издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Украли воду

Сотрудники «Байкалэнерго» ищут решение коммунальной проблемы

Слив горячей воды из системы отопления для бытовых нужд приводит к потерям тепла и нарушает гидравлический режим работы тепловой сети. С этим утверждением знаком каждый школьник, который прошёл курс физики. Однако в Иркутске вопросы несанкционированного водозабора в по- следнее время набирают всё большую актуальность. И проблема не в том, что хозяева десятков неблагоустроенных квартир в предместьях Рабочее, Радищева, Марата, в микрорайонах Жилкино, Ново-Ленино не изучали в школе физику, а скорее в том, что они стали заложниками ситуации.

Отродясь её тут не было

Один из таких районов – предместье Рабочее, в котором расположены многоквартирные дома так называемого барачного типа, построенные ещё в 1930-е годы специально для строителей и работников завода имени Куйбышева. В послевоенные годы на заводе предпринимались все возможные меры для решения жилищной проблемы. Уже 1 января 1951 года завод имел около 80 домов общей площадью 33181 кв. м, и возведены они были в основном в Рабочем. Особенно интенсивное жилищное строительство велось в 60–70-е годы, когда в предместье появились многоэтажные дома. Этот факт зафиксирован в названии трамвайной остановки «Куйбышевские дома».  

Это жильё – деревянные постройки барачного типа – изначально вводилось как временное, и срок его эксплуатации не должен был превысить 10–20 лет. Разумеется, ни о каком благоустройстве в домах не было и речи – горячее и холодное водоснабжение отсутствовало. Однако и сейчас картина мало изменилась: «куйбышевские дома» с «удобствами на улице», которые должны были уйти под снос, до сих пор стоят. 

До недавнего времени всё это жильё отапливали котельные, которые обслуживало МУП «Иркутсктеплоэнерго». В марте 2007 года между ЗАО «Байкалэнерго» (дочернее предприятие «Иркутскэнерго») и администрацией Иркутска был заключён договор концессии, в рамках которого были переданы в эксплуатацию все муниципальные котельные и теплосети. Тогда же проблема несанкционированного слива воды из теплосетей перешла от муниципалитета, который сам из городского бюджета платил разницу за горячее водоснабжение, в ведомство энергоугольной компании. 

Как рассказал «Сибирскому энергетику» начальник управления теплоисточников ЗАО «Байкалэнерго» Виктор Мотовилов, требовались большие инвестиции, чтобы привести новые активы в порядок. К примеру, одна из котельных, которая отапливает несколько десятков домов в Рабочем, была  полностью автоматизирована и оборудована в соответствии с современными требованиями промышленной безопасности и энергосбережения. Казалось бы, в современном объекте теплоснабжения проблем быть не может, однако они существуют, и создают сложности сами жители.

Где её воруют?

Делают это чаще всего так: водопроводную трубу соединяют с трубой теплосети с помощью обыкновенного смесителя, и в результате горячая вода течёт прямо из крана. Безусловно, многие жители делают это самовольно, другие вполне легально, за что ежемесячно вносят  плату в соответствии с суммой, указанной в строке платёжки «Самовольный слив». «Горячее удоволь-

ствие» обходится значительно дешевле, чем централизованное горячее водоснабжение, и в то же время позволяет  мыть посуду, принимать ванну, стирать бельё. Однако действуют легально лишь единичные жители бараков,  в основном люди берут воду прямо из батареи, никому за неё не платя.  

– Мы фиксируем потерю воды в больших количествах, больше тонны в час, это примерно в четыре раза превышает норму, в восьми котельных города, – рассказал Виктор Мотовилов. – Наши проверки никаких утечек не обнаружили, и оборудование везде было в порядке. Понятно, что кто-то из жильцов использует воду из батареи для бытовых потребностей.

Судя по показаниям счётчиков, которые установлены в каждой котельной, вода пропадает в жилых домах и объектах соцкультбыта, которые отапливают котельные: Школа, 73, Нестерова, 14, Радищева, 67, Школа, 45, Профсоюзная, 25, Щедрина,18, Баррикад, 159, и Школа, 20. К примеру, на котельной  Радищева, 67, водомеры фиксируют разницу 30  тонн в сутки.  

Чем это грозит?

Людей не пугает, что водой из системы отопления можно отравиться

«Несанкционированный водоразбор, то есть слив горячей воды из системы отопления для бытовых нужд, приводит к значительным потерям выработанного тепла и нарушает гидравлический режим работы тепловой сети, в связи с чем мы несём сверхнормативные колоссальные потери тепловой энергии и, соответственно, убытки», – говорит Виктор Мотовилов.

Однако, по его словам, убытки «Байкалэнерго» – это не самая главная проблема, наступают негативные последствия и для самих жителей:  нарушается тепловой и гидравлический режим системы тепло-

снабжения, что влечёт за собой ухудшение комфортных температурных условий в жилых помещениях. При разборе воды из системы отопления (батарей и труб) температурные параметры не выдерживаются в осенне-весенний период, а кое у кого и круглый год. Это причина того, что в домах жителей становится прохладно, страдают добропорядочные потребители. Ещё одно последствие неправомерных действий – повышенный риск возникновения аварийных ситуаций на объектах тепло-

снабжения, поскольку слив воды приводит, говоря профессиональным языком, к «завоздушиванию» труб. Такой случай был предотвращён в прошлом году. Тогда в 40-градусный мороз без тепла чуть не остались потребители одной из котельных. Благо, что энергетики вовремя обнаружили и устранили неисправность. В этом году, когда под новогодние праздники и каникулы синоптики обещают резкое понижение температуры, коммунальщики опасаются, что ситуация может повториться.  

Кроме того, вода из батареи не является пригодной для бытовых нужд. «Хоть мы и используем в системе отопления воду питьевого качества, всё же такой водой можно отравиться, поскольку она ржавая», – отметил Виктор Мотовилов. Он добавил, что тепловая компания несёт дополнительные затраты на нагрев теплоносителя, который жителями попросту сливается в канализацию. А ведь все эти затраты не учтены ни в одном тарифе.

Не пейте воду –  позеленеете

Чтобы пресечь несанкционированный водоразбор, сотрудники «Байкалэнерго» проводят регулярные рейды, выявляющие недобросовестных потребителей. 

Виктор Мотовилов рассказал, что однажды, ещё в 2008 году, энергетики применили вынужденную меру – добавили  в теплоноситель специальное контрастное вещество, краситель зелёного цвета «Уранин-А», что делает воду непригодной для бытовых нужд. «Уранин-А» представляет собой динатриевую соль флуоресцеина, хорошо растворим в воде. «Уранин-А» широко применяется в бытовой химии для подкраски лечебных солей, моющих средств и мыла. В небольшой концентрации он безвреден для здоровья, а потому разрешён к применению санитарно-эпидемиологической службой.

Однако и это не помешало людям сливать воду из отопительных приборов. Пока коммунальные службы добавляли  в воду краситель, жильцы с не меньшим упорством сливали  зелёную жидкость в канализацию в надежде, что она когда-то кончится. Более того, люди стали сливать эту воду, чтобы она протекла, что в результате привело к обратному эффекту и объёмы несанкционированного слива значительно выросли». 

Не пойман – не вор

По словам Виктора Мотовилова, тепловикам удалось зафиксировать несколько десятков домов, где горожане воровали воду. Однако установить конкретные квартиры и поймать нерадивых жителей «за руку» представляется очень сложным, поскольку жители просто не впускают к себе домой сотрудников «Байкалэнерго». В очередной такой рейд энергетики взяли с собой корреспондента нашего издания. С самого утра сотрудники стучались в квартиры «потенциальных злоумышленников». 

«Да мы все всю жизнь берём воду из батарей, а что вы предлагаете, если воды нет, водоколонки далеко, а жить-то надо?» — заявила жительница одного из домов, которая отказалась представиться. Многие жильцы  ничего плохого в подворовывании воды из батарей не видят, а один мужчина даже расстроился от того, что сам не додумался до такого решения проблемы отсутствия горячей воды. 

В одной из квартир двухэтажного барака по адресу Радищева, 67, попавшей в поле зрения участников рейда, проживает порядочная семья, которая воспитывает маленьких детей. Хозяева не стали долго отпираться, а, напротив, показали, как они берут воду из батареи. Больше всего удивил нежданных гостей установленный унитаз, рядом с которым стоит большая бочка. В неё через самодельный врез в трубу и специальный шланг набирается горячая вода, остужается и используется для смыва.  

В этих домах горячей воды никогда не было. Отопление есть, холодная вода и канализация тоже, а вот наладить в домах горячее водоснабжение в планах местных коммунальных систем никогда и не значилось, поскольку эти дома в «генеральных планах» города всё равно когда-нибудь пойдут под снос.  

«Конечно, это ненормально, – согласились с корреспондентом «СЭ»  в отделе ЖКХ администрации Иркутска. – Теоретически это возможно сделать в домах с центральным отоплением, но практически… Нужно отдельно прокладывать трубы для горячей воды, а это дорого. К тому же ещё не решён главный вопрос: за чей счёт это нужно делать?» 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры