издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Начало пути «Куюмба – Тайшет»

АК «Транснефть» приступила к строительству нового магистрального нефтепровода

Крупный российский инфраструктурный проект – строительство нефтепровода «Куюмба – Тайшет» – стартовал в Сибири. Транспортная система позволит подключить к магистрали «Восточная Сибирь – Тихий океан» Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения. АК «Транснефть», год назад приступившая к проекту, получила положительное заключение Главгосэкспертизы и разрешения на строительство. Таким образом, планы относительно МН «Куюмба – Тайшет» остаются неизменными: первая очередь будет запущена в 2016-м, уверены в компании.

Двадцать лет спустя

Одно из мест, где уже сейчас предстоит вести активную работу в рамках проекта, – участок в районе села Богучаны Красноярского края. На минувшей неделе здесь состоялось торжественное мероприятие – сварка первого стыка магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет». Участие в церемонии приняли руководители «АК «Транснефть» – первый вице-президент Юрий Лисин, вице-президенты Алексей Сапсай и Михаил Барков, а также губернатор Красноярского края Лев Кузнецов и министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Алексей Климов.

Эксперты отрасли, представлявшие компанию, отметили: восточное направление становится одним из приоритетных для страны, а восточная система существующих нефтепроводов уже обеспечила выход России на энергетические рынки АТР и позволила эффективно экспортировать нефть. Существенную роль в этой тенденции сыграла магистраль ВСТО – она принципиально изменила действовавшую ранее схему поставок, имевшую европейскую направленность.

Между тем по-прежнему сохраняется возможность расширять и далее восточное направление. Так, предполагается использовать ресурсы Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского нефтяных месторождений (Красноярский край). Подключить их к трубопроводной системе ВСТО как раз планируется с помощью магистрали «Куюмба – Тайшет». 

Эксперты ТЭК, представляющие «Транснефть», отметили: восточная система существующих нефтепроводов уже обеспечила выход России на энергетические рынки АТР

На сегодняшний день МН «Куюмба – Тайшет» – один из крупнейших инвестиционных проектов «Транснефти». Распоряжение о его строительстве было подписано правительством РФ 17 апреля 2012 года. Правительство страны поставило задачу подготовить инфраструктуру к запуску промышленной добычи на месторождениях к концу 2016 года, поэтому «Транснефть» уже зарезервировала в своём бюджете объём необходимых инвестиций на проект. «Каких-либо сдвижек, отсрочки в строительстве объекта с нашей стороны не планируется», – отмечают представители «Транснефти».

– Этот проект рассматривался ещё 20 лет назад. Уже тогда были разведаны и оценены запасы нефти, которые предстоит подавать в трубопровод «Куюмба – Тайшет». Прошло много времени, наконец случилось то, что должно было случиться, – выступил первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Юрий Лисин на церемонии сварки первого стыка МН «Куюмба – Тайшет». – Трубопровод этот уникальный, ведь работы придётся вести в сложных геологических, климатических условиях. Но более всего уникален тот факт, что за последние 10–15 лет это всего третий объект, начало которого (Куюмба) не соединено с действующей системой, а идёт от мест добычи к действующей системе. Он даёт возможность транспортировать новую нефть, а не перераспределять потоки ранее добытой. Это означает, что страна получит прирост по объёмам добычи.

Инфраструктура на перспективу

Сегодня же начинается активная стадия реализации проекта – строительство объектов нового магистрального нефтепровода. Как отмечает Юрий Лисин, на это получено разрешение Федерального агентства по строительству и жилищному хозяйству. Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по материалам инженерных изысканий и проектной документации МН «Куюмба – Тайшет». Таким образом, инвестор рассчитывает ещё до конца 2013 года завезти на строительные площадки в Сибири необходимое количество техники и приступить к комплексу строительно-монтажных работ по проекту МН «Куюмба – Тайшет».

Качество сварки первого стыка нефтепровода «Куюмба – Тайшет» положительно оценил технадзор

Нефтепровод пройдёт по территории двух регионов, его общая протяжённость составит 705 км. Из них 515 – по Красноярскому краю, 190 – по Иркутской области. Максимальная пропускная способность – 15 млн. тонн нефти. Для обеспечения технологического процесса перекачки нефти будут установлены магистральные насосные агрегаты. Всего же предусмотрено возведение 95 зданий и сооружений.

Учитывая масштабность проекта, инвестор решил разделить его на два пусковых комплекса. Первый будет запущен уже в 2016 году. Он включает в себя строительство линейной части трубопровода по двум регионам, двух первоочередных нефтеперекачивающих станций в Эвенкийском МО, центрально-ремонтной службы и базы производственного обеспечения в Богучанском районе. А для обеспечения нефтепровода электроэнергией «Транснефть» планирует построить объекты энергоснабжения. Второй этап предполагает строительство ещё двух НПС № 3 и № 4, завершится он в 2020 году.

– Мы посчитали важным построить ЛЭП. В будущем она обеспечит энергией не только наш, но и другие объекты, которые появятся в процессе развития территории. Это было принципиальное решение руководства «Транснефти», которое обойдётся в дополнительные 15 миллиардов рублей для проекта, – прокомментировал во время церемонии в Богучанах первый вице-президент АК «Транснефть» Юрий Лисин.

– Я уверен, что это правильно и для края, и для страны, учитывая те объёмы полезных ископаемых, которыми богата территория. Данное решение в будущем обеспечит для наших районов конкурентоспособность, ведь мы сможем, используя новую инфраструктуру, реализовывать новые проекты, – поддержал идею губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.

В обход заповедников

Во время строительства линейной части трубопровода предстоит пересечь один из самых сложных участков – через реку Ангара в районе села Богучаны. Общая протяжённость подводного перехода магистрального нефтепровода (ППМН) – 1,8 км. Это самая крупная водная преграда на всём маршруте «Куюмба – Тайшет». Строительством ППМН на этом участке займётся подрядная организация ЗАО «Возрождение». Всего придётся пересечь 111 водных преград, наиболее крупными из которых являются реки Чуна, Ангара и Бирюса. Для соблюдения природоохранного законодательства и промышленной безопасности планируется протянуть резервные нитки подводных переходов.

– Объект можно назвать уникальным, одним из передовых с технологической точки зрения. Нефтепровод будет оборудован системой утечек нефти, контроля давления трубы. Непосредственно из диспетчерского пункта мы будем видеть ситуацию на каждом участке трассы. Это позволит моментально реагировать в случае нештатной ситуации: из центра управления с помощью нажатия одной кнопки можно будет закрыть задвижки нефтепровода и приступить к оперативным мероприятиям, – рассказал вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай. 

Поставляются трубы с российских заводов – Челябинского, Волжского и Выксунского. На сегодняшний день железной дорогой уже отгружено более 100 км. Трубы имеют один из самых высоких классов прочности – К56. «По всем нашим нормативам для данного рельефа и местности это – самый подходящий класс», – замечает главный сварщик ООО «ЦУП ВСТО» (дочерняя структура ОАО «АК «Транснефть») Николай Иванов. Особый контроль обещает обеспечить компания и за процессом сварки по всему маршруту. Это продемонстрировали специалисты ЦУП ВСТО во время торжественной церемонии сварки первого шва. 

Магистраль ВСТО сыграла существенную роль
в повышении эффективности экспорта нефти

– Каждый шов у нас проходит тройной метод контроля. Так, например, при сварке обязательно делается подогрев поверхности металла. У представителей технадзора, наблюдающих за процессом, есть специальный контактный термометр, который позволяет определить температурные параметры. После сварки начинается зачистка шва, затем проводится визуально-измерительное обследование. Предусмотрен и ультразвуковой, радиографический контроль шва, – прокомментировал процесс Николай Иванов. На сложных подводных переходах контроль прокладки нефтепровода усиливается, поскольку они должны выдержать давление грунта и воды, а также динамические нагрузки от потока нефти, которые появятся внутри трубопровода при его запуске. 

Экологический аспект принимался во внимание ещё при проектировании трубопровода «Куюмба – Тайшет». Так, маршрут обходит стороной заповедники и особо охраняемые природные территории. Со слов первого вице-президента «Транснефти» Юрия Лисина, компания уже имеет неплохой опыт работы на территориях Крайнего Севера: «Мы отработали вопросы экологии в Заполярье, где сейчас также ведётся строительство. Поэтому, безусловно, будем обеспечивать сохранность и минимизировать влияние на хрупкую ранимую природу Крайнего Севера. Мы должны всегда помнить, что это – наша страна, наш дом, и после себя, после строительства необходимо оставить только хорошую память». Лисин добавил, что в структуре компании существует специализированное предприятие технического надзора, которое контролирует в том числе соблюдение норм экологической безопасности.

Следовать всем правилам экологической безопасности «Транснефть» будет требовать и от подрядчиков, участвующих в строительстве. При этом, по словам Юрия Лисина, к нарушителям будут применяться самые жёсткие меры вплоть до выдачи предписаний остановить работы. «Замечу, что такие предписания строители получают не только в случае брака, но и в случае отклонения от маршрута и нарушения экологических норм. А остановка для них означает ещё и штрафные санкции. Мы всегда заранее предупреждаем подрядчиков об этом», – рассказывает первый вице-президент АК «Транснефть».

Социальный список

Помимо производственных, запланировано и строительство социально значимых объектов, список которых был предложен властями Красноярского края. Перечень формировался с учётом потребностей районов, где будет вести строительство АК «Транснефть». По распоряжению губернатора Красноярского края при администрации год назад была создана рабочая группа, она занималась вопросами сотрудничества с инвестором по социальным направлениям – строительству объектов и поддержке коренных малочисленных народов. В 2013 году компания уже перечислила в две родовые общины «Мадра» и «Кунноир» 16,3 млн. рублей.

Все предложенные краем мероприятия собраны в общий план, стоимость его реализации – около 440 млн. рублей, отметил губернатор Лев Кузнецов. Так, среди соцобъектов, которые намерена построить «Транснефть», – детсад в посёлке Ангарский, детсад и школа в Куюмбе. Возвести предстоит также два жилых комплекса в посёлках Ангарский и Октябрьский Богучанского района. Кроме того, планируется реконструировать и оснастить оборудованием целый ряд других социальных учреждений.

На этапе строительства и эксплуатации появятся новые рабочие места для жителей Красноярского края и Иркутской области. К примеру, только на двух первоочередных НПC при их запуске будет создано 650 мест. В Приангарье в период строительства объекта «Транснефть» обещает задействовать 1,5 тыс. человек, во время эксплуатации – 300–400 человек. Из общего количества занятых на проекте, по словам вице-президента компании Алексея Сапсая, около трети придётся на население региона, местные подрядные организации. В 2013 году «Транснефть» уже привлекала к работам подрядчиков из Иркутской области и Красноярского края. По словам губернатора Льва Кузнецова, регион заинтересован в том, чтобы трудоустроить в том числе и представителей коренных малочисленных народов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры