издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Недостача воды

  • Автор: Георгий БОРИСОВ

Пока идут споры об уровне Байкала, маловодье в той или иной степени затронуло Россию в целом. Практически на всех реках, где построены каскады ГЭС, ощущается нехватка гидроресурсов. И если в Сибири прогнозы притока на второй квартал особых опасений не внушают, то в Поволжье говорят о существенном отклонении от нормы, в силу которого воду придётся экономить всем пользователям.

Официальные отчёты Федерального агентства водных ресурсов особого оптимизма не внушают. Согласно им 13 мая высокая водность была отмечена лишь в Приморском крае, Ленинградской и Свердловской областях, а в Якутии её только прогнозируют на Вилюе, Колыме и в верховьях Алдана. Приток в значительную часть российских рек остаётся на среднем уровне. Однако маловодье установилось именно там, где сосредоточены крупнейшие ГЭС: в Хакасии, Красноярском крае, Иркутской области. От него страдают и в Бурятии, Тыве, Забайкальском крае, Чукотском и Ненецком автономном округах, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Сахалинской областях. Аналогичная ситуация наблюдается в бассейне Дона.

Байкал ушёл на повышение

Впрочем, есть положительная новость: Байкал начал наполняться. К 26 апреля уровень воды в озере упал до 455,86 см по Тихоокеанской системе высот (чуть выше, чем прогнозировали учёные из Иркутского научного центра СО РАН и гидрометеорологии), а затем начал постепенно расти. По данным Енисейского бассейнового водного управления, к 13 мая он достиг 455,89 м ТО. Учитывая, что Иркутская ГЭС продолжает работать с минимально допустимыми сбросными расходами в 1300 кубометров в секунду (такой режим был установлен ещё прошлой осенью, ледовая обстановка в феврале-марте нынешнего года позволила снизить попуски до 1250 кубов ежесекундно), а в мае начинается естественное заполнение озера, следует ожидать, что в начале июня уровень Байкала превысит нижнюю отметку в 456 м, регламентированную постановлением правительства России № 234. Относительно точный прогноз на третий квартал – ключевой в решении вопроса о том, как будут работать Иркутская ГЭС и региональная энергосистема в целом – станет известен лишь в конце первого летнего месяца. 

На других станциях Ангарского каскада таких сложностей нет. В Братском море вода находится на отметке 395,87 м по Балтийской системе высот, в водохранилище Усть-Илимской ГЭС – 295,24 м БС. С одной стороны, эти показатели не дотягивают до нормальных подпорных уровней. С другой – существенно превышают уровни мёртвого объёма, ниже которых сработка обоих водохранилищ в нормальных условиях эксплуатации не допускается. Водохранилище Богучанской ГЭС, в свою очередь, достигло отметки 207,47 м БС, так что его заполнение, после которого станция может выйти на установленную мощность, довольно скоро завершится. 

Обстановка на Енисейском каскаде разнится от станции к станции. Так, водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС 13 мая достигло отметки 503,83 м БС, что на 1,91 м выше, чем было год назад. А уровень воды на Красноярской ГЭС – ниже, чем в тот же день прошлого года: 233,67 м БС против 234,63 м БС. При этом уровень мёртвого объёма для водохранилища КГЭС составляет 225 м БС. В то же время прогноз на второй квартал даёт разброс притока в водо­хранилище Красноярской ГЭС от 2600 до 3400 кубометров в секунду при норме 2980 кубов ежесекундно. В случае Саяно-Шушенской ГЭС ожидается приток ниже среднего многолетнего: 1800–2400 кубометров в секунду вместо 2570.

Стоп, машина

Ситуация на Волге, где воды не хватало и в 2014 году, внушает гораздо большие опасения. «Все без исключения водопользователи бассейна реки ощутят на себе последствия текущего маловодья, – подводят в пресс-службе ОАО «РусГидро» итоги круглого стола «Прохождение половодья на Нижней Волге в условиях пониженной водности», который прошёл 7 мая на Волжской ГЭС. – При планировании своей деятельности они будут вынуждены предпринимать специальные меры экономии водных ресурсов». По данным, которые привёл на нём руководитель Нижне-Волжского бассейнового водного управления Анатолий Быков, к началу специального обводнительного попуска, который в 2015 году пришлось устроить для обеспечения работы всех водопользователей, на Волжско-Камском каскаде было накоплено 50,6 кубокилометра гидроресурсов. Это на 8,7 кубокилометра меньше, чем было перед попусками 2014 года. В то же время зимой было не так много снега, так что ожидаемый приток в период половодья будет существенно ниже нормы. 

«В этом году максимальные сброс­ные расходы на обводнение Волго-Ахтубинской поймы составят 16 тысяч кубометров в секунду, а не 25 тысяч, как в многоводные годы, – констатировал Быков. – На большее просто нет физической возможности. Тут всё просто: если отдать всю воду сейчас, то в меженный период мы получим серьёзные проблемы, несравнимые с теми, что мы имеем сегодня. Например, нарушение работы водозаборов Волгограда и Астрахани. В итоге пострадают все отрасли, в том числе сельское и рыбное хозяйство, которые испытывают в настоящий момент наибольший дискомфорт. Поэтому сегодняшняя экономия водных ресурсов – это единственно возможный компромисс». Для того чтобы его достичь, гидроэнергетики уже были вынуждены на четыре дня в апреле остановить Угличскую ГЭС. Только такой способ позволил достичь минимально допустимой навигационной отметки. Рыбинская ГЭС, расположенная ниже по течению, не работает с 19 апреля, а не так давно по указанию Росводоресурсов простой был продлён до 16 мая. «Прогнозы не утешают: суммарный приток воды в водохранилища на Волге и Каме в мае ожидается в пределах 43–63 кубокилометров (при норме 72,0 кубокилометра), во втором квартале – 110–130 кубокилометров (при норме 161 кубокилометр), – заметил в продолжение темы заместитель директора департамента по эксплуатации и управлению режимами «РусГидро» Тимур Хазиахметов. – Поэтому наша основная задача в маловодье – обеспечить работу гидростанций с максимальным КПД и ограничить непроизводительное расходование водных ресурсов». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры