издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа в усадьбе Сукачёвых

  • Автор: Дарья НАУМОВА

Сибирский Санкт-Петербург, столица Восточной Сибири – Иркутск всегда считался одним из культурно-просветительских центров. Власти города уделяли особое внимание образованию жителей Иркутска, например, к концу 18 века в нашем городе насчитывалось более 50 школ, училищ и сиропитательных заведений, построенных на деньги меценатов и жертвователей, в то время как в Петербурге их было 76. Начиная с тридцатых годов 19 века Иркутск приобрёл статус одного из главных центров образования Восточной Сибири. Хаминов, Кладищева, Трапезников – эти имена основателей учебных заведений Иркутска многим хорошо знакомы. Но мало кто знает, что в усадьбе В.П. Сукачёва, возглавлявшего Иркутск около 13 лет, благодаря стараниям хозяйки в 1884 году была открыта школа для девочек из бедных семей.

В 1883 г. после покупки небольшого одноэтажного дома, стоящего на участке земли возле усадьбы Сукачёвых, Надежда Владимировна решает перестроить его в школу для девочек. 

 – Это было своевременным и взвешенным решением, – говорит заведующая отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В.П. Сукачёва» Гончаренко Наталья. – Усадьба была построена на окраине Иркутска, в одном из самых бедных районов города. Наверное, понимая необходимость образования, Надежда Владимировна приняла решение построить бесплатную школу для девочек. 

Ещё до открытия школы все места в ней были распределены. Целый год купленное здание ремонтировали: к нему пристроили два дополнительных флигеля, оборудовали специальные классные комнаты, а 2 февраля 1884 года состоялось открытие.

«Дисциплина в школе была отличная, – пишет в своих воспоминаниях выпускница школы Козлова Мария Андреевна. – Поддерживалась она не боязнью наказания, а добрым отношением учителей к ученицам». 

Учителей в школу принимала сама Надежда Владимировна. Она строго следила за тем, как они относились к девочкам и как вели уроки. Стоит отметить, что преподавательский состав школы находился в лучших материальных условиях, чем преподаватели других городских школ: они получали большее жалование, специально для них был выстроен дом в предместье Марата. 

Наравне с общими предметами – русским языком, географией и математикой – в школе преподавали закон Божий, пение, рукоделие. Девочки учились вести домашнее хозяйство, ухаживать за животными. Из воспоминаний одной из учениц школы известно, что одна из стен класса была заставлена чучелами животных и птиц, по которым девочки изучали физиологическое строение животных. В первые годы существования школы Надежда Владимировна сама обучала девочек вышивке и игре на музыкальных инструментах. Сохранилось несколько работ учениц школы, они представлены в экспозиции главного дома усадьбы. 

Заметим, что приучение девочек к домашнему труду было одним из приоритетов обучения во всех школах Иркутска. Например, интересен такой факт: если после окончания полного курса обучения воспитанница сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой выходила замуж, то в качестве приданого ей выдавалась швейная машинка.

В своих воспоминаниях младший сын Сукачёвых Владимир Владимирович вспоминает: «Надежда Владимировна сама являлась одной из преподавательниц школы. Совместно с учениками проводила новогодние и рождественские ёлки и весенние празднества, ежегодно устраиваемые для всех учащихся города. В праздничные дни ученицы школы и гости усадьбы получали обильное угощение и всевозможные развлечения в течение всего дня». 

Сейчас решается вопрос о начале реставрации школы Надежды Владимировны Сукачёвой. В планах музея воссоздать экспозицию городской школы XIX века, с первоначальным интерьером классов, наглядными пособиями и учебными принадлежностями. Для музея сейчас очень важно, чтобы школа Надежды Владимировны наполнилась предметами того времени, важно, чтобы музей начал жить. Хочется обратиться ко всем иркутянам. Если в вашей семье сохранились вещи конца 19 века, которые вы смогли бы отдать музею, мы с радостью примем этот дар. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры