издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прогулки по виртуальному музею

  • Авторы: Людмила СВИРКОВСКАЯ, директор музея; Дарима ЖАЛСАНОВА, студентка 2 курса

В каждом образовательном учреждении есть свой музей: скромный или с богатой экспозицией, «для галочки» или помогающий учащимся глубже постигать предметы, и не только историю России. Например, в ИГПК № 1 студенты и преподаватели обращаются за помощью и методической поддержкой в музей при изучении таких дисциплин, как «История развития молодёжного движения», «История физической культуры», «История Сибири»... Однако, относясь к музею прагматически, используя накопленные несколькими поколениями знания только в рамках своей специальности, мало кто из студентов мог представить все экспозиционные возможности.

Новую, виртуальную жизнь музей получил недавно. Теперь стоит только зайти на сайт Иркутского государственного педагогического колледжа № 1 и щёлкнуть курсором на раздел «Музей», тут же можно выбрать для просмотра любую из граф: «Факты», «Люди», «Колледж», «Гостевая книга». И сразу перед глазами – неисчерпаемость истории и неповторимость человеческих судеб.

Смотрим старые снимки. Оказывается, педколледж – старейшее учебное заведение Приангарья. Он является наследником основанной в 1872 году учительской семинарии, созданной по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Петровича Синельникова, где велась подготовка учителей начальных классов. Это была одна из первых учительских семинарий в Сибири. С восстановлением Советской власти в Иркутске учительская семинария была переименована в трёхмесячные педагогические курсы, а в 1926 году – в педагогический техникум.

А вот 1937 год. На базе педагогического техникума открыто Иркутское педагогическое училище № 1. Занятия начались 1 октября, а проходили в бывшей сельскохозяйственной школе Иркутска и Олхинской начальной школе. В этом же году был сделан первый выпуск учителей начальных классов, принятых из Верхоленского педучилища в количестве 23 выпускников.

В музее есть фотография аттестата образца 1941 года. Из двадцати дисциплин, изучаемых учащимися, восемь имели методическую направленность, одиннадцать – общеобразовательную. Обязательным являлось изучение Конституции СССР. Оценка знаний осуществлялась отметками «отлично», «хорошо», «посредственно».

Материальное положение студентов было тяжёлое, многие учащиеся вынуждены были работать в свободное от учёбы время. Администрация и бухгалтерия училища изыскивали деньги и покупали ткань, чтобы выдать её нуждающимся. В архиве – около 20 приказов, где говорится о выдаче ткани студентам на пошив брюк и юбок.

В предвоенные годы в Иркутской области катастрофически не хватало учителей начальных классов. Иркутское облоно решило исправить положение и своим приказом от 10 октября 1940 г. набрало группу из 30 учащихся. Кроме того, в том же 40-м году, учитывая политическую обстановку, облоно вводит дополнительные занятия по физической подготовке для юношей допризывного возраста. Приближались годы сороковые, роковые… 

Большая глава виртуального музея посвящена жизни педагогов и студентов учебного заведения в годы войны. В это время учебный корпус училища и оба здания общежития были приспособлены под госпиталь. Но занятия продолжались, только в третью смену в школе № 88 Глазков-ского предместья, а учащихся размещали для проживания в частные дома. За годы войны (1941 – 1944 гг.) было выпущено 113 учителей начальных классов. Сокращалось количество учебных групп на дневном обучении, увеличивалось на заочном. В течение всех военных лет заочное отделение было самым большим, на нём обучалось вдвое больше учащихся, чем на дневном. 

Есть в этом разделе воспоминания выпускников предвоенных и военных  лет. Одно из них – Сады Павловны Калошиной:

«…22 июня 1941 года мы, девочки выпускной группы, готовились к вечеру. Заранее были сшиты платья из марли, пышные и нарядные. Накануне примеряли свои обновы, а 22 июня – война! Вечер не состоялся. По классам выдали аттестаты и направления на работу в школы области. Все девушки поехали по местам, а ребят призвали на фронт. Почти все они погибли. …В годы войны мы работали в трудных условиях: весь день  в школе, а вечером шли в семьи, чтобы утешить бедных матерей, жён и детей, получивших похоронные извещения. В школе было самообслуживание, сами ученики и учителя мыли полы, парты, мальчики кололи и носили к печке дрова, зимой убирали снег во дворе, носили с реки вёдрами воду. Заготавливали в лесу дрова и возили их на санках к школе. Работы было очень много. …Работали дружно, без отдыха. Вечерами вместе с односельчанами делали вещи на фронт: старушки-колхозницы пряли шерсть, а мы, учителя и старшие школьницы, вязали рукавицы, шарфы и носки до поздней ночи. Сами готовили посылки для бойцов: собирали тёплые вещи, писали письма. 

…Летом с учениками пололи зерновые посевы, рыхлили, огребали картофель, ездили на покос, осенью копали и сортировали клубни». 

Рассказывает виртуальный музей и о педагогах, пришедших в педучилище после войны и проработавших в нём многие десятилетия. В Иркутске хорошо знают заслуженного педагога, фронтовика, художника, аккордеониста, постоянного участника выставок творческого объединения художников «Бабр», человека с литературной фамилией – Ивана Бровкина. Недавно он принял участие в юбилейном праздновании Дня Победы, а сейчас работает над повестью «Классный руководитель»: о жене Екатерине Поланской, соратнице, педагоге и классном руководителе педагогического училища № 1, которая не раз со своими студентами получала переходящее Красное знамя.

Ивана Алексеевича Бровкина война застала в Иркутске, тут он в 1942 году прошёл отбор в 83 учебную эскадрилью ГВФ в городе Черемхове, затем поступил в 14-ю военную школу пилотов-ночников в городе Чебоксары. В июне 1943 года в звании младшего лейтенанта был направлен в действующую 17-ю Воздушную армию 3-го Украинского фронта. Мужественный сибиряк участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии от фашистских захватчиков. День победы встретил в Австрии. В периодах между вылетами Иван Алексеевич делал рисунки, наброски самолётов, всполохов разорвавшихся бомб. Без рисунков молодой солдат не мог жить, потому что с детства мечтал стать художником. 

За боевые заслуги Иван Алексеевич награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Германией», «За освобождение Болгарии», «За освобождение Белграда» и многими юбилейными медалями. В 1947 году он демобилизовался и поступил в Иркутское художественное училище. Окончив его в 1952 году,  устроился работать в Иркутское педагогическое училище № 1, где в течение тридцати лет преподавал ИЗО. В его трудовой книжке всего две записи: принят на работу и уволен в связи с уходом на пенсию.

Жизнь педагогов-новаторов, лучших студентов наших дней – победителей конкурсов, соревнований, олимпиад тоже стала историей. Даже Веронике Жилкиной, занявшей почётное третье место в областном конкурсе «Студент года – 2010», посвящена виртуальная страница. Именно связь с современностью, мобильность, разнообразие рубрик, возможность посещать музей из любопытства и использовать архивные материалы и фотографии в своих исследовательских работах делают виртуальный музей популярным у студентов и преподавателей, членов научного студенческого общества, будущих абитуриентов и обычных пользователей Интернета, неравнодушных к истории.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры