издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тюрьма или больница

Отсутствие государственной системы недобровольного лечения наркозависимых является одной из основных причин высокого уровня преступности и смертности в стране

  • Автор: Тамара ДМИТРИЕВА, врач-нарколог

Споры о необходимости принудительного лечения наркозависимых в нашей стране продолжаются уже десятилетие. В 2003 году для тех, кто совершил преступление на почве наркомании или алкоголизма, принудительное лечение было заменено так называемым обязательным. Оно назначается теперь врачебной комиссией исправительной колонии, в которой осуждённый отбывает наказание, но на деле превращается обычно в пустую формальность.

Между тем уже давным-давно существует позитивный западный опыт применения недобровольных медицинских мер в отношении тех, кого наркотики или алкоголь толкнули на уголовное правонарушение. Если преступление нетяжкое и тянет на лишение свободы до двух–трёх лет, то в большинстве западных стран используются так называемые альтернативные формы недобровольных мер. Преступнику предлагают выбор: пройти лечение от наркомании либо отбыть наказание в местах лишения свободы. 

Большинство правонарушителей, конечно, отдают предпочтение не тюрьме, а реабилитационному центру. В лечебных мероприятиях при этом участвуют не только наркологи, но и психотерапевты, психологи, социальные работники. Проводится групповая психотерапия, применяются самые разные способы социального воздействия на пациентов – от тренинга полезных навыков до трудотерапии. Если больной пренебрегает лечением и возвращается к употреблению наркотиков, его отправляют за решётку. 

Наркологические больные, приговорённые к длительным срокам наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, в большинстве стран проходят лечение в принудительном порядке. Причём в уголовно-исполнительной системе для этого предусмотрены специализированные отделения. 

Недобровольные медицинские меры применяются в развитых странах и к пациентам, ещё не нарушившим Уголовный кодекс, но ведущим асоциальный образ жизни. Обязательное лечение для тех, кто под воздействием психоактивных веществ совершает административные проступки, практикуется очень широко: его могут назначить и суд, и полиция, и местная администрация. В финансируемых государством реабилитационных центрах обычно половина мест занята нарушителями порядка, которым назначено обязательное лечение. 

В 1960–1990-х годах и в нашей стране существовала форма принудительного лечения алкоголиков, которые не давали спокойно жить родным и соседям. Их направляли в лечебно-трудовые профилактории системы МВД на срок от шести месяцев до двух лет. Эта система существовала до 1993 года, а после её отмены государство просто перестало интересоваться судьбой наркологических больных, склонных к асоциальному поведению и уклоняющихся от лечения. Они были предоставлены самим себе или вверены заботам несчастных родственников. Сколько трагедий это породило, сколько судеб разрушило – никто не подсчитывал. Аналитики не отрицают, правда, что отсутствие государственной системы недобровольного  лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов является одной из главных причин высокого уровня преступности и смертности в стране. 

Вообще, за границей людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ, не списывают, не бросают на произвол судьбы, как у нас. Их пытаются вернуть в общество, оказывая жёсткое и многостороннее воздействие с помощью различных правовых и социальных механизмов. К примеру, на тех, кто не желает лечиться, оказывают давление, ущемляя в правах. Не пройдёшь полноценный курс реабилитации – теряешь возможность устроиться на работу, поступить в учебное заведение, восстановить водительские права, получить социальные льготы. Зато тех, кто приложил усилия и сумел избавиться от зависимости, максимально поощряют, им и их близким  оказывают поддержку на протяжении многих лет, помогая решать самые различные жизненные проблемы.    

У нас в стране всё по-другому. На первый взгляд, казалось бы, более гуманно. Суды, например, сплошь и рядом назначают наркоманам условное наказание с испытательным сроком за преступления, на которые их толкает зависимость: кражи, мошенничества, разбои. При этом больных людей, которые явно не в состоянии управлять собой, обычно отпускают на волю, не обязав даже пройти лечение от наркомании, не интересуясь условиями их жизни. Страх нарушить права осуждённых поставил так называемое обязательное лечение в пенитенциарных учреждениях в зависимость от желания или нежелания лечиться самих больных. И тем самым выхолостил, превратив в формальность: осмотры врачей и назначение симптоматических препаратов, как известно медикам, не исцеляют от наркомании и алкоголизма, не освобождают от болезненных пристрастий. 

Как далеко всё это от принятого на Западе куда более жёсткого, но по-настоящему гуманного подхода к больным людям, нуждающимся в контроле и помощи! Чего же нам не хватает, чтобы создать такую же гибкую и человечную систему воздействия на наркозависимых, которая принята в большинстве стран? Безусловно, изменения в законодательстве и улучшения финансирования наркологических услуг. Сегодня квалифицированную помощь на бюджетной основе не может получить даже пациент, который добровольно обращается к врачу, рассчитывать же на бесплатное принудительное лечение в массовом порядке тем более не приходится. Но ещё важнее изменить сам подход к проблеме исцеления наркоманов: от показного гуманизма перейти наконец к подлинной заботе о больных людях и их семьях, адресной помощи в преодолении страшной зависимости.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры