издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дело Владислава Матвеева завершилось обвинительным приговором

Приговор Октябрьского районного суда Иркутска, вынесенный на прошлой неделе бывшему следователю регионального управления Следственного комитета России Владиславу Матвееву, оказался довольно суровым: 6 лет колонии общего режима, лишение звания «юрист 1 класса» и права занимать должности представителя власти на три года, а также 250 тысяч рублей штрафа. «Лучший следователь Иркутской области», в недавнем прошлом получивший из рук губернатора ключи от автомобиля в награду за выдающиеся успехи по службе, явно надеялся избежать колонии. Когда шёл судебный процесс, бывший «важняк», обвиняемый в должностных преступлениях, твердил, что будет оправдан и «об этом напишут во всех газетах».

Напомним, Владислав Матвеев, работавший до 2011 года в отделе по расследованию особо важных дел СУ СК России, обвинялся в хищении вверенного ему имущества с использованием служебного положения в особо крупном размере. В апреле 2008 года в ходе обыска у Вадима Молякова,  подозревавшегося в бандитизме и заказном убийстве заместителя прокурора города Братска, Матвеевым были изъяты деньги в сумме 1 млн 487 тыс. рублей, 76 тыс. долларов США, 1300 евро и 600 швейцарских франков. Мер к их учёту и регистрации руководитель следственной группы не принял, хранил эти «вещдоки» в своей спортивной сумке, которая лежала в сейфе служебного кабинета. Позднее в то же «хранилище» Владислав Матвеев стал отправлять и крупные суммы, изымаемые у других фигурантов расследуемых им уголовных дел. Свидетели, бывшие коллеги подсудимого, на допросах в суде подтвердили, что ключ от шкафчика, где хранилась сумка с чужими миллионами, Владислав всегда держал при себе. Суд счёл доказанным факт хищения Матвеевым в общей сложности 8 млн 260 тыс. рублей, принадлежащих подследственным (из них 5 млн 681 тыс. – Молякову). Обвинение экс-следователя в преступлении по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение в особо крупном размере с использованием служебного положения) нашло в суде подтверждение, несмотря на попытки адвоката Игоря Кустова представить дело так, будто из-за неохраняемого как положено здания и отсутствия специальной банковской ячейки для изъятых ценностей сумку с миллионами мог похитить любой из сотрудников и посетителей управления СК. Сам подсудимый пошёл ещё дальше, пытаясь объяснить пропажу чужих денег из кабинета: на допросе он не моргнув глазом обвинил в краже своего бывшего руководителя.      

Не получилось у стороны защиты «отбить» и обвинение экс-следователя в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). В 2010 году по указанию Владислава Матвеева было проведено 16 обысков в квартирах жителей Братска, не причастных ни к одному из расследуемых преступлений. Силовые акции, вызвавшие большой резонанс в городе, оказались нацелены в первую очередь на тех, кто по оперативным учётам числился в так называемой братской мафии. Владиславу Матвееву, по мнению стороны обвинения, хотелось продемонстрировать собственное превосходство над людьми, имевшими авторитет и в деловой, и в криминальной сферах. В суде подтвердилось изготовление бывшим следователем подложных документов, с помощью которых ему удалось ввести в заблуждение представителей Фемиды, выдавших санкции на незаконные обыски. 

В ходе этих «следственных действий», проводившихся под руководством «лучшего по профессии», были изъяты ценности на сумму около семи миллионов рублей. Они не имели отношения ни к одному из расследуемых уголовных дел. Только из квартиры председателя Федерации дзюдо Сибири Игоря Абанина исчезли при обыске вещи на сумму 6 млн 296 тыс. рублей: охотничьи ружья, лом ювелирных изделий, килограмм золотых слитков, 25 банковских монет, мобильные телефоны стоимостью в сотни тысяч рублей, часы с надписью «Президент Путин В.В.», ноутбуки, видеокамеры, фотоаппараты и т.д. В общей куче «вещдоков» оказался даже орден Ленина деда Игоря Абанина. Обыски были проведены также в квартирах Лазарева, Решетникова, Антипина, Кислицкого и других жителей Братска. У одних были изъяты миллионы рублей, у других – только семейные фотоальбомы. В суде потерпевшие рассказывали, как следователь Матвеев хвалился, что пересадит вслед за Моляком и всех его сподвижников из братского преступного сообщества. Из потерпевших не явились на допрос в суд лишь Игорь Абанин с супругой: прислали из Чехии, где живут в настоящее время, заявление, что выехать в Россию не имеют возможности. А жаль.Наверное, они рассказали бы суду, в каком состоянии оказалась их квартира после обыска. И не только о выбитых дверях в спальню и кабинет «главного мафиози» региона по прозвищу Бешеный, но и о его постели, на которую помочился «борец с организованной преступностью».

Суд признал, что незаконными действиями представитель власти нанёс тяжкий ущерб потерпевшим. В первую очередь – материальный. Ни копейки из незаконно изъятого на обысках к хозяевам уже не вернулось. Как подтвердилось в суде, Владислав Матвеев проявил беспрецедентную халатность, когда перевозил ценные вещи и деньги, хранившиеся в кабинете одного из руководителей милиции Братска. В феврале 2011 года он погрузил «улики» в личный автомобиль и на ночь глядя, один, без охраны, отправился из Братска в Иркутск. На 396-м километре трассы на его «Хонду» вдруг напали разбойники, обстреляли, положили в снег вниз лицом и похитили весь перевозимый груз ценой 8 млн 562 тыс. рублей. По факту разбойного нападения было возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время приостановлено «в связи с неустановлением лиц, причастных к преступлению». Установить их наверняка не удастся: следователи, выезжавшие на место происшествия, рассказали в суде, что «разбойное нападение», по их мнению, было инсценировано самим Матвеевым. Как бы там ни было, ответственности за преступление по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) он не понесёт: для этого истёк срок давности. 

Выступая в прениях, Владислав Матвеев, сумевший нанести преступности, организованной и не очень, материальный вред в общей сложности на 17 миллионов рублей, признал свою вину только в халатности. Во-первых, наказание за неё ему уже не грозило (срок давности истёк ещё до того, как дело поступило в суд). А во-вторых, в подобных случаях суд уже не удовлетворяет гражданские иски на возмещение ущерба в рамках уголовного дела. Жертвы «борца с мафией» смогут теперь вернуть свои миллионы, только обратив исковые требования к Министерству финансов России: за незаконные действия сотрудника правоохранительного органа ответственность несёт государство. Так что  потерпевшие (кстати, многие из них сегодня отбывают наказание в местах лишения свободы за совершение убийств и других особо тяжких преступлений) получат из казны Российской Федерации всё, что присвоил или отдал «разбойникам» Владислав Матвеев. До копеечки. А уж рассчитавшись с пострадавшими, Минфин России сможет предъявить иск к бывшему следователю. 

В судебном процессе не раз, конечно, возникал вопрос, на что Владислав Матвеев потратил огромные деньги, изъятые у подследственных? Рост его благосостояния был заметен невооружённым глазом: «лучший следователь» стал давать в долг сотни тысяч коллегам, часто менять машины, которые, правда, записывал на родных. Одну из таких покупок – новенькую «Ауди А6», оформленную на мать, – Владислав и его младший брат Виталий разбили, не успев поставить на учёт и застраховать. После чего сговорились возместить ущерб за счёт страховой компании, предоставив ей заведомо ложные документы. В результате они получили 1 млн 979 тыс. рублей, а филиал Ингосстраха – снятую с регистрационного учёта разбитую машину. Впоследствии страховщики провели проверку и изобличили Матвеевых в обмане. В прениях по уголовному делу адвокат Игорь Кустов заявил, что уголовное преследование Владислава и Виталия Матвеевых по ст. 30 ч. 3 ст. 159 ч. 4 следует прекратить, поскольку они добровольно отказались довести преступление до конца: попросили маму, владелицу «Ауди», написать заявление с просьбой аннулировать страховой полис и страховое возмещение.

Кстати, прения сторон проводились дважды, поскольку дело направлялось на дополнительное расследование из-за вновь открывшихся обстоятельств. Когда судебное следствие было завершено, Виталий Матвеев неожиданно заявил, что в страховой компании им предложили взятку за урегулирование вопроса о возмещении ущерба, и только поэтому они не сразу обратились к матери с просьбой аннулировать выплату. Пришлось вызывать в суд для дачи показаний «вымогателей», шокированных таким «наездом», и «свидетелей» инцидента, друзей подсудимых. Заявление младшего Матвеева не нашло подтверждения. 

В ходе прений государственный обвинитель Александр Шкинёв, старший прокурор отдела прокуратуры области, просил суд признать Владислава Матвеева виновным во всех инкриминируемых преступлениях и назначить ему 8 лет колонии с лишением звания «юрист 1 класса» (соответствует званию капитана) и права занимать должности представителя власти. Виталия Матвеева за единственное преступление прокурор счёл возможным наказать штрафом в сумме 70 тысяч рублей и условным сроком два года. 

Приговор оглашался три дня. Судья признала, что содеянное квалифицировано стороной обвинения в соответствии с законом, собранные доказательства полностью изобличают Матвеевых в совершённых преступлениях. Зато в показаниях свидетелей защиты судья усмотрела противоречия. Так, жена Владислава рассказала, что консультирует бизнесменов и  зарабатывает очень достойные деньги. Сам бывший следователь, как он заявил, ссужал большие суммы под проценты, и ростовщичество приносило ему немалый доход. Тогда непонятно, почему родителям, по их словам, приходилось постоянно помогать семье сына, давать деньги на отдых, на различные покупки. Показания родственников и друзей принесли  Владиславу Матвееву мало пользы.

Пока оглашался приговор, бывший борец с преступностью пытался показать, что ему всё нипочём: с того места, где он сидел, слышались смешки. Но, когда судья озвучила назначенное ему наказание, стало ясно, что он всё-таки надеялся на условный срок. Из зала судебные приставы выводили Владислава Матвеева без наручников, при этом бывший сотрудник правоохранительных органов кричал: «Здесь всё проплачено!» Кстати, и в ходе процесса он, бывало, заявлял в кулуарах: «Меня заказал Следственный комитет». И ещё одна странная фраза прозвучала из его уст перед тем, как он отправился в тюрьму: мол, то, что было до приговора, можно забыть; теперь, после приговора, всё будет по-другому. В этих словах присутствующие услышали намёк, что осуждённый собирается «разоблачать» своих бывших руководителей и коллег по Следственному комитету. 

Прокурор Александр Шкинёв заявил, что сторона обвинения удовлетворена приговором: 6 лет колонии с лишением звания, а после отбытия наказания – права занимать должности представителя власти в течение трёх лет для Владислава Матвеева. Кроме того, оба брата будут выплачивать штраф – 250 тысяч рублей каждый. Владислав Матвеев и его защитник, вероятно,  обжалуют приговор. Зато один из главных пострадавших – Вадим Моляков, которого по его ходатайству доставили из колонии под Екатеринбургом для участия в суде над Матвеевым, – явно был доволен, что в СИЗО на этот раз он поедет вместе со следователем, который засадил его на 25 лет. Если апелляционная инстанция оставит приговор в силе, отбывать наказание бывший сотрудник правоохранительных органов будет среди «своих» – в лагере Мордовии. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры