зарплату за свой нелёгкий труд.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры