издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Принцип метро

Администрация Иркутска представила концепцию развития транспортной инфраструктуры

Застарелые транспортные проблемы Иркутска особенно усугубились в последние годы. Число жителей областного центра и пригородов растёт. Количество личных авто достигло критического уровня. При этом основной поток транспорта проходит по нескольким магистралям – улицам Розы Люксембург, Ленина, Советской, Лермонтова. Заторы образуются из-за того, что большая часть маршрутов проходит через центр города. В центральную часть устремляются как те, для кого это пункт назначения, так и те, кто проезжает транзитом.

Решить нелёгкую задачу – создать комфортные условия пользования транспортом – призвана новая концепция развития дорожной инфраструктуры. На прошлой неделе документ журналистам представили исполняющий обязанности начальника управления – главного архитектора города управления архитектуры и градостроительства Иркутска Сергей Александров и начальник управления транспорта Юлия Гордина.

По словам Сергея Александрова, количество личного транспорта в Иркутске достигло уровня 400 автомобилей на тысячу человек. До нынешнего года в генеральном плане именно этот норматив значился как ключевой. Поскольку за резко возросшим парком личных авто дорожной сети угнаться вряд ли удастся, сейчас специалисты предлагают на транспортное развитие города взглянуть с другой позиции – с позиции комфорта пассажира. И выстраивать городскую среду, исходя из этого приоритета. Город должен предоставить человеку достойную альтернативу личному транспорту. К такому видению приходят планировщики в западных городах России, в том числе столице. 

В соответствии с этой концепцией на первое место поставлено удобство пешехода – горожанина или гостя города. Второй приоритет отдаётся велотранспорту. На третьем месте идёт общественный транс­порт, и лишь затем личные автомобили. Концепция подготовлена в таком формате, что в первую очередь говорится о создании тротуаров, велодорожек, удобной инфраструктуры общественного транс­порта, организации выделенных полос для него. 

Начать изменения решили с центральной части города. «Личный транспорт занимает огромное пространство в центре. Надо привыкнуть к мысли, что основная часть центра в перспективе будет пешеходной. Весь центр города в Иркутске находится в шаговой доступности. От улицы Советской до Горького можно дойти за 10 минут. Мы же привыкли подъезжать на машине к самому крыльцу магазина, – констатирует Юлия Гордина. – Уже осенью в городе начинается пилотный проект. Мы объявляем конкурс на организацию сети платных парковок в центре города – на улицах Карла Маркса, Дзержинского, Свердлова, Горького. Всего будет 1200 парковочных мест. В нынешнем году выберем единого оператора, который возьмётся за весь объём. Планируем, что весной все работы будут завершены. 

Люди должны привыкнуть к мысли, что бесплатных пространств для парковки в центре города не будет. Если автомобилист решил поехать в центр на личном транспорте, он должен готовиться заплатить за парковку. Первые 15 минут машина будет стоять бесплатно, за остальное время насчитывается почасовая оплата. Заплатить можно будет через паркомат, по электронным картам или СМС. Для людей, которые воспользовались парковкой и не заплатили, будут введены штрафы. Контроль за порядком на парковках будет вестись с помощью камер». 

По новой концепции кроме пешеходов по центру города смогут свободно передвигаться велосипедисты. Сейчас в областном центре есть всего несколько маршрутов, подходящих для велотранспорта. Например, в Академгородке и на бульваре Гагарина. В перспективе веломаршруты будут проложены по всей территории города. Сейчас наличие дорожки для велосипедов прописывается во всех технических заданиях на проектирование новых дорожных объектов. Полоса для велосипедов будет обустроена на отрезке набережной от плотины ГЭС до бульвара Постышева, а также в микрорайоне Солнечный.

Распутать транспортные узлы города разработчики концепции планируют с помощью организации «кольцевого» движения в городе. Задача этого приёма проста – освободить и так загруженный центр от транзитного транспорта. Сейчас большая часть потока движется через центральную часть Иркутска. Здесь и общественный транспорт, и личные автомобили. Более детальные расчёты – какое количество людей и автомашин передвигается через центр, куда направляются потоки – только предстоит сделать транс­портникам. Но уже сейчас очевидно, что большое влияние на систему оказывают потоки, которые движутся из пригородов и обратно. 

По прогнозам специалистов, в ближайшие 20 лет численность посёлков, примыкающих к Иркутску, вырастет в 2–3,5 раза. Ожидается, что с 390 тысяч до полумиллиона увеличится число жителей в направлении Ангарска, с 290 до 660 тысяч – население посёлков в шелеховском направлении, до 300 тысяч прогнозируется рост количества жителей Байкальского тракта. Активно развивается жилищное строительство в районе Качугского тракта.

Въезжающим в город автотранс­портом особенно загружены магистрали, ведущие с ангарского направления. Уже сейчас здесь проезжают более 20 тысяч автомобилей в сутки. Далее у автомобилистов есть только два варианта движения: либо в сторону Иннокентьевского моста, либо в сторону улицы Трактовой. Как отметил Сергей Александров, при такой загрузке в крупных городах открывают платные магистрали.

В силу особенностей застройки Иркутска невеликий выбор есть у транспорта, который передвигается из других точек. Например, житель пригорода, чтобы проехать из микрорайона Луговое или Маркова в сторону Качугского тракта, скорее всего, не минует Глазковский мост и дальше будет двигаться через центр. Хотя ему туда и не надо. Чтобы добраться из Иркутска-II в Свердловский округ, у автомобилиста не получится объехать улицу Боткина и 2-ю Железнодорожную. «Транзит из района в район идёт через одни и те же улицы. Люди вынуждены ехать по ним, потому что сейчас это наиболее удобные пути», – говорит Сергей Александров.

Чтобы разгрузить «узкие места», специалисты предлагают 20 основных решений. Первым номером стоит строительство объездной дороги от Первомайского и Университетского до Ново-Ленино. Скоростная магистраль протянется на семь километров, проект включает в себя строительство моста через Иркут протяжённостью около 900 метров. Необходимо отметить, что решение для города это не новое, обсуждается давно. Но пока дальше планов дело не шло. Если дорога будет построена, снимется нагрузка с улиц Боткина и Джамбула. 

Кроме того, улучшению ситуации будет способствовать расширение дорог на значимых перекрёстках, например, в районе улиц Сергеева, Аргунова, Улан-Баторской, Вампилова. В число приоритетных решений включена реконструкция Маратовской развязки. Речь идёт не о полном варианте, а о расширении кольца. Часть работ начнётся уже в нынешнем году. 

Кроме того, новый Академический мост планируется продлить от улицы Партизанской, дальше будет организована скоростная магистраль. В плане также стоит начало организации поперечных связей южного обхода города с большим транспортным кольцом в районе Каи и строительство южного обхода на территории посёлка Марково. Важным направлением движения станет дополнительный путепровод из Ново-Ленино в сторону Иркутска-II. В южной части города проспект Жукова планируется продлить до полуострова Чертугеевский. Это часть запланированных изменений.

Некоторые изменения, запланированные в концепции, уже начали осуществляться. Так, в районе По­кровского рынка в нынешнем году сделали расширение проезжей части и организовали дополнительный съезд. В микрорайоне Первомайский выполнен левоповоротный съезд на улицу Вампилова. 

Кардинальные изменения ожидают общественный транспорт. Сегодня 85 городских маршрутов останавливаются на Центральном рынке. В центр едут также пригородные и междугородные автобусы. «Сейчас по улице Ленина проезжает более 300 автобусов в сутки, что сопоставимо с пассажиропотоком метрополитена. И вообще так исторически сложилось, что здесь проходят и автобусы, и троллейбусы, и трамваи. Такого дублирования быть не должно», – считает Сергей Александров.

Из первоочередных мероприятий, которые уже выполнены, – администрация Иркутска пересмотрит практически весь центр города, а также улицы Маяковского, Гоголя и другие наиболее загруженные улицы для организации новых маршрутов. Следующим шагом станет оптимизация городских маршрутов. Дублирующие маршруты будут упразднены. Маршруты, совпадающие по движению более чем на 70%, объединят. «Например, из Вересовки, станции Батарейная и Горки пассажиров будут подвозить до Подстанции, далее они смогут добраться до любой точки города. Людям удобнее, к примеру, с Батарейной приехать с интервалом 15 минут, чем час ждать автобуса, который довезёт до центра», – объясняет Юлия Гордина.

По новой концепции маршрутов общественного транспорта станет меньше, но организованы они будут лучше, увеличится пропускная способность. По всему городу планируется организовать сеть транс­портных пересадочных узлов (ТПУ). Жители пригородов будут доезжать до этих центров и далее пересаживаться на городские маршруты, которых будет не больше 50. К строительству ТПУ городская администрация планирует привлечь бизнес. На «перевалочных пунктах» пассажиры смогут пройтись по магазинам, перекусить, отдохнуть в комфортных условиях, узнать, когда подойдёт следующий автобус. 

Движение в городе будет устроено по принципу метро. Но вместо вагонов под землёй людей станут перевозить низкополые вместительные автобусы. Как и в метро, планируется организовать несколько веток. Например, по Куйбышевской линии автобус привезёт пассажиров в предместье Марата. Солнечная линия будет курсировать по улице Байкальской. Автобусы будут двигаться по выделенным линиям, за счёт чего увеличится скорость следования. 

В общую систему будут вписаны другие виды транспорта – трамвай и троллейбус. Приоритет в этой паре отдаётся троллейбусному сообщению. Пассажиры также смогут удобно передвигаться по городу на электричках. Ключевыми станциями станут Академическая, Иркутск-Пассажирский, Кая. Станция Военный городок будет переименована в Ангарскую. В Ленинском районе в сеть городских перевозок будет подключена станция Иркутск-Сор­тировочный.

«Задача городских властей – предоставить горожанам альтернативу; ездить же по городу на личном транспорте или на велосипеде – люди решат для себя сами», – заключил Сергей Александров.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры