издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экипаж «Тринадцатого»

  • Автор: Алексей СИВЕНЯ

Горняцкий рабочий день начинается с дороги: не в черте города располагаются угольные разрезы. Для жителей посёлка Алгатуй дорога до Мугунского участка «Тулунугля» занимает несколько минут, из Тулуна же на вместительном и довольно комфортабельном «НЕФАЗе» приходится ехать чуть меньше часа – до места около пятидесяти километров. Однако время в пути проходит незаметно: люди дремлют, досматривая последние сны, обсуждают предстоящую смену, просто наблюдают привычные пейзажи за окном. И вот автобус останавливается напротив двухэтажного домика диспетчерской на промплощадке Мугунского участка.

Неуверенно хмурившееся всё утро небо, кажется, приняло окончательное решение: набежала серенькая тучка, робко брызнула несколькими каплями, потом ещё и, наконец, пошёл несильный, но моросящий и довольно противный дождь. Вроде бы от такого и под зонтом прятаться незачем, но нельзя и не прятаться – уже через несколько минут начинаешь промокать. Незаметно на асфальте у диспетчерской образовались лужицы. И уже по опыту прошлых лет можно было представить себе, что совсем скоро будет твориться в разрезе – ну, да, грязь, что же ещё…

– Побывай на экскаваторе ЭШ-20/90 №13, не пожалеешь, – советует руководитель Мугунского участка Олег Ведерников, – отлично работает экипаж. Мужики своё дело знают и выполняют его на совесть.

– Действительно хорошая бригада у нас на «Тринадцатом», – поддерживает Ведерникова начальник первого горного участка Михаил Евстигнеев, – костяк экипажа перешёл к нам вместе с экскаватором с Азейского месторождения. Сами смонтировали у нас свою машину и вот уже больше десятка лет ведут вскрышу. Претензий к ним особых никогда не было, а в последние месяцы они вообще отлично работают, плановые объёмы выполняют исправно… Надёжные там люди, бригадир Геннадий Валиулин сумел хороший экипаж на машине создать.

Под продолжающим моросить дождём на «КамАЗе»-«вахтовке» – а другие машины в дождь в разрез даже не суются – добираемся до одной из разрезных траншей, из которой далеко видна стрела работающего ЭШ-20/90 № 13. За рычагами – машинист экскаватора Владимир Белькович, старший в сегодняшней двенадцатичасовой смене.

Помощники машиниста Андрей Чесноков (слева) и Артём Гаврилов считают, что в умелых руках техника творит чудеса

Во время нашей беседы работа не останавливается. Гостеприимство гостеприимством, но дневной план всё равно выполнять надо. Огромный ковш, вмещающий двадцать кубометров, подтягиваемый стальными канатами, ползёт по земле, вгрызаясь в неё, наполняясь грунтом; поднимается, увлекаемый поворачивающейся вместе с махиной экскаватора стрелой, длиной девяносто метров, легко переносится к отвалу и прямо на ходу разгружается, оставляя на месте своей разгрузки внушительный объём грунта. Белькович работает спокойно, размеренно. Чувствуются в этом спокойствии уверенность и опыт настоящего мастера: ни одного лишнего движения, никаких рывков, ковш послушно наполняется грунтом и опустошается точно в том месте, где это нужно. Удивительно, но буквально на глазах углубляется траншея, обнажая чёрный угольный пласт, и растёт отвал вынутого грунта. После разгрузки машина не останавливаясь поворачивается на 180 градусов от места, где был взят грунт, и опять ковш, опустившись, наполняется породой. Сразу из двух мест в траншее вынимает грунт Владимир Белькович.  Технологии это не противоречит, а вот на выработке сказывается. Можно, конечно, грузить ковш в одном месте, потом тормозить над отвалом для разгрузки и возвращаться назад. Только зачем?

– Когда из двух мест траншеи берешь грунт, оно как-то быстрее получается, – улыбается из своего кресла Владимир, – да, собственно, это не только наш экипаж использует, при возможности у нас на Мугунском участке все вскрышные машины именно так и работают. Экономятся секунды, да вот только из этих сэкономленных секунд потом получаются минуты и часы. 

Главная задача экипажа экскаватора ЭШ-20/90 №13 – снимать мощным ковшом своей машины слой грунта с угольного пласта, чтобы затем роторный экскаватор ЭР-1250 и экскаваторы-«мехлопаты» ЭКГ-5У могли производить погрузку вскрытого угля в железнодорожные вагоны. Месячный план бывает разным, колеблется в зависимости от различных факторов в пределах от 150 до 300 тысяч кубометров грунта. Больше в условиях Мугунского месторождения выполнять проблематично – очень трудны здесь вскрышные работы: болота, обводнённость местности, вечная мерзлота, вызванная тем, что поверх породы лежит слой торфа, служащего своего рода теплоизолятором, из-за чего грунт над угольным пластом не оттаивает даже жарким летом. Приходится применять взрывчатку, но справиться с вечной мерзлотой это помогает не очень хорошо и не всегда – даже взорванный мерзлый грунт, если его очень быстро не убрать, бывает, опять смерзается, и тогда всё надо начинать заново. «Мерзлота очень осложняет работу нам, вскрышникам, – говорит Владимир Белькович, – да и вообще грунт грунту рознь. Это только со стороны кажется, что всё одинаковое. Бывает ведь, что даже уже в разрыхлённой породе попадаются огромные камни, смерзшиеся куски. Поэтому за рычагами сидишь всегда с предельным вниманием. Ведь экскаватор хоть и железный, но сломать можно и его, если не чувствовать. После нескольких лет работы, когда опыт накапливается, такое чувство появляется».

В кабину «Тринадцатого» входит первый помощник машиниста Артём Гаврилов, проводивший обход основных узлов и механизмов экскаватора, и сообщает Бельковичу, что всё работает нормально, можно не беспокоиться. Такие обходы в экипаже Геннадия Валиулина проводятся постоянно, по несколько раз за смену. Просто уже убедились, что за машиной присматривать надо, и если возникает какая-то проблема, то лучше решить её сразу же, в самом начале, не доводя экскаватор до аварии и связанного с нею простоя.

К экскаватору в экипаже Геннадия Валиулина относятся по-особому. Во-первых, сами собирали его после перемещения машины с Азейского месторождения. Постарались сделать всё на совесть, так как знали, что от качества при монтаже зависит в буквальном смысле значительная часть их собственной жизни. Плохо смонтируешь – стоять будешь, значит, не заработаешь ничего. Кроме того, попробуй, поремонтируй, например, когда зимой стоят морозы под минус сорок. А техника имеет обыкновение ломаться именно в самые неподходящие моменты. Хорошо смонтируешь – и работать без особых проблем будешь, да и ещё премии светить будут, то есть личная заинтересованность при монтаже налицо, да и при эксплуатации тоже. Потому-то весь экипаж и следит за техническим состоянием машины, бережёт её. 

Владимир Белькович на «Тринадцатом» уже больше 20 лет

В смене Владимира Бельковича – трое. Кроме самого машиниста и его первого помощника Артёма Гаврилова, забот хватает и второму помощнику Андрею Чеснокову. Экскаватор ведь это не просто огромная железяка весом больше тысячи тонн. Это сложный механизм, в котором огромное количество деталей и узлов – механических, гидравлических, электрических и электронных. Канаты, лебедки, электрогенераторы и двигатели, шкафы управления и многое другое. В умелых руках техника творит чудеса. Поэтому Андрею Чеснокову тоже особо на смене сидеть не приходится – за механизмами надо следить. А кроме того, ему, как и Артёму Гаврилову, порой доводится и машиниста подменять. И Бельковичу есть время хоть немного передохнуть, и помощники под его руководством постигают сложное дело управления экскаватором, нарабатывают свой личный опыт, без которого в горном деле просто никуда. 

Режим работы у экскаваторщиков круглосуточный, иначе дорогая и производительная машина  будет простаивать, принося убытки. К двенадцати часам непосредственной работы добавляется ещё по часу-полутора бодрствования по дороге на работу и домой. Вот уже и пятнадцатичасовой рабочий день получается. А если добавить ещё и то, что, когда идёт сложный грунт, машинисты сидят за рычагами в буквальном смысле мокрые от напряжения, то несложно представить себе, как экскаваторщик выматывается за смену. Выдержать такой ритм работы могут далеко не все. Многие приходят, но, отработав от недели до пары месяцев, просто уходят. Остаются только самые сильные, самые надёжные. Наверное, именно поэтому, когда попадаешь на угольные разрезы, всегда поражаешься силе и доброте горняков. Сразу чувствуется: здесь, если человек хороший, в обиду не дадут.

…Прощаюсь с экскаваторщиками и по размокшей глине выбираюсь из траншеи наверх, где меня уже ждёт вездеход «КамАЗ». Останавливаюсь на краю, делаю несколько снимков и ещё минут десять наблюдаю за работой экскаватора. Легко разворачивается огромная стрела, послушно нагружается и разгружается объёмистый двадцатикубовый ковш экскаватора. Правда, сверху машина кажется уже не такой огромной, как если стоишь рядом с нею, но сознание подсказывает, что это не факт, а всего лишь иллюзия, обман зрения. За рычагами «тринадцатой» по-прежнему Владимир Белькович. Забор грунта – разгрузка. Пять ковшей – сто кубометров. Пятьдесят ковшей – тысяча. А сколько ковшей надо вынуть на триста тысяч кубов?

Размеренно работает экскаватор, на глазах растёт полоска вскрытого угля. Вдалеке показывается тепловоз, за которым тянутся несколько вагонов. Оживает роторный ЭР-1250, сыплется струя угля в вагоны. Сейчас они будут погружены, вывезены из забоя и доставлены потребителям, уголь превратится в свет и тепло. А это значит, что жизнь будет продолжаться, и значительная заслуга в этом принадлежит моим сегодняшним знакомым – Владимиру Бельковичу, Артёму Гаврилову, Андрею Чеснокову. И другим угольщикам, каждый из которых на своём рабочем месте делает свою часть одного большого общего дела.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры