издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кто платит за то, что всем «до лампочки»?

  • Автор: Яна РУДИНА

В октябрятско-пионерском детстве моей экологической сознательности хватало на то, чтобы днём обходить сверху донизу все девять этажей своего подъезда и щелкать тремя выключателями на каждом этаже – гасить лампочки, которые горели непонятно для кого. Делала я это с гордостью за экономию природных ресурсов, но хватило моего энтузиазма всего на несколько дней – в начале 80-х никто не думал, что в подъезде днём и ночью горят квартплатные деньги жильцов, и лампочки на площадках у квартир очень быстро включали снова.

Десятки лет спустя с интересом читала о проектах перевода подъездов на освещение светодиодными светильниками (в масштабах страны это могло бы принести многомиллионную экономию) и с удовольствием писала о появлении в ангарских подъездах вандалоустойчивых автоматических ламп, включающихся на звук хлопка двери и потухающих, когда становится тихо. Увы, процесс установки подобных ламп активно шёл в нашем городе только в 2004–2006 годах, и сейчас их редко где увидишь. 

Новые законы в сфере ЖКХ и реформа электроэнергетики уточнили до предела ряд понятий, которыми мы все часто пользуемся. Мы привыкли говорить в целом – «жилищно-коммунальные услуги» и не делить их. Законодатель же чёток: есть услуги жилищные – их перечень мы обсуждаем на собраниях собственников, утверждаем тариф и нанимаем организацию, которая согласится убирать наш двор и содержать в исправном состоянии наши общедомовые инженерные сети. И есть услуги коммунальные – поставка в наши дома «коммунальных ресурсов» – воды, газа, электроэнергии. 

В Ангарске исторически сложилось, что с поставщиками коммунальных услуг каждый из нас расплачивается напрямую, без посредников, имея индивидуальные договоры с каждой ресурсоснабжающей организацией. Мы платим за холодную воду «Ангарскому водоканалу», за тепло – ООО «Ангарская теплосбытовая компания», за электроэнергию – Ангарским электрическим сетям, за газ – ангарскому филиалу «Иркутскоблгаза». За жилищные услуги ангарчане платят управляющим компаниям: одним – по договорам о непосредственном управлении, другим – по договорам на обслуживание. 

А теперь вопрос не из простых: кто скажет, электроснабжение мест общего пользования в жилых домах – услуга жилищная или коммунальная? Лампочки на лестничных клетках и фонари над подъездами, лифты и домофоны, усилители телесигнала и подкачивающие воду насосы, освещение чердаков и подвалов – кто и в рамках какого тарифа должен платить за электроэнергию, которая пошла на общедомовые нужды? Воспользовались оказанной услугой собственники или наниматели квартир в доме – но они оплачивают электроэнергию по показаниям счётчиков, установленных в квартирах. Счета энергетики выставляют в адрес управляющих организаций – но жилищники брали на себя обязательства только обслуживать системы освещения мест общего пользования, а никак не расплачиваться за потреблённый жителями коммунальный ресурс. 

– По нынешним законам жилищники вправе оказывать только те услуги, на которые их уполномочили жильцы общим собранием, – говорит директор УК «Жилищное управление» Антон Тёлин. – Мы отчитываемся перед жильцами за расходование средств и должны тратить их только на те работы, которые утверждены собранием. Но ещё до того, как приступить к этим работам, УК «Жилищное управление» ежемесячно расплачивается за электроэнергию, потреблённую в местах общего пользования. Например, зимой по обслуживаемому нами жилому фонду каждый месяц на это уходило около 200 тысяч рублей. Плата за электроэнергию ни рекомендованным городской администрацией тарифом, ни утверждёнными жителями перечнями услуг не предусмотрена – а ведь по каждому дому набегают очень солидные суммы, которые приходится отвлекать от работ по содержанию и ремонту домов. 

Суммы и вправду весьма ощутимые. Стремясь их сократить, управляющие компании устанавливают счётчики, считающие потребление на общедомовые нужды. Вот, например, 10-подъездный жилой дом № 84 в 9 микрорайоне. В марте там, согласно прибору учёта, только один лифт «прокатал» 960 кВт-ч, что с учётом налога на добавленную стоимость обошлось в 595 рублей 19 копеек. Лампы на лестничных клетках этого подъезда, в подвале и наружное освещение в общей сложности «скушали» 800 кВт-ч (с учётом НДС – 496 рублей). Итого только с одного подъезда и только за один месяц – 1091,19 рубля, не предусмотренные никаким тарифом. С энергетиками жилищники вынуждены расплачиваться полностью и в срок, а значит, на эту сумму подъезд недополучает услуг по содержанию и текущему ремонту. В домах без лифтов суммы поскромнее, но и они впечатляют: 

86 квартал, 5 дом, обычная небольшая «хрущёвка» – только на освещении в месяц там «нагорает» 915 кВт-ч, или больше 560 рублей в месяц. 

Как известно, никакой счётчик сам ничего не экономит. Ангарские управляющие компании выяснили, что платить по счётчикам за потребление в местах общего пользования иногда явно невыгодно. Например, проектами ангарских домов почему-то предусмотрено, что лифты работают с 6 утра до 11 ночи; наш же посменно работающий народ использует их круглосуточно. Итог – во многих подъездах фактическое потребление больше нормативного. Счётчики выявляют порой просто парадоксальные вещи. Возьмём дом № 15 в 29 микрорайоне (9 этажей, 4 подъезда). Там в феврале этого года, судя по показаниям счётчика, «нагорело» 4339 рублей, а в июле – 4503 рубля. Летом – больше, чем зимой, хотя световой день вроде бы удлинился, а не наоборот. Разгадка парадокса проста: жители дома отказались оплачивать управляющей компании услугу по замене лампочек на лестничных клетках, решили менять их сами. И поменяли – на те, которые под руку подвернулись, более «прожорливые». Что левой рукой сэкономили, то правой растранжирили. 

На семинаре по энергосбережению, проходившем на днях в ангарском филиале Иркутской энергосбытовой компании, все присутствовавшие представители управляющих компаний говорили о том, что с платежами за электроэнергию, потреблённую в местах общего пользования, вопросов очень много. Если в доме нет общедомового счётчика – за чей счёт его установить? Когда потребление посчитано – как его справедливо разделить? Коммунальная услуга не может начисляться на квадратные метры, как жилищные услуги. В других городах используются сложные формулы с учётом числа прописанных или показаний внутриквартирных счётчиков – но и эти формулы не бесспорны. По одним нормативным актам собственники должны оплачивать электроэнергию на освещение мест общего пользования вместе с платой за электроэнергию в квартирах, а другие законы дают и собственнику, и управляющей компании право выбора «гарантирующего поставщика» – значит, может оказаться, что юридически поставщиками электроэнергии в квартиры является сетевая компания, а в подъезды – энергосбытовая. Так что пока вопросов больше, чем ответов. 

Ясно лишь одно – за лампочку над подъездом, которую всем лень выключить, расплачиваться приходится каждому. Сейчас мы за это платим отсутствием детской площадки и клумб во дворе или тем, что дворник с уборщицей убирают реже, чем хотелось бы, но вскоре наверняка будем платить отдельной строкой в счёте. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры