издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Философия Александра Борняка

  • Автор: Надежда БРУЙ

– Я люблю солнышко! – очень серьёзно говорит главный энергетик разреза «Черемховский» Александр Васильевич Борняк. – Работал на шахте в Донецкой области, солнца почти не видел. Когда уезжал на смену, оно ещё не всходило, когда возвращался – уже закатилось. Вы не представляете, как жить без солнца. Хотя всё у меня на шахте складывалось хорошо и в 22 года я был уже механиком участка. В Донецкой области мы прожили девять лет, но на одном из семейных советов решили вернуться на свою малую родину, в Черемхово. Вернулись…

Когда Александр Борняк окончил горный техникум, шахты в Черемхове начали закрываться. А у него подземная профессия, вот и распределили в Караганду. Оттуда в армию призвали. Служил в Средней Азии. Освоил подводное плавание, и не с аквалангом, а  в костюме водолаза на глубине 20 метров на озере Иссык-Куль в Киргизии. «Мы должны были оказывать помощь танкистам при форсировании водных преград, – вспоминал он. – Романтично со стороны. А когда пятидесятиградусная жара, не до романтики». Помощь водолаза часто была теоретической. Ни разу Борняку не пришлось на практике применить полученную сноровку. Зато армия для молодого сибиряка стала настоящей школой жизни. До сей поры он вспоминает о ней с теплотой.

Вернувшись на свою малую родину, Александр начал рабочую биографию с чистого листа. Слесарил на разрезе «Южный». Затем всё повторилось, и его снова назначили механиком участка. Когда разрезы объединились, Борняку предложили должность главного энергетика нового угольного предприятия – «Разрез Черемховский».

– Мечтал ли о карьере? – переспросил Александр Васильевич. – Никогда. Как-то само собой получилось, что с 22 лет в инженерной должности. Дело своё уважаю и знаю твёрдо, и когда люди, с которыми ты работаешь, это знают, тогда работать проще. Вот такая простая философия, – убеждённо продолжал собеседник.

По характеру, вернее, по духу Александр Васильевич оптимист и уверен, что, когда человек ничего не делает, ему всё плохо, когда в работе – о плохом думать некогда. 

Борняк – человек советской эпохи: пионер, комсомолец, коммунист и активист по жизни. Шахтёром был его отец, и он пошёл в горный, чтобы стать квалифицированным специалистом. 

– Как к новой жизни относитесь? 

– Нормально, – кивнул Александр Васильевич. – Не такая уж она новая, привыкли! Знаете, при всяком строе есть что-то хорошее. Главное – это видеть. Ну а прошлое всегда с нами. Раньше нам партия диктовала. Так и жили под «диктовку» сверху. Никто не спрашивал, хотим ли мы так жить. Сейчас многое изменилось. Отношение к работе другое, более серьёзное, качественное. Появилась конкуренция. Пришла новая электронная техника. Ещё несколько лет назад мы планы считали на калькуляторе, сейчас не представляем своей работы без компьютера. Хотя бумажной работы очень много. 

– Вы себя считаете кабинетным работником?

– И да, и нет. Приходится очень много тратить рабочего времени на оформление разных документов. Но и на объекты выезжаю в обязательном порядке. Проверяю, всё ли нормально по вопросам электроснабжения и охраны труда.

На разрезе немало талантливых специалистов, подающих новые идеи, направленные на улучшение производственных процессов. Есть идеи и у главного энергетика. Недавно он предложил реорганизовать службу наладки по ремонту электронного оборудования. Подобрали группу высококвалифицированных специалистов. Это позволило уменьшить затраты на ремонт. 

Семья в жизни Александра Васильевича занимает важное место. С Ларисой  Александровной они вместе более сорока лет. Вместе окончили вечерний факультет политехнического института по специальности «горная механика». Лариса от простой швеи доросла до директора фабрики индивидуального пошива и ремонта одежды. Это предприятие стало делом её жизни. Сейчас на пенсии:  рассаду выращивает, шьёт помаленьку  для внучек, «сидит» в Интернете в поисках интересной информации, занимается здоровьем. 

Дочери выросли, живут своими семьями и одарили родителей четырьмя внуками. 

– В последнее время много говорят о родословной, – замечает Александр Васильевич. – Как-то зашёл в Интернет, и началось. «Нарыл» довольно много интересной информации о своих родовых корнях. Помогли и расспросы дальних родственников и знакомых. Сейчас настолько увлёкся, что начал заниматься родословной Ларисы. Она у меня княжна в пятом поколении. Интересное дело – узнавать своё прошлое… 

Было и ещё одно увлечение у главного энергетика – он снимал чёрно-белое кино о жизни своего участка, о его людях, о событиях на предприятии и, конечно, о своей семье. До сей поры пройти не может мимо интересного сюжета и запечатлевает его, но уже на экран сотового телефона.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры