издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый маршрут для сибирской нефти

  • Автор: Мария Шмелёва

ОАО «АК «Транснефть» приступило к строительству магистрального трубопровода «Куюмба – Тайшет». В минувший вторник на берегу Ангары в Богучанском районе Красноярского края был сварен первый стык трубы, по которой уже через два года пойдёт нефть Восточной Сибири. Пропускная способность нефтепровода составит до 15 млн. тонн нефти в год. Почти треть трассы длиной более семисот километров приходится на Иркутскую область. При строительстве и эксплуатации будут чётко соблюдены все экологические нормы и учтены интересы местного населения, подчёркивает руководство компании.

В назначенный час 17 декабря на берегу Ангары в районе села Богучаны собрались многочисленные гости и участники торжественного события. В их числе были первый вице-президент ОАО «АК «Транс­нефть» Юрий Лисин, вице-президенты компании Алексей Сапсай и Михаил Барков, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, его заместитель Андрей Гнездилов, министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Алексей Климов, а также главы муниципалитетов, по территории которых пройдёт нефтепровод. 

Строителям трубопровода предстоит на этом, одном из самых сложных, участке проложить 1827 м магистрали по дну реки. Ангара – крупнейшая из 111 водных преград на пути нефтепровода. По трём из них – Ангаре, Чуне и Бирюсе – для обеспечения промышленной и экологической безопасности, помимо основных подводных переходов, будут проложены резервные нитки. 

Каждый шов будет проходить тройной контроль: ультразвуковой, визуально-измерительный и рентгенографический, а на подводной части запланирован ещё и дубль-конт­роль со стороны заказчика. Труба диаметром 720 мм имеет самый высокий класс прочности для данной местности и рельефа. Сварщики Дмитрий Жилкин и Василий Малышев под прицелом фото– и телекамер справились с задачей – сваркой первого стыка – профессионально и быстро. Представитель технического контроля объявил: «Шов годен». Символический старт активной фазе строительства магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет» был дан. 

Это один из крупнейших инвестиционных проектов «Транснефти», напомнил Александр Маризов, генеральный директор ООО «ЦУП ВСТО» (дочерняя структура ОАО «АК «Транснефть»). Проект «Куюмба – Тайшет» – следующий логический шаг в стратегии развития компании, где восточный вектор является одним из главных направлений. Новая магистраль позволит подключить к системе ВСТО Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское нефтяные месторождения, расположенные на севере Красноярского края. 

Маршрут нового нефтепровода пролегает по территориям Красноярского края и Иркутской области. Его протяжённость – 705 км, 515 из которых приходится на Красноярский край, 190 – на Приангарье. При проектировании магистрали разработчики учли все требования экологического законодательства и пожелания коренных и малочисленных народов Севера, которые традиционно живут на этих землях, сделали две перетрассировки, чтобы обойти заповедные территории. «Здесь будут работать тысячи людей, все мы должны помнить, что эта уникальная природа – наша страна, наш дом, и оставить о себе хорошую память», – подчеркнул на торжественном мероприятии первый вице-президент «Транснефти» Юрий Лисин. Контролировать качество строительства и соблюдение экологического законодательства будет специализированное предприятие, входящее в структуру компании. Положительное заключение Главгосэкс­пертизы на инженерные изыскания по проекту МН «Куюмба – Тайшет» и разрешение на строительство, выданные без замечаний, подтверждают серьёзность требований компании к качеству работ.

Пропускная способность трубопровода позволит перекачивать до 15 млн. тонн нефти в год. Строительство разделено на два пусковых комплекса. Первый включает сооружение двух нефтеперекачивающих станций (№1 и №2) в Эвенкийском районе, линейной части нефтепровода, центральной ремонтной службы и базы производственного обеспечения на территории Богучанского района Красноярского края. Строительство первого пускового комплекса планируется завершить в 2016 году. На втором этапе, который продолжится до 2020 года, появятся ещё две нефтеперекачивающие станции (№3 и №4). 

Проекты станций в общей сложности включают возведение 95 зданий. Такие масштабы, конечно, предполагают создание новых рабочих мест – как во время строительства, так и на этапе эксплуатации. Только на НПС №1 и №2 потребуется 651 сотрудник. В Иркутской области планируется создать порядка 300–400 рабочих мест на период эксплуатации, около 1,5 тыс. – на этапе строительства, сообщил вице-президент АК «Транснефть» Алексей Сапсай. 

«Транснефть» выбирает подрядчиков через тендерные процедуры, причём предпочтение отдаёт отечественным компаниям, которые готовы предложить продукцию, не уступающую по качеству импортной. В реализации проекта задействованы и местные организации: в 2013 году иркутские компании уже получили около 513 млн. рублей за выполнение заказов по проекту, уточнил Алексей Сапсай. 

За состоянием нефтепровода будет следить система контроля утечек и давления. «Из диспетчерского пункта мы будем видеть каждый участок и отрезок трассы – давление, температуру и другие показатели, – пояснил Алексей Сапсай. – При необходимости одной кнопкой можем закрыть задвижки. Конт­роль за соблюдением всех технологических характеристик будут обеспечивать линейная эксплуатационная и ремонтная службы». 

Помимо производственных со-оружений проект включает и социально значимые стройки, в частности, два жилых комплекса появятся в посёлках Октябрьский и Ангарский Богучанского района Красноярского края, детский сад-школа в Куюмбе Эвенкийского района. Целый ряд других социальных объектов будут реконструированы или отремонтированы. На эти цели в компании заложено финансирование в размере 438 млн. рублей, которые будут освоены в течение трёх лет. В качестве поддержки коренных и малочисленных народов две родовые общины уже в этом году получили 16,3 млн. рублей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры