издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Управляй тайгой

Лес, вырубаемый без счёта, вызывает у лесников не гордость, а тревогу

В Иркутске прошла международная научно-практическая конференция «Проблемы инвентаризации лесов и лесоустройства» . Совещаниями, конференциями, форумами, так же как и всевозможными смотрами и фестивалями разных уровней и направлений – региональными, общероссийскими, международными, – Иркутск не удивить. В конце лета и начале осени они следуют чередой, часто накладываются друг на друга. Понятное дело – все подобные мероприятия завершаются экскурсией на Байкал, который каждый россиянин должен увидеть хотя бы раз в жизни. А уж лесникам собраться в Иркутской области – святое дело.

 

– Не случайно местом проведения выбран Иркутск, учитывая тот факт, что наш регион на протяжении многих лет является ведущим субъектом Российской Федерации по объёму заготовки и переработки древесины, – поприветствовал собравшихся Кирилл Торопов, министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области. 

Министр прав. На протяжении десятилетий Приангарье вырубает своих лесов больше всех остальных субъектов Российской Федерации. Только сегодня речь о другом. В зале сидят не лесорубы, а лесники, лесоустроители, работники лесного хозяйства, учёные из пяти НИИ и пяти лесных вузов, изучающих лес живой, ещё не срубленный. Представители нескольких федеральных министерств, агентств и учреждений органов исполнительной власти (включая Министерство обороны РФ). Представители территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства, органов исполнительной власти из двенадцати субъектов РФ, которые реализуют полномочия в сфере лесных отношений. Плюс учёные и практики лесоучётных работ из Белоруссии, Германии, Финляндии и Дэвид Моралес – руководитель группы по национальному мониторингу и оценке лесов ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация) ООН. 

– Нам недостаточно знать, что мы имеем. Нам крайне важно знать, кто пользуется этим и как, – скажет чуть позже Моралес участникам конференции. Перечислив 14 ключевых критериев мониторинга и оценки состояния мировых лесов, он сравнил их с заповедями, одной из которых «…является осознание правительствами стран своей ответственности». 

Понятно, что Организацию Объединённых Наций тоже интересуют не объёмы древесины, заготавливаемой в России, а самочувствие русского леса, занимающего по площади примерно четверть от всех лесов Земли и оказывающего заметное влияние на качество среды 

обитания всего живого на планете. 

Участников конференции интересуют в первую очередь растущие деревья, которые необходимо правильно посчитать, чтобы обеспечить грамотное управление лесами и определиться, сколько срубленных деревьев будет означать экономическое развитие страны и где лежит та «красная черта», за которой начинается истребление лесов и, как следствие, деградация среды обитания. Они, судя по докладам, совсем не против рубок. Они тоже за развитие лесопромышленного комплекса, но не безудержное «чем больше, тем лучше», а разумное, взвешенное, научно обоснованное, неистощительное. В отличие от современного лесного бизнеса они осознают, что из коровы невозможно выдоить молока больше, чем она может дать. Лес, вырубаемый без счёта, вызывает у лесников не гордость, а тревогу. 

Лесники-профессионалы высшей квалификации собрались в Иркутске, чтобы коллективно обсудить проекты новых лесоучётных документов со скучными названиями, которые восстановят потерянные с принятием ныне действующего Лесного кодекса объективные знания количественных и качественных характеристик российских лесов, гарантируют своевременное выявление и прогнозирование процессов, оказывающих или способных оказать негативное воздействие на лесные экосистемы, многое другое. А самое главное, эти документы, после их доработки и принятия, будут способны возродить, восстановить, обеспечить утраченное государственное управление лесами, о которых, к собственному стыду, после 2007 года Россия знает гораздо меньше, чем необходимо для грамотного и эффективного управления.

– Эта конференция проводится не для галочки, – подтверждает официально продекларированную цель конференции её участник доктор сельскохозяйственных наук Андрей Филипчук, заместитель директора Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВБУ ВНИИЛМ). – Это уже традиционные встречи лесо-устроителей, на которых вырабатываются… Сказать судьбоносные решения – это, наверное, было бы очень громко, но решения, которые имеют очень важное значение для развития лесоустройства и государственной инвентаризации лесов. Это касается всего информационного пространства о лесных ресурсах нашей страны в самом широком понимании этого слова. То есть это не только древесные ресурсы, но и биомасса и продукция побочного пользования. Это и воздействие на леса, и лесопользование, и пожары. 

– Конференция называется научно-практической. Каким может быть её практический результат? 

До 2007 года уровень или объём лесоустроительных работ составлял от 38 до 45 миллионов гектаров. В 2007 году вступает в действие новый Лесной кодекс, в соответствии с которым лесо-устройство выпадает из системы бюджетного финансирования. Арендаторы не заказывали лесоустройство. Субъекты федерации с нищенскими бюджетами тоже не выделяют деньги на лесоустройство. И вот, собственно говоря, с 2007 года Федеральное агентство лесного хозяйства и Рослесинфорг, лесоустроители боролись за восстановление плановой составляющей лесоустройства и бюджетное финансирование. И только в 2012 году всё-таки были приняты поправки к Лесному кодексу, которые позволяют выделять финансирование государственного бюджета на проведение лесоустройства. И в 2013-м, в нынешнем году начинается уже некоторое оживление и возрождение. А на сегодняшней конференции очень важный момент – это обсуждение проекта новой лесоустроительной инструкции. В новых условиях требуется новая лесоустроительная инструкция. Но вопросов пока больше, чем ответов. 

Считаю нужным пояснить, что, несмотря на столь прозаическое и совсем несолидное название – «инструкция», это объёмный, наукоёмкий, основополагающий нормативный документ, в значительной мере определяющий государственную систему управления лесами, а значит, и фактическое состояние лесов страны. 

Выступление Юрия Гагарина, заместителя руководителя Рослесхоза, в программе конференции обозначено всего лишь как «приветственное слово». Но вместо парадно-высокопарных слов от имени государства Юрий Николаевич поделился… не скажу, что радостью, скорее осторожным оптимизмом.

– На мой взгляд, на всех уровнях власти наконец-то пришло осознание того, что дальнейшее развитие лесного комплекса сегодня невозможно без долгосрочного планирования. Только наличие достоверной информации о запасах спелой древесины, приспевающих насаждений, породного состава, качества лесов позволяет принимать решения, прежде всего по развитию лесного комплекса, инвестирования в лесопереработки, строительство лесной и лесозаготовительной инфраструктуры. А также  осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. 

Юрий Николаевич говорит не об ощущениях, не о субъективных предположениях и туманных перспективах, а о первых свершившихся фактах. Может быть, о зарождении в недрах федерального правительства той самой ответственности, о которой, как о важнейшей заповеди, упоминал в Иркутске представитель ООН. Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ рассказывает, что в прошлом году в России была принята специальная государственная программа по во-зобновлению и активизации лесоустроительных работ, которая «восстановила государственное финансирование лесоустройства в ежегодном объёме более 900 миллионов рублей». Фактическая реализация программы началась нынче. И, по мнению заместителя руководителя федерального агентства, небезуспешно.

– В 2014 году за счёт средств федерального бюджета, средств субъектов РФ, резервного фонда субвенций удалось в совокупности организовать леоустроительные работы в РФ на площади около 17 миллионов гектаров на сумму 

1 миллиард 360 миллионов рублей, – рассказывает Гагарин. С заметным удовлетворением он отмечает, что примерно на двух третях площадей (11 миллионов 300 тысяч га) проведено наземное лесоустройство, которое, несмотря на появление космических и новых информационных технологий, остаётся самым качественным, точным и полным «приведением лесов в известность». 

В сравнении с предыдущими годами вплоть до 2007-го, до вступления в силу нового Лесного кодекса, объёмы нынешнего лесо-устройства не просто «значительны», как скромно определил их Юрий Гагарин, они колоссальны. Но если сравнить с тем, что делалось для эффективного управления российскими лесами при «старом» кодексе, цифра существенно теряет своё величие. Тогда, до принятия ныне действующего кодекса, в нашей стране лесоустройство, преимущественно наземное, проводилось ежегодно примерно на 40 (!) миллионах гектаров. Российская школа «приведения лесов в известность» считалась если и не лучшей, то одной из лучших на планете. А вот в том, что это «хорошее начало», с Юрием Николаевичем не поспоришь. Действительно начало, но пока ещё не движения вперёд, а всего лишь возвращения к бережному и разумному использованию старого, проверенного, надёжного опыта, незаслуженно отброшенного реформаторами. 

– Хотел бы отметить главное событие нынешнего, 2014 года, – говорит участникам конференции Юрий Гагарин. – ФГУП «Рослесинфорг», которое традиционно является исполнителем данных работ, исключено из плана приватизации федерального имущества РФ. То есть сегодня эта беда, эта угроза миновала. 

Таким сообщением маленькие радости, рождающие оптимизм, похоже, закончились. Началась работа над проектом новой лесо-устроительной инструкции. Профессионалы, практики и учёные, много спорили, но больше не о сути, а о форме. У меня, слушающего и наблюдающего со стороны, создалось впечатление, что принципиальных разногласий по сути, по научному наполнению будущего нормативного документа было не очень много. Что надо делать для пользы лесу и государству, понимали практически все. Не понимали, как это написать и обеспечить практическое выполнение написанного, чтобы не войти в противоречие с действующим Лесным кодексом. Разработчикам главного лесного закона России и депутатам, проголосовавшим в 2006 году за его принятие, думаю, сильно икалось. Их вспоминали ежечасно. И далеко не самыми добрыми словами.

– Такие конференции для леса и лесной отрасли очень важны, – во время перерыва делится впечатлениями Виктор Нефедьев, доктор географических наук, главный научный сотрудник Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН. – Здесь коллективно вырабатываются, вы же сами видите и слышите, научные и практические принципы, на которых строится нормативный документ. Он будет определять подходы к новым методам сбора, хранения объективной информации и её использованию в последующей практике. Это очень важно, потому что тот Лесной кодекс, который был, он очень много, говоря по-русски… погубил.

– Вы говорите о действующем кодексе в прошедшем времени? – спрашиваю с удивлением. 

– Он есть, но я об этом сказал и в своём докладе, что его правят-правят… Его не исправить. Его надо менять полностью! Такие совещания создают фундамент в том числе и для будущего изменения Лесного кодекса. 

Поговорить с Юрием Гагариным во время перерывов оказалось практически невозможным. Его немедленно окружали коллеги. Подсел во время работы конференции. 

– Нам очень важно с помощью учёных найти правильные решения и применить их в практике, которая напрямую зависит от лесоустроительной инструкции. Какая будет у нас методика государственной инвентаризации лесов, какой будет лесоустроительная инструкция – такой будет и практика. Сегодняшние документы позволяют нам делать некачественную работу. Некачественную! Они не мотивируют лесопользователей на безусловное обеспечение возобновляемости ресурса. Не мотивируют на равномерность лесопользования. Мы для того и собрались, чтобы при подготовке документа ничего не забыть, не допустить ошибок. По окончании конференции будем внимательно читать каждое выступление, каждое предложение и постараемся скомпилировать общий нормативный акт. Вот цель и задача этой конференции. Мы привлекли лучших людей в отрасли, самых высококлассных профессионалов. Здесь бывшие и действующие практики, опытные учёные. Благодаря им надеемся получить хороший продукт, с помощью которого можно решить проблемы лесоустройства и проблемы государственной инвентаризации лесов, как указано в теме конференции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры