издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Берём пьесу и начинаем действовать»

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Иркутские театралы собрались «похимичить». С 24 по 26 октября в местном Доме актёра будет работать творческая лаборатория, к участию в которой приглашаются все, кто имеет отношение к театральному искусству. В программе просмотр нескольких спектаклей, выставка театральных художников, лекции и мастер-классы от ведущих театроведов страны и многое другое. О том, какие сценические опыты собираются ставить в течение трёх дней организаторы проекта, «Иркутскому репортёру» рассказал руководитель творческой лаборатории театральный режиссёр Александр Лобыгин.

Идея организовать в Иркутске творческую лабораторию театрального искусства, по словам её руководителя – режиссёра-постановщика музыкального театра им. Загурского Александра Лобыгина, появилась примерно год назад. С тех пор проект успел обрасти большим количеством интересных людей и заодно найти поддержку со стороны областного министерства культуры. В итоге сейчас в Иркутск едет известный художник Юрий Суракевич, который везёт сюда выставку макетов театральных декораций, афиши, эскизы и костюмы. Также среди гостей два обладателя премии «Золотая маска»: это петербургская актриса Людмила Глухова, которая представит здесь моноспектакль «Берегиня», и профессор кафедры театрального искусства и актёрского мастерства Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (Улан-Удэ) Туяна Бадагаева. Она будет читать в Иркутске лекцию об актёрском мастерстве. Экспертами всего проекта выступят российские театроведы Татьяна Тихоновец и Владимир Спешков. Можно будет увидеть на сцене и мэтров иркутской театральной сцены: так, в спектакле по мотивам пьесы Чехова «Лебединая песня» будут играть актёры драмтеатра им. Охлопкова Елена Мазуренко и Степан Догадин, а также художественный руководитель Иркутского театрального училища Валентин Зверовщиков. Будет в этом спектакле принимать участие и сам Александр Лобыгин. Правда, на вопрос, в каком качестве, он лишь интригующе отвечает: «А вот увидите». В идеале авторы проекта надеются, что все три дня пройдут в непрерывном театральном действии. Найдётся в нём место и для студентов Иркутского театрального училища, а также актёров учебных заведений из соседней Бурятии. Специально для них запланировано действенное прочтение пьесы Александра Вампилова «Старший сын».

– Как происходит «действенное прочтение пьесы»?

– Мы берём пьесу и начинаем действовать, – рассказывает Лобыгин. – Можно прямо с книжкой или листами ходить по сцене. Одним словом, это такой репетиционный процесс с элементами импровизации, когда всё действие совершается здесь и сейчас. И зрители могут это увидеть.

– Проще говоря, это такая театральная кухня? 

– Да. Но это «высокая» кухня, интересная, в лучшем виде.

–  Название лаборатории «Театр Третьего Тысячелетия – Театр Будущего». Что вы хотели сказать таким названием?

– Оно даёт возможность взглянуть шире на театр вообще. Я не революционер и не первооткрыватель. Я просто хочу сказать, что основой театра будущего является театр прошлого и настоящего. Поэтому всё, что накоплено в прошлом, должно перей-ти в будущее. Но как раз с этим сегодня есть проблемы: потому что тот мир информатики, который заставляет бежать, а не идти, вынуждает порой пропускать мимо какие-то важные вещи, не задумываясь отбрасывать самое сокровенное. Об этом и хотелось бы поговорить в рамках этой лаборатории. И ещё раз предоставить возможность определённого театрального действия. Лаборатория ведь не рассматривает, что хорошо, а что – плохо. Она даёт возможность встреч с интересными людьми, разговоров и усвоения нового материала. И ещё это такая новая живая струя, которая нужна в любой творческой среде.

– Здание Дома актёра в качестве основной площадки вы выбрали не случайно? 

– Да, хотя площадок будет несколько. Так, один из спектаклей будет сыгран на сцене Иркутского театрального училища. Но в целом людям, играющим в театре, Дом актёра необходим. И потому хотелось бы, чтобы общественность обратила внимание на это здание. Чтобы в такой бешеный современный век его не меняли, но отреставрировали и вернули ему историческое лицо, сохранив в этом камерном здании душу и сердце.

– Судя по всему, лабораторией весь проект назван не случайно. В химической лаборатории ставят опыты, какую формулу вы хотите вывести в театральной лаборатории?

– Мы не исследователи криминальных структур или математических формул. Мы исследуем творчество в плане познания нового. Если мы говорим о театре будущего, это не значит,  что мы должны строить космические корабли и бороздить в них просторы вселенной, показывая тем самым, что занимаемся творчеством. Когда стайеры выбегают на длинную дистанцию, то на 50-м километре вдруг начинают осознавать, что они совершают, как дышат, как живут, как познают мир. Здесь происходит то же самое. Мы должны осознать рвущий старт 21 века, по которому бежим уже в течение почти 13 лет. Я не хочу ругать тех, кто оторвался от прошлого, такова суть нашего времени. Но нужно понимать, что в театре существуют душа и люди, которые каждый день выходят на сцену, чтобы выразить мысль, предназначенную для зрителя. Всё в театре сделано для зрителя. И бывает, что люди приходят на спектакль случайно, но из этой случайности порой происходят очень серьёзные для жизни вещи. Это точно так же, как в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина, которую я сейчас ставлю. Там совершенно случайно в филармонию после войны попал человек и встретился со своей судьбой. Общего будущего у них так и не случилось, но на протяжении всей жизни они любили друг друга, хотя поняли это только в конце. Одним словом, театр даёт переоценку ценностей, а это самое главное. 

– Сколько всего у вас постановок? 

– Достаточно мало. Я не так давно в этом городе. Родом я из Улан-Удэ. Серьёзно увлекаться театром  начал ещё на БАМе, в Северобайкальске, примерно с 1988 года. Почти четверть века назад. Затем работал несколько лет в Борисоглебске, а потом судьба занесла сюда. В Иркутске пятый год. Сейчас в ТЮЗе идёт мой спектакль «Дом окнами в поле» по мотивам пьесы Вампилова. В музыкальном театре шёл мюзикл «Быть женщиной – это прекрасно». Сейчас готовятся к выходу ещё три новых постановки, в том числе по «Варшавской мелодии», спектакль по ней будет называться «Перекрёсток».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры