издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За одним столом

«Иркутский репортёр» сыграл с телезнатоками

«Что-нибудь знаешь о приезде Друзя?» – СМС с таким вопросом пришло мне на сотовый пару месяцев назад. В тот момент ничего внятного ответить на него было нельзя – где-то в Интернете прошла короткая новость о том, что олицетворяющий телеигру «Что? Где? Когда?» человек приедет в Иркутск. Позднее стало известно, что 10-11 июня в городе побывает (вернее, уже побывала) полноценная команда знатоков, в которой помимо Александра Друзя будут не менее именитые Владимир Белкин, Влад Лихачёв, Алесь Мухин, Никита и Татьяна Шангины. И приехали они со вполне конкретной целью – сыграть вместе с иркутянами в спортивный аналог «Что? Где? Когда?». Среди соревнующихся в эрудиции оказался корреспондент «Иркутского репортёра».

В четверг в игре участвовали четыре представителя элитарного клуба «Что? Где? Когда?» (на сленге игроков – «элитарки ЧГК»): Александр Друзь, Владимир Белкин, Алесь Мухин и, видимо, в качестве сюрприза от организаторов – Елена Орлова. «Знатоки» играли только в двух турах из трёх – в первом 24 команды из Иркутска, Ангарска и Шелехова соревновались между собой в спортивном ЧГК. От телевизионной игры оно отличается тем, что нет никакого противостояния команд «знатоков» и зрителей: состязаются исключительно между собой, и вслух ответы никто не называет – после минуты обсуждения их сдают на листочке специально находящимся в зале «ласточкам». 

Как отбирают игроков

Перед игрой собравшимся в зале дали возможность задать вопрос знатокам по СМС – для этого висел большой экран, на котором высвечивался номер, на который можно было прислать вопросы, и сами сообщения. И чем меньше времени оставалось до начала соревнования, тем больше на нём появлялось надписей «Где Друзь?» и «Когда начнём?». Александр Абрамович появился, пропустив вперёд товарищей по команде. И до того, как объявили начало игры, скромно сидел в углу зала. Кстати, объявление прозвучало из уст ещё одного «знатока» из телевизора – двукратного обладателя «Хрустальной совы» Александра Рубина, который и вёл все три тура.

В первом из них игроки элитарного клуба просто ходили между столами и отмечали тех, кто мог сыграть с ними во втором туре. Присмотренные в этом туре получали от «знатока» специальную карточку (весьма напоминающую визитку) с приглашением сыграть в команде Друзя, Белкина, Мухина или Орловой. Одна из них, с портретом Александра Абрамовича, досталась моему соратнику по команде Артёму Беденко на восьмом вопросе, который звучал так: «Андрей Лошак пишет, что на московских бульварах почти не осталось мест, где могли бы проводить время пенсионеры. Вслед за этим он упоминает идиому, во французском аналоге которой есть слово «boutique». Воспроизведите эту идиому». Перевод французского слова вспомнили сразу, но только Артём выдал поговорку «Семеро по лавкам». «Кто этот вариант назвал?» – тут же отреагировал пристально наблюдавший за командой магистр ЧГК. И после того, как ему этого человека показали, положил на стол приглашение. И, хотя ответ оказался не совсем верным (имелась в виду идиома «лавочку закрыли»), место в команде Друзя было обеспечено. Впрочем, иногда правильные версии «затаптывали» – вместо них называли неправильные, которые казались красивее или логичнее. Так стало с вопросом о финском составном слове, состоящем из двух других слов, переводимых как «палатка» и «кровать»: сразу пришедшую на ум раскладушку при написании ответа в бланке заменил спальный мешок. 

Знатоков – всем, чтобы никто обиженным не ушёл

«Иркутскому репортёру» тоже досталась карточка. Перед вторым туром участникам предложили ответить на вопрос: «Согласно появившейся в апреле 2010 года шутке, глава РЖД Владимир Якунин предложил присвоить ему звание «Почётный железнодорожник РФ». Назовите первую букву его имени». Расслабившись от того, что произносить целиком непроизносимое название исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль не потребуется, «Иркутскому репортёру» оставалось только прошептать (это было обязательное условие) букву «э» на ухо Владимиру Белкину. И тем самым обеспечить себе место в его команде. 

Правильную версию зачастую приходилось отстаивать

Сам Владимир Григорьевич во время игры в сборной решил не брать на себя бразды правления, предоставив местным игрокам самим распределить роли (кто записывает вопрос, кто «держит форму» – запоминает его точную формулировку, и кто пишет ответ на бланке) между собой. Но весьма живо участвовал в обсуждении версий, которые те выдвигали. И предлагал свои варианты, как это было в случае с вопросом о том, какие два слова заменили местоимением во фразе Дмитрия Быкова, описывающей Сорочинскую ярмарку и звучащую как: «Шумен он». И хотя до нужного ответа «украинский день» версии не «докрутили», возможность увидеть вживую стиль игры одного из старейших членов клуба «Что? Где? Когда?» и абсолютных чемпионов брэйн-ринга компенсировала разочарование сполна. Первое место в итоге поделили команды под руководством Друзя и Орловой. А сидевшие в зале коллеги по интеллектуальным играм, видя бой со стороны, удивлялись, почему мэтры «не берут» больше вопросов. 

Иркутяне против сборной мира

В это время победители второго тура составляли сборную команду, которая в третьем раунде отвечала на вопросы жителей Иркутской области, присланные в оргкомитет соревнований. Здесь уже всё напоминало телевизионную игру: один стол, одна команда, волчок, голос господина крупье (в его роли выступал Александр Рубин), соответствующая музыка и даже чёрный ящик – тот самый, который мы видим по телевизору, специально привезённый в Иркутск. Правда, на сцену его не вынесли – не выпал вопрос, заканчивающийся сакраментальной фразой «Что находится в чёрном ящике?». 

А на выпавшие отвечала команда, состоящая из Александра Друзя, Елены Орловой и четырёх иркутян, вернее, иркутянок. Как рассказывала Елена Орлова журналистам на следующий день, изначально в команде должно было быть четыре «элитарщика». «Нас приятно поразил уровень иркутских знатоков: мы ожидали, что таких ярких открытий, которые вчера произошли, не будет, – разъяснил Алесь Мухин «смену концепции». – Именно эти открытия послужили поводом на финальный «телевизионный» раунд сделать команду, состоящую, по сути, из местных игроков». 

Один из них стал капитаном сборной – эту нелёгкую почётную обязанность возложили на Анастасию Белобородову, возглавляющую иркутскую команду «Филоложки», состоящую из студентов факультета филологии и журналистики ИГУ. Именно ей предстояло определять финальную версию ответа и называть того игрока, который будет её обнародовать. И дважды произнести знакомые всем телезрителям слова: «Отвечает Александр Друзь». Во время ответов не обошлось и без традиционной пикировки между Александром Абрамовичем и ведущим. 

Александр Друзь тщательно отбирал тех, кто должен был играть с ним в одной команде

– Как вам нравится играть в таком экспериментальном составе? – поинтересовался у магистра вошедший в образ Александр Рубин.

– Лучше не бывает, – ответил тот.

– А вы обратили внимание, что там пять девушек, а вы один … представитель другой половины человечества?

– Я давно заметил. И решил, что где-то вопросу к четвёртому в пользу Иркутска мы изберём Лену Орлову почётным мужчиной.

– Отказываюсь, – вмешалась Елена Орлова. 

– Я неправильно сказал: если счёт будет не 4:1, а 5:1, – заметил на это Александр Друзь. – Тогда она будет понечётным мужчиной.

Но подобных назначений в команде не последовало – «знатоки» выиграли со счётом 6:4. Кстати, среди четырёх вопросов, на которые они не ответили, был вопрос от Ильи Городецкого – капитана команды «Тридцатиногая сороконожка», в 2009 году обыгравшей команду Александра Друзя на чемпионате России по ЧГК: «Мы не в Англии, так что вам не нужно представлять менеджера воображаемого зверинца. В одном коротком произведении герой направляется к героине – почти своей тёзке – той дорогой, которой сама героиня шла в другом подобном произведении. А в какую игру герой намерен сыграть с героиней?». Впрочем, не всякий смог бы ответить «шашки», вспомнив английский аналог скороговорки «Шёл Шура по шоссе к Саше в шашки играть», звучащий как «Can you imagine an imaginary menagerie manager imagining managing an imaginary menagerie». Не взяла сборная мира (именно это название значилось на табло) и вопрос, на который ответил сидевший в зале «Иркутский репортёр»: «Легенда рассказывает о том, как дипломат Савва Рагузинский искал место для пограничного города Кяхта. Все реки в округе текли с юга на север, и только одна – в противоположном направлении. Именно на этой реке и заложили город. Почему Рагузинский выбрал именно это место?». Высказанная в порядке шутки версия «чтобы китайцы воду в случае войны не отравили» неожиданно оказалась правильной. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры